Рабочая программа Предпрофильная подготовка Твой выбор

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 7





«УТВЕРЖДАЮ»
Л. Н. Вольвач
______________
«____» ______20__г.





Рабочая программа по
ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
9-ые классы





Разработчики: Шарапова Е.И.
педагог-психолог


ПРОГРАММА
ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Пояснительная записка
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Программа предпрофильной подготовки позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Программа разработана на основе авторской программы курса «Человек и профессия» Резапкиной Г.В.
Основной целью данной программы является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
обучить планированию профессиональной карьеры.

Программа предпрофильной подготовки общим объемом 34 часа изучается в течение 1 учебного года в 9 классе.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
психологические особенности личности;
самоопределение;
профессиональные интересы и склонности, способности;
классификация, типы и подтипы профессий;
профессиограмма;
профессиональная пригодность;
проектирование профессионального жизненного пути;
карьера, виды карьеры;
личный профессиональный план;
общение;
самооценка;
профпригодность;
компенсация способностей;
рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
раскрывать психологические особенности своей личности;
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
работать с профессиограммами;
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
составлять личный профессиональный план;
проектировать свою профессиональную карьеру.
Проведение занятий по программе предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
обучение через опыт и сотрудничество.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам, плакаты, схемы, бланки диагностических методик, анкет, тестов и т.д.
Отношение личности к образованию зависит от характера самого процесса, от стиля общения между педагогами и учениками, от способов организации, преподнесения учебного материала, форм и методов учебно-познавательной деятельности, от системы оценивания результатов учения, от создания ситуации успеха у детей и подростков. Все это помогает формированию у обучающихся мотивов учебной деятельности, познавательной активности, самостоятельности, т.е. превращению ученика из объекта в субъект учения. В целом, соблюдение этих принципов служит развитию свободной и психически здоровой личности обучающегося и служит формированию сознательного и позитивного отношения человека к ведению здорового и безопасного образа жизни.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями предусматривает:
использование методик обучения, адекватных возрастным и индивидуальным возможностям учащихся (индивидуальный и дифференцированный подход к обучению; применение технологий адаптивного, развивающего обучения; индивидуальное дозирование объема, сложности, темпа, распределения учебной нагрузки; введение гибких форм режимов и учебных планов; разработка индивидуальных траекторий обучения; применение личного выбора учащимися факультативных занятий с ориентацией на перспективу развития, зону ближайшего развития, а не только на актуальные, уже сформировавшиеся умения и способности обучающихся;
использование в педагогической практике имитационно-моделирующих обучающих игр, способствующих снятию утомительных компонентов урока;
применение инновационных педагогических технологий сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательного процесса, использование учителями индирективных способов педагогического взаимодействия с целью нивелирования дидактогенных влияний на психосоциальную сферу личности обучающихся;
активное применение в учебном процессе различных видов оздоровительных техник, способствующих повышению работоспособности, снижению утомляемости, улучшению самочувствия, укреплению здоровья, помогающих наиболее эффективно осуществлять образовательную деятельность каждому ее участнику совместно;
устранение в учебном процессе внешней регламентации и приближение обучения к естественной жизнедеятельности человека;
создание условий для положительной учебной мотивации обучающихся и сохранения их психического здоровья;
соблюдение гигиенических требований к составлению расписания уроков, объему общей учебной нагрузки, объему домашних заданий (чередование учебных занятий с различной степенью физиологических и интеллектуальных нагрузок в дневном и недельном расписании обязательного и дополнительного компонентов учебного плана, рациональное чередование учебной и внеучебной деятельности школьников);
соответствие учебной и физической нагрузки индивидуально-возрастным возможностям обучающихся;
обеспечение необходимого по возрасту, достаточного по физиологическим потребностям и рационально организованного двигательного режима;
применение разных форм режима повышенной двигательной активности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями и физиологическими потребностями за счет включения в режим учебного процесса блоков и комплексов динамических нагрузок (динамические паузы и физкультминутки в структуре урока; «динамические позы» на уроке за счет деловых игровых ситуаций; свободные позы и перемещения в пространстве классной комнаты при работе в малой группе обучающихся; занятия в спортивных секциях школы, спортивные соревнования; занятия в хореографических кружках и т.п.).
Создание программы связано с идеей психологической поддержки подростков при решении ими одной из возрастных задач – профессионального самоопределения. Курс построен с учетом возрастных особенностей и потребностей личности в период взросления.
Центральным психическим процессом переходного возраста является развитие самосознания. Именно в это время у подростков возникает настоятельная потребность в изучении своих особенностей, в получении достоверной информации о своей личности, обладающей качествами, присущими только ей. Эту потребность вряд ли возможно удовлетворить в рамках преподавания школьных дисциплин, ориентированных, прежде всего, на изучение внешнего, а не внутреннего мира. Поэтому психологические занятия, дающие пищу для размышлений и переживаний, позволяющие узнать о себе что-то новое, иначе увидеть себя в контексте выбора профессии, воспринимаются учащимися с большой заинтересованностью.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Содержание программы.
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
определение понятия «личный профессиональный план»;
роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
перечислять основные разделы программы курса;
составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «память», «внимание»;
виды памяти и внимания;
качества внимания;
определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
виды мышления;
формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
основные операции мышления;
основные качества мышления;
определение понятия «способности»;
основные виды способностей;
особенности интеллектуальной сферы;
типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
называть основные процессы памяти;
перечислять основные виды памяти;
указывать отличительные особенности различных видов памяти;
определять особенности своей памяти;
перечислять основные приемы и методы запоминания;
перечислять основные качества и виды внимания;
объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
определять особенности своего внимания;
объяснять, как происходит познание окружающего мира;
перечислять формы чувственного познания;
перечислять типы мышления;
определять свой преобладающий тип мышления;
называть формы логического мышления и определять их сущность;
перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
определять тип своего интеллекта;
объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
типы нервной системы;
типы темперамента;
определение понятия «потребности»;
виды потребностей;
особенности делового общения;
определение понятия «конфликт»;
пути предотвращения и разрешения конфликтов;
особенности своей личности;
определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
Учащиеся должны уметь:
называть типы нервной системы и их различия;
определять свой тип нервной системы;
выявлять свой ведущий тип темперамента;
определять наиболее типичные черты своего характера;
исследовать формы проявления характера;
выявлять уровень самооценки;
называть отличительные признаки видов мотивации;
использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
называть различные виды потребностей;
указывать основные признаки делового общения;
перечислять способы разрешения конфликтов;
определять свой уровень конфликтности;
объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
Учащиеся должны знать:
определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
выявлять тип своей будущей профессии;
определять свои профессиональные предпочтения;
выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
V. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
виды профпригодности;
компоненты и субъекты рынка труда.
Учащиеся должны уметь:
выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
называть мотивационные факторы выбора профессии;
называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».
Учащиеся должны уметь:
указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
определять цели собственной будущей карьеры.
Учащиеся должны иметь представление:
о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
VII. Обобщение
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Учащиеся должны знать:
определение понятия «личный профессиональный план».













Поурочное планирование

Тема урока
Кол-во часов
Дата
Обору-
дование
Тип/форма
урока




по плану
факт
по плану
факт
по плану
факт






9 «А»
9 «Б»
9 «В»



1
Введение в курс. Тренинг «Будем знакомы».
1
08.09.12

08.09.12

08.09.12

Интерактивное оборудование
Тренинг

2
Типологии личности. Человек и профессия.
1
15. 09.12

15. 09.12

15. 09.12

Интерактивное оборудование
Лекция с элементами беседы.

3
Способности, возможности и профпригодность.
1
22.09.12

22.09.12

22.09.12

Интерактивное оборудование
Урок беседа

4
Знаю ли я себя? Хочу и могу.
1
29.09.12

29.09.12

29.09.12

Интерактивное оборудование
Урок беседа

5
Художник или мыслитель?
1
06.10.12

06.10.12

06.10.12

Интерактивное оборудование
Урок практикум

6
Формула типа темперамента.
1
13.10.12

13.10.12

13.10.12

Интерактивное оборудование
Урок практикум

7
Темперамент и характер.
1
20.10.12

20.10.12

20.10.12

Интерактивное оборудование
Урок практикум

8
«Формула судьбы». «Помоги себе сам».
1
27.10.12

27.10.12

27.10.12

Интерактивное оборудование
Урок практикум

9
Требования профессии к человеку.
1
17.11.12

17.11.12

17.11.12

Интерактивное оборудование
Лекция с элементами беседы.

10
Психологическая ориентация.
1
24.11.12

24.11.12

24.11.12

Интерактивное оборудование
Лекция с элементами беседы.

11
Интернальность. Экстернальность.
1
01.12.12

01.12.12

01.12.12

Интерактивное оборудование
Урок практикум

12
Интроверт. Амбаверт. Экстраверт.
1
08.12.12

08.12.12

08.12.12

Интерактивное оборудование
Урок практикум

13
Классификация профессий.
1
15.12.12

15.12.12

15.12.12

Интерактивное оборудование
Лекция с элементами беседы.

14
Предмет труда.
1
22.12.12

22.12.12

22.12.12

Интерактивное оборудование
Лекция с элементами беседы.

15
Тест: тип профессии по предмету труда.
1
29.12

27.12

22.12

Интерактивное оборудование
Урок практикум

16
Профессиональные интересы и склонности.
1
12.01.2013

17.01.2013

12.01.2013

Интерактивное оборудование
Урок практикум

17
Тесты: карта интересов; карта самооценки склонностей.
1
19.01.

24.01

19.01.

Интерактивное оборудование
Урок практикум

18
Управление интересами и склонностями.
1
26.01

31.01

31.01

Интерактивное оборудование
Урок практикум

19
Психические процессы.
1
02.02

07.02

07.02

Интерактивное оборудование
Лекция с элементами беседы.

20
Роль психических процессов в профессиональной деятельности.
1
09.02

14.02

14.02

Интерактивное оборудование
Тренинг

21
Внимание. Память.
1
16.02

21.02

21.02

Интерактивное оборудование
Тренинг

22
Мышление. Восприятие. Воображение.
1
02.03

28.02

28.02

Интерактивное оборудование
Тренинг

23
Батарея тестов на исследование особенностей познавательной сферы.
1
15.03

07.03

07.03

Интерактивное оборудование
Урок практикум

24
Профессиональные и жизненные планы.
1
16.03

13.03

13.03

Интерактивное оборудование
Урок практикум

25
Профессиональное самоопределение.
1
22.03

14.03

14.03

Интерактивное оборудование
Урок практикум

26
Формула выбора профессии.
1
23.03

20.03

20.03

Интерактивное оборудование
Лекция с элементами беседы.

27
Хочу. Могу. Надо.
1
05.04

21.03

21.03

Интерактивное оборудование
Урок практикум

28
Выбор профессии и здоровье.
1
06.04

03.04

03.04

Интерактивное оборудование
Тренинг

29
Сферы профессиональной деятельности, где я могу быть максимально успешным.
1
12.04

04.04

04.04

Интерактивное оборудование
Лекция с элементами беседы.

30
Что делать, если придется заниматься «не своим делом»?
1
13.04

11.04

11.04

Интерактивное оборудование
Тренинг

31
Тренинг уверенности. Стресс.
1
20.04

18.04

18.04

Интерактивное оборудование
Тренинг

32
Тренинг уверенности. Релаксация.
1
27.04

25.04

25.04

Интерактивное оборудование
Тренинг

33
Тренинг уверенности. Концентрация.
1
11.05

16.05

16.05

Интерактивное оборудование
Тренинг

34
Анализ. Самоанализ. Оценка. Самооценка. Итоги и перспективы.
1
18.05

23.05

23.05

Интерактивное оборудование
Урок дискуссия












13PAGE 15


13PAGE 141315































Заголовок 1 Заголовок 715