Статья Роль семьи в формировании личности младшего школьника

Пути формирования семейных ценностей у детей младшего школьного возраста
В основе ФГОС НОО лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Задачами которой в области формирования семейной культуры являются:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
ФГОС НОО определен «портрет» выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;[1]
Опираясь на эти требования, я считаю важным особое внимание в воспитании уделить формированию семейных ценностей у младших школьников.
Семейные ценности (также традиционные семейные ценности)  культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Сторонники традиционных семейных ценностей часто придают семье статус единственной морально допустимой ячейки общества.[2]
Семья практически у всех ассоциируется со стабильностью, спокойствием, местом, где всегда примут и помогут. Как раз сейчас, в той непростой социально-экономической ситуации, в которой находится наша страна, всем нам, а особенно младшим школьникам, необходима вот такая семья, которая является символом постоянства и взаимопонимания. Недаром же существует высказывание «Мой дом - моя крепость».
Так как именно в семье закладываются основы воспитания, а главным примером для детей являются их родители, то и формирование семейных ценностей нужно начинать со старшего поколения. Поэтому я предлагаю серию родительских собраний «Моя семья - нет ничего дороже», посвященных формированию семейных ценностей.
Целью всех этих собраний является интеграция усилий школы и семьи в создании условий для духовно-нравственного развития учащихся, воспитания личности, уважающей и принимающей ценности семьи, как основной составляющей части общества.
Основными задачами родительских собраний являются:
Расширение педагогического кругозора родителей.
Профилактика негативного семейного воспитания.
Пропаганда успешного опыта семейного воспитания.
Повышение ответственности за воспитание учащихся.
Воспитание значимости нравственных отношений в семье.
Темы собраний:
Семья - главная ценность.
Главной задачей собрания является формирование у родителей представления о семейных ценностях современной семьи. Форма проведения - круглый стол. В ходе мероприятия родители предлагают семейные ценности, из которых в дальнейшем строится прочный «дом».
Семейные традиции.
Задача собрания - обратить внимание родителей на важность семейных традиций в формировании личности ребенка. Родители делятся своими семейными традициями и перенимают опыт других семей. Форма проведения - дискуссия.
Родители - лучший пример для ребенка.
В ходе собрания с родителя обсуждаются такие понятия, как «авторитет родителя», «подражание», «родительский пример». Форма проведения - дискуссия, элементы тренинга.
Что выбрать: ребенок или карьера?
Задача собрания - правильно расставить приоритеты между семейными ценностями и профессиональной успешностью, финансовым благополучием. Форма проведения - круглый стол.
Секреты семейного счастья.
Главной задачей собрания является поиск составляющих компонентов семейного счастья. В результате собрания собирается пазл «Счастье». Форма проведения - практикум.
Родители - лучшие друзья.
Задача - формировать у родителей ответственное отношение к воспитанию дружелюбия, доброжелательного отношения в семье. Форма проведения - практикум.
Родительские собрания проходят в разных формах: лекция, практикум, дискуссия, игра, беседа, диспут, круглый стол, консультация. В ходе родительских собраний применяются различные интерактивные методы: работа в мини-группах, мозговой штурм, коллективная запись, тренинги. Активное участие в организации и проведении родительских собраний принимает школьный психолог.
Также в подготовке родительских собраний принимают участие некоторые родители, которые всегда готовы поделиться своим жизненным опытом в решении различных проблем семейного воспитания.
Проведение родительских собраний запланировано с 1 по 4 классы один раз в три месяца. Некоторые из вышеперечисленных собраний были проведены в 1 и 2 классах. Я планирую охватить как можно больше тем, способствующих формированию семейных ценностей.
Помимо родительских собраний ведется работа с детьми во время уроков и во внеурочное время. Организуем походы в театр совместно с родителями, проводим праздники, на которых родители не только помогают с организацией, но и являются активными участниками.
Особое внимание уделяется индивидуальным беседам с родителями. В классе собраны дети самых разных социальных групп, естественно и родители тоже все очень разные, в том числе и представители социально неблагополучных семей.
Опыт работы в сфере образования и конкретно в данном классе показывает, что родителям гораздо больше нравятся нетрадиционные формы проведения собраний, не смотря на то, что собрания проводятся вечером, после тяжелого трудового дня. Об этом говорит такой показатель, как явка родителей на собрания.

Список использованной литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Советова Е.В. Родительские собрания в начальной школе, - Ростов на/Д: «Феникс», 2014.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт «Учительская копилка».
Симонова О. Родительские собрания с психологом. 1-11 классы. Разработки собраний. Тестовый материал, - М.: «Планета», 2011.
Безруких М. Родитель и Учитель. Как понять друг друга и помочь ребенку, - Екатеринбург: "РАМА паблишинг", 2010.