Статья на тему: Особенности социальной адаптации детей мирантов через внеурочную деятельность


Особенности социальной адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Миграция представляет собой часть современной мировой глобализации. Существующая в громадных масштабах миграция вовлекает  в свой оборот миллионы людей. И речь идет не только о внешней миграции. Города-мегаполисы, такие как Москва и Санкт-Петербург являются притягательными для многих внутренних мигрантов. Можно отметить, что в настоящее время в нашей стране одной из наиболее уязвимых и социально незащищенных групп населения являются вынужденные мигранты. Если учесть, что более половины любой группы вынужденных мигрантов обычно составляют дети, то становится очевидным, что и на их плечи ложится тяжелый груз проблем, с которыми сталкивается данная категория населения.
При переезде ребенка из маленького города, сельской местности ребенок-мигрант испытывает такие же трудности в адаптации, что и ребенок из другой страны. Ребенок-мигрант отличен от среды своего нового местожительства по своей культуре, он является, как правило, выходцем из малообеспеченных слоев общества, социально незащищен, в ряду случаев не знает или плохо знает язык школьной системы, и не только язык, но и психологию, на которую язык опирается, и в процессе интеграции рискует утерять собственный язык и культурные особенности своей личности. Все это существенно затрудняет процессы обучения, воспитания, социализации и адаптации.
Проблемой адаптации мигрантов и членов их семей в России стали заниматься сравнительно недавно. Разработки по проблеме адаптации вынужденных переселенцев принадлежат Е.В.Бондаревской, О.В.Гукаленко, Н.С. Фрейнкман-Хрусталева, Г.У.Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, В.В. Гриценко, Л.Л. Москалев, С.Г. Климову и др.
Объективная потребность работы с детьми-мигрантами младшего школьного возраста обусловливается реальной ситуацией, раскрывающей положение детей-мигрантов. До настоящего времени существуют теоретические и практические противоречия. Так, имеются противоречия между существующей парадигмой детства как высшей ценности в обществе и практикой, где дети данной категории оказываются не в состоянии реализовать общечеловеческие потребности; между реальным наличием большого количества детей-мигрантов и недостаточной подготовленностью ОУ к созданию условий для адаптации и социализации детей-мигрантов к новой социокультурной среде.
Ребенок-мигрант нуждается в особом сопровождении. При несвоевременно оказанной помощи трудности в социальной адаптации могут оказывать негативное воздействие на личность ребенка. Особого социально-педагогического внимания требуют дети младшего школьного возраста. Ведь именно в этот период формируются основные личностные качества, а также закладывается основа для дальнейшего развития в подростковом возрасте, а, следовательно, трудности в процессе адаптации могут стать причиной для развития различных видов социальных девиаций. Кроме того, начальная школа является, во-первых, для детей-мигрантов первой ступенью в адаптации к новому социальному статусу «школьника», а во-вторых, для большинства из них первым опытом нахождения в незнакомом этнокультурном социуме.
Социальная адаптация - сложный процесс, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой средой. Именно поэтому адаптация детей-мигрантов подразумевает не только обучение русскому языку с целью их последующего включения в образовательный процесс. Процесс адаптации включает в себя также знакомство с историей и географией, материальной и духовной культурой России, реалиями российского быта. Необходимо иметь в виду, что часто тревожность у детей-мигрантов повышается из-за ощущения “культурной раздвоенности”.
Поэтому работа с детьми-мигрантами должна быть построена таким образом, чтобы они в процессе занятий, могли лучше узнать национальные культурные особенности. Элементы принимающей культуры занимают важное место в занятиях, поскольку необходимы для межкультурной адаптации и снятия кросскультурных барьеров. Хорошие результаты может дать интеграция элементов культуры этнических меньшинств в образовательную программу и внеучебную деятельность.
Наиболее эффективным для адаптации детей-мигрантов в образовательной среде может стать сочетание мер по их когнитивной (организация групп и классов по изучению русского языка и культуры, ускоренная подготовка по основным предметам), эмоциональной (работа с психологами, социальными педагогами, обучение в малых группах) и социокультурной (организация досуга, внеучебной деятельности, творческой работы) поддержке с мероприятиями, направленными на формирование этнокультурной толерантности и культуры мира.Именно здесь на помощь нам приходит внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и оной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.
Именно во внеурочной деятельности мы можем совместить упомянутые выше меры по поддержке адаптации детей-мигрантов. Особенно успешно это организовывается в рамках внеурочных занятий по истории и культуре города Санкт-Петербурга «Красуйся, град Петров»
Программа данного курса внеурочной деятельности включает 64 часа по 2 часа в неделю. Занятия групповые 8-15 учащихся одного класса 3-х и 4-х классов. Группы смешанные, состоят из детей-мигрантов и местных сверстников. В основу программы легла экскурсионная деятельность (как очная, так возможна и заочная) в сочетании с играми и элементами арт-терапии. Программа реализуется посредством включения представителей разных этнокультур в совместную творческую деятельность по освоению традиционной культуры своего народа и знакомство с культурами  других народов.
Занятия включают обязательную работу с картой города и схемой метро, с историей строительства города, иностранными мастерами, различными конфессиями, знакомство с историей района проживания. Ряд занятий посвящен разнонациональным местам Петербурга (Немецкая слобода, Татарский Петербург, Шведы на берегах Невы, Финские и Армянские слободы). В процессе занятий используются игры «Подскажите, как проехать?», «Путешествие по карте», «Опиши здание», «Крокодил». Значительную роль играют непосредственно выезды на экскурсии в центр города и пешие прогулки по району проживания. Активно используется социокультурное пространство нашего города, проводятся занятия на базе детской районной библиотеке, где учащихся знакомят с знаменательными датами в истории, посещаются занятия из цикла «Русский музей детям», проходят лекции от музея Блокадной книги. В этом году совместно с Санкт-Петербургской библиотекой для слепых и слабовидящих учащимися 3-4-го класса готовиться обзорная заочная экскурсия «Петербург в темноте» для незрячих посетителей
детского абонемента. Важным моментом является подготовка проектов «Моя родословная», где учащиеся стараются узнать историю своей семьи и рассказать о ней сверстникам.
Через данные занятия мы можем косвенно влиять на процесс адаптации детей-мигрантов, т.к. мы воздействуем как раз на те причины, которые способствуют развитию дезадаптации. Данные занятия решают следующие проблемы:
- плохое знание города, вследствие чего он воспринимается как чужеродная и враждебная среда
- ощущение непохожести на местных сверстников, и как результат чувство одиночества
- нетолерантное отношение местных сверстников
- негласное разделение классного коллектива на местных и приезжих.
Таким образом, мы воздействуем на важный компонент школьной адаптации - систему межличностных отношений.
Нельзя забывать, что человек не рождается ни русским, ни немцем, ни японцем, а становится им в результате пребывания в соответствующей национальной общности людей. У людей разных рас, воспитанных в одинаковых культурных условиях, развиваются одинаковые взгляды, стремления, способы мышления и деятельности, именно поэтому основной упор нашей работы сделан на воспитание культурой и искусством в рамках внеурочной деятельности.