Формирование коммуникативной компетенции на уроках географии при использовании коллективного способа обучения


Формирование коммуникативной компетенции на уроках географии при использовании коллективного способа обучения Автор преподаватель географии ОСОШ № 12 г.ЧитыИванова Виктория Владимировна Формирование коммуникативной компетенции на уроках географии при использовании коллективного способа обучения Актуальность:основой методического содержания современного урока должна быть коммуникативность.формирование коммуникативной компетенции должно быть результативным, то есть создавать оптимальные условия для продвижения каждого ученика. Иванова В.В. Формирование коммуникативной компетенции на уроках географии при использовании коллективного способа обучения Гипотеза: формированию коммуникативной компетенции подростков способствует технология Коллективного способа обучения Иванова В.В Формирование коммуникативной компетенции на уроках географии при использовании коллективного способа обучения Объект исследования: дидактический процесс Коллективного Способа Обучения на уроках географии. Иванова В.В Формирование коммуникативной компетенции на уроках географии при использовании коллективного способа обучения Предмет исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности на уроках географии при использовании Коллективного Способа Обучения. ИвановаВ.В Формирование коммуникативной компетенции на уроках географии при использовании коллективного способа обучения Цель исследования: формирование коммуникативной компетентности подростков на уроках географии при использовании КСО. Иванова В.В Формирование коммуникативной компетенции на уроках географии при использовании коллективного способа обучения Задачи исследования:Проанализировать психолого-педагогическую литературу и уточнить сущность коммуникативной компетентности подростков;Обосновать возможности уроков географии при формировании коммуникативной компетентности подростков при использовании КСО;Определить пути формирования коммуникативной компетенции подростков при использовании КСО. Иванова В.В Формирование коммуникативной компетенции на уроках географии при использовании коллективного способа обучения Методы исследования: анализ теоретической литературы, тестирование, метод опроса, изучение передового опыта, констатирующий эксперимент формирующий эксперимент. Иванова В.В Формирование коммуникативной компетенции на уроках географии при использовании коллективного способа обучения Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнена сущность коммуникативной компетенции подростков, выявлены возможности уроков географии для ее формирования, построена модель формирования коммуникативной компетенции подростков при использовании технологии КСО. Иванова В.В Формирование коммуникативной компетенции подростков на уроках географии при использовании коллективного способа обучения Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы не только учителями географии средней школы, но и преподавателями других общеобразовательных дисциплин. Иванова В.В Оценка проявления коммуникативной компетенции Ф.И.учащегося Знает источник информации Знает способы преобразования информации Знает стили подачи информации Знает содержание раздела Общее количество проявлений в % Уровень проявлений БеляеваБоклаженкоГурулевМальцеваМурзинаОсипенкоТерентьевЧиковаЧипизубовШестаковаЭпов + + - + - + + - + - - - + + + - - + - + + - - + - - - - + - - + - + + - + + - + - + + - 50 100 25 75 25 25 100 0 75 75 0 СреднийВысокийНизкийВысокийНизкийНизкийВысокий-----------ВысокийВысокий----------- Оценка сформированности коммуникативной компетенции (деятельностно-коммуникативная) Ф. И. уч-ся Владеть продуктивными навыками различных видов деятельности; Делать устное сообщение Работать по карте Выполнять задания по контурной карте Составлять описаниеэкономического района; Работать по карточкам; Вести диалог, при работе в группах % реали-зации Уровень реализации Беляева + - + + + + + 84 в Боклаженко + + + + + + + 100 в Гурулёв + - + + - + - 56 с Мальцева + + + + + + + 100 в Мурзина + + + - + + - 70 в Осипенко + - - - + + + 56 с Терентьев + + + + + + + 100 в Чикова + + - - + + + 70 в Чиппизубов + - + - + + - 56 с Шестакова + + - - + + - 56 с Эпов - - - - - - - 0 н Проявление коммуникативной компетентностиценностно-ориентационная Ф. И. учащегося Ответственность (как способность делать свое высказывание понятным) Культура общения Умение проявлять личную гражданскую позицию в общении Умение принимать общечеловеческие ценности Умение мыслить критически % уровень Беляева - - - - - - - Боклаженко + + + + + 100 в Гурулёв - - - - - - - Мальцева + - - - + 40 н Мурзина + - - - + 40 н Осипенко - - - - - - - Терентьев - - + + + 60 с Чикова - - - - - - - Чиппизубов + - + + + 80 в Шестакова - - - - - - - Эпов - - - - - - - Уровни сформированности коммуникативной компетенции учащихся Ф. И. учащегося Предметно-информационная Деятельностно- Ценностно-Коммуникативная ориентационная Уровень сформированности Беляева 50 84 0 45-низкий Боклаженко 100 100 100 100-высокий Гурулёв 25 56 0 27-низкий Мальцева 75 100 40 72-высокий Мурзина 25 70 40 45-низкий Осипенко 25 56 0 27-низкий Терентьев 100 100 60 87-высокий Чикова 0 70 0 23- низкий Чиппизубов 75 56 80 70-высокий Шестакова 75 56 0 44-низкий Эпов 0 0 0 0 Формирование коммуникативной компетенции на уроках географии при использовании коллективного способа обучения Структура основной части:Глава I. Понятие и структура коммуникативной компетентности учащихся. 1.1 Коммуникативная компетентность, как одна из ключевых компетенций 1.2.Основные психолого–педагогические условия формирования коммуникативной компетентности учащихся. Глава II. Пути формирования коммуникативной компетенции. 2.1.Сущность формирования коммуникативной компетенции. 2.2.Обоснование средств формирования коммуникативной компетенции подростков на уроках географии . Глава III. Пути формирования коммуникативной компетенции подростков на уроках географии при использовании КСО. 3.1 Технология КСО 3.2. Классификационные параметры технологии 3.3 Концептуальные положения 3.4 Краткая характеристика методик по технологии КСО Иванова В.В Формирование коммуникативной компетенции на уроках географии при использовании коллективного способа обучения Технология КСО представлена в виде нескольких методик:- Методика Ривина- Взаимообмен заданиями, - Взаимопередача тем,- Обратная методика Ривина,- Методика Ривина- Баженова. Иванова В.В Организационная структура учебного процесса и стадии ее развития Формы общения Организационная форма обучения Способ обучения Индивидуальное общение (один человек) Индивидуально- обособленная самостоятельная работа с источником информации Индивидуально- самостоятельный Работа в паре(два человека) Индивидуально- парная (один учит другого) Индивидуальный (парно-индивидуальный ) способ обучения (ИСО)- до XVI-XVII в.в. Групповое общение(три человека) Групповая (один одновременно учит многих) Групповой способ обучения (ГСО)- XVII-XX в.в.; включает три формы: групповую, парную и индивидуальную Работа в парах сменного состава (диалогическое общение) Коллективная (каждый учит каждого) Коллективный способ обучения (КСО); включаект все четыре формы: коллективную, групповую, парную, индивидуальную Формирование коммуникативной компетенции на уроках географии при использовании коллективного способа обучения Компоненты коммуникативной компетентности : Организация контакта – умения межличностной коммуникации.Поддержание контакта, установление обратной связи, пластичность коммуникативных действий – умения межличностного взаимодействия.Анализ результатов контакта, рефлексия – умения межличностного восприятия. Иванова В.В Формирование коммуникативной компетенции на уроках географии при использовании коллективного способа обучения Критерии сформированности коммуникативной компетентности:желание вступать в контакт с окружающими, уметь оценивать ситуацию общения, способность организовывать сам ход коммуникативного акта, способность проявления рефлексивного поведения. Иванова В.В Формирование коммуникативной компетенции на уроках географии при использовании коллективного способа обучения реальное общение;личностный смысл;мотивированность любого действия;речемыслительная активность;связь общения с другими видами речевой деятельности;ситуации как системы взаимоотношений;функциональность;новизна и эвристичность;содержательность;проблемность. Иванова В.В Формирование коммуникативной компетенции на уроках географии при использовании коллективного способа обучения Принцип 1. Коммуникативно-ориентированное обучение географии возможно в условиях деятельностного подхода.Принцип 2. Коммуникативно-ориентированное обучение географии означает формирование у школьников коммуникативной компетенции.Принцип 3. Коммуникативно-ориентированное обучение географии возможно в условиях аутентичного процесса социализации учащихся. Иванова В.В “Общение в паре – это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них – к знаниям и опыту всего человечества”. В.К. Дьяченко Спасибо за внимание