Конспект урока по окружающему миру на тему: «Животноводство в нашем крае»


Конспект урока по окружающему миру на тему:
«Животноводство в нашем крае»Цели: 
Сформировать представления учащихся о животноводстве как составной части сельского хозяйства, его роли в жизни человека.
Познакомить с отраслями животноводства, их особенностями в нашем крае.
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты.
        Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
        Метапредметные: овладевают способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
        Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский;
          индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Оборудование: раздаточный материал для опроса, карточки для работы в группах, презентация «Животноводство», карточка «Соедини стрелочками», листы самооценки, шкала самооценки,  ноутбук,
Основные понятия: скотоводство, коневодство, кролиководство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство, свиноводство.

Ход урока
I Организационный момент
Звонок голосистою птицей
Опять пролетел поутру.
И мы начинаем учиться
Труду, вдохновенью, добру.
И мы начинаем учиться
Всему, что узнал человек.
Истории древней страницы
Расскажут про каменный век.
Раздвинутся мира границы,
Заманчив познания путь.
И надо еще умудриться
В грядущее заглянуть.
Путь этот цветами не выстлан,
Тернисты его рубежи,
Но в классе сидит любопытство,
Которому в будущем жить.(«Начинаем учиться» В. Берестов)
II. Проверка домашнего задания
Работа по группам
Знания об отраслях растениеводства вы открыли на прошлом уроке. А понять хорошо ли вы усвоили материал прошлого урока поможет работа по карточкам
(у каждого ребенка карточка)
1 группа Заполните таблицу
Враги растениеводства Незаметные защитники
2 группа Составьте цепи питания
Листья растений полевые мыши златоглазка
Листья картофеля яблонная плодожорка пустельга
Зерновые культуры тли жужжелица
Яблоки Колорадский жук сова
божья коровка
скворец
канюк
синица
3 Тест
Вопрос № 1 Основными отраслями растениеводства являются ...
 полеводство, коневодство, пчеловодство, плодоводство;полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство; полеводство, овощеводство, птицеводство, рыболовство.
Вопрос № 2 Село даёт городу ...
 продукты питания; продукцию для заводов и фабрик; продукцию для ткацких фабрик.
Вопрос № 3 Главными зерновыми культурами являются ...
 картофель, томаты, лён; овёс, ячмень, рожь, пшеница; лук, репа, подсолнечник.
Вопрос № 4 К овощным культурам относятся ...
 морковь, петрушка, томат; капуста, абрикос, персик; вишня, баклажан, патисон.
Вопрос № 5 К сельскохозяйственным профессиям относятся ...
 ткач, металлург, геолог; агроном, комбайнер, овощевод; цветовод, археолог, инженер.
Вопрос № 6 Масло получают из семян ...
 гречихи и ячменя; проса и овса; подсолнечника и льна.
Вопрос № 7 Жука с десятью чёрными полосками называют ...
 майским; колорадским; скоробеем; жужелицей.
Вопрос № 8 Врагами тлей являются ...
 канюки; синицы; златоглазки; божьи коровки.
Вопрос № 9 Гусениц яблоневой плодожорки унижтожают ...
 златоглазки; пустельги; жужелицы; скворцы.
Вопрос № 10 От мышей и полёвок урожай защищают ...
 совы; дрозды; канюки; пустельги.
. III Актуализация знаний
Сегодня у нас тоже сельскохозяйственный урок. Мы познакомимся еще с одной отраслью сельского хозяйства.  А вот с какой, узнаете, когда разгадаете загадки.
1. Шапочка алая,Жилеточка нетканая,Кафтанчик рябенький. (Курица.)
2. По горам, по долам ходит шуба да кафтан (Овца.)
3. Не земледелец, не кузнец, не плотник,А первый на селе работник. (Лошадь.)
4. Среди двора стоит копна,Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)
5. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык. (Коза.)
6. Пятак есть, а ничего не купить. (Свинья.)
7. Лежит кучка поросят,Кто ни тронет – завизжат. (Пчелы.)
  Что объединяет эти слова? (животные)
- К какой группе животных их отнесём? (домашние животные)
- Верно, это домашние животные. Когда – то в прошлом все животные на Земле были дикими, но с появлением скотоводства домашних животных становилось все больше и больше. Люди не просто одомашнивали животных, а выводили множество новых пород. В результате этого появилась новая отрасль сельского хозяйства.
- Как называется такая отрасль сельского хозяйства? (животноводство)
- Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока? (Животноводство нашего края)
. IV Изучение нового материала
. Когда – то в прошлом все животные на Земле были дикими, но с появлением скотоводства домашних животных становилось все больше и больше. Люди не просто одомашнивали животных, а выводили множество новых пород. В результате этого появилась новая отрасль сельского хозяйства.
- Как называется такая отрасль сельского хозяйства? (животноводство)
- Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока? (Животноводство нашего края)
- Что означает слово «животноводство»
- Найдите толкование в словаре С. И. Ожегова.Дети читают .
Животноводство-отрасль сельского хозяйства, разведение сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, рыб, пчел и др.
Животноводство –это большая отрасль , и она делится на несколько частей.
Об этом мы продолжим разговор.
-  Чтобы подробнее узнать о каждой отрасли, давайте подключим к работе группы ученых животноводов. Каждая группа получит карточку-помогайку.
- Послушайте задание: соберите информацию из учебника по своей отрасли, заполните карточку и поделитесь знаниями со всем классом.
Пакет заданий для первой группы.
Карточки с названиями отраслей: разведение крупного рогатого скота, разведение мелкого рогатого скота.
Рисунки и фотографии “На ферме”, “Выпас на пастбище”.
Источники: учебник стр. 216 – 217, карта края, карточка - помогай-ка.
Пакет заданий для второй группы.
Карточки с названиями отраслей: коневодство, свиноводство.
Рисунки и фотографии “На свинокомплексе”, “Выпас на пастбище”.
Источники: учебник стр. 217 – 218, карта края, карточка помогай-ка.
Пакет заданий для третьей группы.
Карточки с заданиями отраслей кролиководство, птицеводство.
Рисунки и фотографии “Кролиководство”, “Работа на птицеферме”.
Источники: учебник стр. 219 – 220, карта края, карточка помогай-ка.
Пакет заданий для четвертой группы.
Карточка с названиями отраслей: рыболовство, пчеловодство.
Рисунки и фотографии “В рыболовном хозяйстве”, “На пасеке”.
Источники: учебник стр. 220 – 221, карта края, карточка помогай-ка.
Карточка-помогайка (для всех групп):
Название отрасли.
Чем занимается отрасль, ее особенности.
Люди, каких профессий работают в этой отрасли?
Проводится обсуждение в группах. Представители от каждой группы делают сообщение. Их рассказы дополняют учащиеся из других групп, задают уточняющие вопросы.
В процессе обсуждения заполняется таблица – схема “Отрасли животноводства”.
ОТРАСЛИ Разведение крупного рогатого скота
ЖИВОТНОВОДСТВА Разведение мелкого рогатого скота
Кролиководство
Рыбоводство
Птицеводство
Свиноводство
Коневодство
Пчеловодство
В список отраслей животноводства можно добавить оленеводство, звероводство(ра зведение ценных пушных зверей). За работу отраслей животноводства отвечают зоотехники, врачи-ветеринары, операторы машинного доения, свинарки, конюхи,
Птичницы, пчеловоды, рыболовы, пастухи и много других людей с разными специальностями.
V Физкульминутка
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны , вперед,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VI Продолжение новой темы
- Ребята, а какая отрасль сельского хозяйства получило развитие конкретно в нашем Чишминском районе? (ответы детей)
Давайте остановимся на разведение крупного рогатого скота. Эта отрасль сельского
хозяйства получило развитие в нашем районе? (да)
- Правильно ребята. У нас в Чишминском районе уже на протяжении многих лет занимаются разведением крупного рогатого скота.И у нас в деревне есть животноводческий комплекс. Очень много коров и телят находятся там.
- А как вы думаете, для чего разводят коров? ( ответы детей)
Кто из вас знает, еще какие отрасли сельского хозяйства развиты у нас в деревне, и в соседних деревнях?( коневодство, свиноводство, птицеводство)
- Правильно ребята. Лошадей разводят в соседней деревне.
В Шингак- Куле ребята, есть очень большая птицефабрика. Она существует уже очень
давно. Разводят на этой фабрике кур и петушков особой породы. Мясо и яйца вывозят на продажу не только в соседние районы, но и по городам.Эта птицеферма очень хорошо известна в Башкирии.
Труд животноводов очень тяжелый и почетный. Поэтому нужно с уважением относиться к людям , которые заботятся, растят, ухаживают, кормят животных.
VII Закрепление пройденного материала
Что нового вам удалось узнать на нашем уроке?
Что такое животноводство?
Какие отрасли сельского хозяйства развиты в нашем крае?
VIII Рефлексия
 -Кто считает, что сегодня на уроке он полностью понял тему?
- Кто считает, что над этой темой еще нужно поработать?
- Что вы расскажете о сегодняшнем уроке своим родителям, когда придете домой?
Сейчас обратимся к нашим ступенькам. Нарисуйте человечка определенным цветом, которое соответствует вашему настроению под конец урока.
- У кого человечек зелёного цвета?
- У кого желтого?
- У кого красного?
- Сейчас я даю вам время для обсуждения  и выставления отметки в группе за урок.