К тайнам слова: phrasis logos (практическая фразеология)


Хардина В.В.
Программа элективного курса для учащихся 6 классов
«К тайнам слова: фразис логос (практическая фразеология)»
Пояснительная записка к программе
Настоящая программа элективного курса для учащихся 6 класса составлена
- в соответствии с нормативными документами: Законом РФ «Об образовании», Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования России № 1019 от 5 марта 2004г.), Образовательной программой МБОУ СШ №31, Положением МБОУ СШ № 31 о рабочих программах;
- на основе программы элективных курсов «Фразеология русского языка». Составитель: кандидат филологических наук Я.М. Стулова; рецензенты: Н.В. Беляева, руководитель научно-методического центра Тверского областного института усовершенствования учителей, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, Н.М. Лебедев, старший научный сотрудник научно-методического центра ТОИУУ, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ.
Программа ориентирована на УМК под редакцией М.М. Разумовской: Русский язык. 6 кл.: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2014.
Цели курса: реализовать интерес к русскому языку, научить правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами как в устной, так и в письменной речи, способствовать развитию навыков работы со справочной литературой, формированию навыков исследовательской работы и проектной деятельности средствами предмета.
В результате изучения курса учащиеся должны:
 - знать место фразеологии в общей системе языка, основные признаки фразеологизмов, роль фразеологизмов в речи, правила употребления фразеологизмов в речи, основные фразеологические словари и справочники; фразеологическое поле в учебнике русского языка для 6 класса под ред. М.М. Разумовской;
- уметь выделять в тексте фразеологизмы, определять их синтаксическую роль в предложении, в доступных случаях определять лексическое значение фразеологизмов, использовать их в речи, пользоваться фразеологическими словарями и справочниками;
- провести исследование и разработать монопредметный проект (проект, реализуемый в рамках одного предмета)
Общая характеристика и актуальность курса
Фразеология как самостоятельная лингвистическая дисциплина возникла в 50-е годы  двадцатого века. Ее развитие связано с работами крупнейшего отечественного языковеда В.В. Виноградова, который заложил основы фразеологии.
Фразеология как раздел науки о языке изучает фразеологические единицы в различных аспектах: с точки зрения их значения, употребления, отношений между ними (синонимии, антонимии, омонимии), образования и преобразования в речи, стилистической принадлежности фразеологизмов.
Практическая значимость изучения фразеологии школьниками - повышение их культуры и обогащении речи. В 5 классе учащиеся знакомятся только с понятиями «фразеология», «фразеологизмы». В 6 классе фразеология представлена только как один из аспектов изучения родного языка, а в учебниках есть задания по фразеологии, кроме того, они включены в контрольно-измерительные материалы и олимпиадные работы разного уровня, поэтому элективный курс надо рассматривать как компенсаторную меру в преодолении дефицита изучения фразеологии в школе.
Элективный курс предполагает расширение объёма учебной информации, что позволяет избежать неоправданного дублирования материала, изучаемого в основном курсе русского языка.
Одновременно изучение фразеологии дает возможность для развития у учащихся навыков исследовательской работы и проектной деятельности средствами программного материала, представленного в учебнике 6 класса под редакцией М.М. Разумовской.
Элективный курс ориентирован на личность обучаемого: из объекта учебной деятельности - в субъект, который сам ставит перед собой задачи, сам продумывает пути их решения, сам действует, сам отвечает за полученный результат. Задача учителя - сопровождать образовательный процесс учащегося, чтобы помочь, если в этом возникнет необходимость.
В соответствии с государственным стандартом основного общего образования  по русскому языку планируется реализация следующих способов деятельности:
- познавательная (способствует овладению навыками познания окружающей действительности, творческому подходу к решению учебных и практических задач, участию в проектной деятельности);
- информационно-коммуникативная (реализует адекватное восприятие устной речи, осознанное чтение текстов различных стилей и жанров, владение монологической и диалогической речью, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации)
- рефлексивная (обеспечивает владение навыками контроля и оценки, умениями совместной деятельности, оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей).
Форма организации работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная. Виды деятельности: практические занятия, проектная и исследовательская деятельность, творческая работа. Практико-ориентированные формы организации учебной деятельности способствуют усилению интереса школьников к предметам гуманитарной направленности путём увеличения значимости самостоятельной и проектной деятельности.
Оценка деятельности каждого учащегося проводится в виде зачётной работы. Образовательный продукт курса: монопредметный проект (проект, реализуемый в рамках одного предмета) как результат коллективной и групповой работы учащихся.
На изучение элективного курса в 1 полугодии 2015-2016 г. отводится 16 часов.
Содержание программы (16 часов)
Введение (1 ч)
Предмет фразеологии. Отличие фразеологизма от свободного сочетания слов. Функции слов в составе фразеологизма.
Употребление фразеологических оборотов в речи (5 ч)
Группы фразеологических оборотов по значению. Многозначные фразеологические обороты. Синонимические ряды фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы. Стилистическая характеристика фразеологизмов. Особенности и сфера употребления нейтральных, книжных, разговорных и просторечных фразеологизмов. Фразеологизмы активного употребления. Устаревшие фразеологизмы. Лексическая и грамматическая сочетаемость фразеологических оборотов с другими словами в связной речи.
Грамматическое строение фразеологических оборотов (4 ч)
Фразеологизмы, равнозначные предложению. Фразеологизмы, равнозначные словосочетанию. Соотнесённость фразеологических оборотов с различными частями речи. Основные модели фразеологизмов, в состав которых входят имена существительные, имена прилагательные, глаголы и деепричастия. Основные особенности строения фразеологизмов: рифма, ритм.
Происхождение фразеологизмов современного русского языка (3 ч)
Состав фразеологических оборотов по своему происхождению. Превращение свободных сочетаний слов во фразеологические обороты. Исконно русские фразеологизмы. Заимствованные фразеологизмы. Старославянские фразеологизмы. Иноязычные фразеологизмы.
Проект (2 ч.)
Структура монопредметного проекта. Проектирование учебной задачи.
Итоговое занятие (1 ч)
Учебно-тематический план курса (16 часов)

п/пНаименование темы, раздела кол-во часов Дата Форма
занятия Виды деятельности yчащихсяПлан Факт  
1 Введение 1    
Предмет фразеологии. Отличие фразеологизма от свободного сочетания слов. Функции слов в составе фразеологизма 1 лекция с элементами беседы Составление ОК, упражнение
2 Употребление фразеологических оборотов в речи 5 Группы фразеологических оборотов по значению. Многозначные фразеологические обороты. 1 практикум работа с учебником, словарями
3 Синонимические ряды фразеологизмов.
Фразеологизмы-антонимы.  
1
 
 
практикум  упражнение,
работа со словарями
4 Стилистическая характеристика фразеологизмов.
Особенности и сфера употребления нейтральных, книжных, разговорных и просторечных фразеологизмов. 1 практикум работа с текстами, конструирование предложений, работа со словарями
5 Фразеологизмы активного употребления. Устаревшие фразеологизмы. 1 Практикум, творческая работа работа с текстами, словарями, учебником, иллюстрирование
6 Лексическая и грамматическая сочетаемость фразеологических оборотов с другими словами в связной речи.
1 Практикум Составление памятки «Правила употребления фразеологизмов в речи»
7 Грамматическое строение фразеологических оборотов 4
 
 
Фразеологизмы, равнозначные предложению. Фразеологизмы, равнозначные словосочетанию. 1 практикум упражнения,
работа со словарём
8
9 Соотнесённость фразеологических оборотов с различными частями речи. 2 практикум, творческая работа составление словаря фразеологизмов, сочинение рассказов
10 Основные особенности строения фразеологизмов: рифма, ритм. 1 практикум составление словаря фразеологизмов
11 Происхождение фразеологизмов современного русского языка  
3
 
 
Состав фразеологических оборотов по своему происхождению. Исконно русские фразеологизмы. 1 практикум, творческая работа составление словаря фразеологизмов, сочинение рассказов
12 Заимствованные фразеологизмы. Старославянские фразеологизмы. Иноязычные фразеологизмы. 2 практикум работа с текстами, иллюстрирование
Проект 2
Лекция,
практикум Проект
 13
14
15  Структура монопредметного проекта. Проектирование учебной задачи.

   
 
практикум
Проект

16 Итоговое занятие
1 практикум Презентация
проекта
  Итого 16    
Литература
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1988
Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. – Л., 1970
Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М. 1982
Введенская Л.А.. Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания кфакультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка». – М., 1979
Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. – М. 1988
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1978
Ларин Б.А. Очерки по фразеологии, О систематизации и методах исследования фразеологических материалов. - В кн: История русского языка и общее языкознание. – М., 1977
Лебедев Н.М. Знаменитые россияне на тверской земле. – Тверь, 1998
Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. – Л., 1977
Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1995
Фразеологический словарь русского литературного языка: в 2т./А.И.Федоров – М., 1997.