Урок на тему Поиск максимального и минимального элемента в одномерном массиве (7 класс)

Тема урока: Поиск max(min) элемента в массиве.

Цели урока:
Познакомить учащихся с понятиями наибольшего (максимального) и наименьшего (минимального) значения, научить производить поиск наибольшего и наименьшего элемента массива.

Задачи урока:

Обучающие:
-научить учащихся поиску наибольшего (наименьшего) элемента в массиве;
-провести контроль степени усвоения основных знаний, умений и навыков изученных по теме «Массивы»;
-совершенствовать навыки использования массивов и умение анализировать полученные результаты;
-дать понятие практического применения массивов;

Развивающие:
-развивать навыки самостоятельной работы за компьютером;
-формировать информационную культуру, компьютерную грамотность и потребность в приобретении знаний;

Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, аккуратность и организованность в работе;
- развивать познавательный интерес и творческую активность.

Тип урока: комбинированный.

Возраст учащихся: 7 класс.

Литература. Информатика. Задачник-практикум том 1.под редакцией И.Семакина.

Оборудование урока: компьютеры, мультимедийный проектор, экран.

Оформление доски.










Тема урока Поиск наибольшего и наименьшего элемента в массиве.

Ход урока
Ход урока
Время (мин.)

1.Организация начала урока.
3

2. Проверка домашнего задания, постановка цели урока.
7

3.Актуализация опорных знаний с целью подготовки учащихся к восприятию нового материала.
7

4.Изучение нового материала.
15

5.Практическая работа.
10

6.Выставление оценок и домашнее задание.
5



I.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Кто отсутствует на уроке?

II. Проверка домашнего задания, постановка цели урока
Ребята, на прошлом уроке было задано следующее домашнее задание: создать массив В из элементов исходного массива А, вам необходимо было дописать фрагмент программы реализующее условие задачи, предсказать элементы массива В. Были ли у вас вопросы по домашнему заданию? Если нет, то сдаем тетради на край стола слева, дежурный собирает листы с дом.зад..
Тема нашего урока «Поиск наибольшего и наименьшего элемента в массиве».
Цель урока познакомиться с понятиями наибольшего (максимального) и наименьшего (минимального) значения, научиться производить поиск наибольшего и наименьшего элемента массива.
План нашего урока следующий: сначала вспомним с чем мы познакомились на предыдущих уроках, проверим полученные знания с помощью тестирования на компьютере, затем изучение нового материала и закрепление работа на компьютере.

III. Актуализация опорных знаний с целью подготовки учащихся к восприятию нового материала.
На экране презентация. Вопросы для повторения:

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
1.Что называется массивом? Какой это массив одномерный или двумерный? (представлен в виде линейной таблицы) Что такое индекс?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
2.Перечислите характеристики массива? (имя, размерность, размер)
А какие значения этих характеристик в нашем примере?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
3.Назовите способы описания массива
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
4.Перечислите способы ввода элементов массива(с клавиатуры, с помощью ГСЧ, с помощью оператора присваивания).
Листаются слайды, ребята называют способы

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

4.Назовите способы вывода элементов массива (в строку, в столбец, с комментариями)
Листаются слайды, ребята называют способы

5.Перечислите основные алгоритмы обработки массивов
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Ребята, сейчас вам будет предложено компьютерное тестирование, вы должны выбрать правильный ответ из предложенных на поставленный вопрос, перейдите пожалуйста к компьютерам.(на компьютерных столах лежат листы и ручки). Начинаем. Ребята отвечают на вопросы и результат тестирования записывают на листах. В данное время я проверяю домашнее задание и выставляю оценки на своем листе.
Ребята заканчивают тестирование, записывают результаты, и переходят к партам.

IV. Изучение нового материла.

Ребята, у кого на столах лежат бейджики наденьте их.
Учитель. На предыдущих занятиях мы с вами изучили простейшие алгоритмы обработки массивов: рассмотрели способы ввода и вывода элементов данных, вычисляли произведение, сумму и количество элементов, обрабатывали элементы массива по заданному условию, создавали массивы из элементов исходного массива. Но в ряде задач необходимо найти наибольшее и наименьшее значение среди элементов массива.
Для начала определим какое значение мы будем называть наибольшим(max) и наименьшим(min) из двух значений? Давайте попросим выйти мальчиков. Мальчики возьмите, пожалуйста, карточки. Выходят мальчики с карточками.
Какое значение из двух переменных тут больше?
Ученик. Переменная А имеет большее значение.
Как ты узнал?
Задал вопрос А>B?.
Конечно, значение переменной А является наибольшим. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд, на котором представлен алгоритм определения наибольшего значения из двух переменных. Рассматривается алгоритм. Действительно, получается что переменная А имеет наибольшее значение. Ребята обменяйтесь карточками. В этом случае наибольшее значение имеет переменная В.
Ребята, давайте рассмотрим алгоритм определения наибольшего значения двух переменных. Этот алгоритм реализуется следующим условным оператором (Ученик читает)
А как вы думаете, где хранится наибольшее значение.(переменная М)

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
А что надо поменять в алгоритме, чтобы определить наименьшее значение?
Знак > на <.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Как изменился условный оператор? (ребенок читает)

Попытаемся найти наибольшее значение среди 5 чисел. Ребята у кого есть бейджики с номерами, возьмите карточки со значениями и выстройтесь по порядку.
Выходят 5 учеников, на каждом из них приколота карточка с номером, в. руках учеников карточки с показаниями градусника, которые представлены следующим образом (-10,-5,15,25,5) .
Учитель, давайте ребята, определим наибольшее значение температуры.
Учитель стоит с градусником. Первый ученик делает шаг вперед и учитель замеряет температуру. Далее второй ученик делает шаг вперед и учитель сравнивает, если значение на карточке ученика больше, чем на градуснике, то он повышает температуру, если меньше, то на градуснике ничего не изменяется. И так далее после просмотра всех значений температур на градуснике будет сохранена наибольшая температура. Ребята, скажите, что в данном случае является местом для хранения наибольшей температуры (градусник)
Как же нам найти наибольшее значение из нескольких чисел, строить блок-схему используя, блоки условия неудобно, так как схема получится очень громоздкой. Какая структура данных используется для обработки большого числа однотипной информации? (массивы) Конечно для рациональной обработки чисел используют массивы. Такие задачи имеют практическое применение, например:
-найти температуру самого жаркого дня в июле(самого холодного в январе);
-определить самый дождливый день в октябре(элементы содержат количество осадков) и т.д.
Решение задач по обработке массива связано, как правило с перебором элементов массива. Такой перебор происходит в цикле, в котором изменяется значение индекса от начальной до конечной величины.
На экране блок-схема и фрагмент программы.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Ребята, давайте рассмотрим алгоритм поиска наибольшего значения. В качестве градусника используется переменная М. Применяется цикл с параметром. Тело цикла состоит из блока условия и арифметического блока. Сначала за наибольшее значение принимаем первое значение. Дальше в цикле мы перебираем элементы, в случае, когда значение элемента больше переменной М происходит присваивание нового наибольшего значения. В результате в переменной М будет храниться наибольшее значение массива.
Этой структуре соответствует фрагмент программы на слайде.
А что надо поменять в этом алгоритме, чтобы найти наименьшее значение? (знак > на <).


V. Практическая работа
Ребята посмотрите, пожалуйста, на листы с фрагментом программы поиска наибольшего значения, дома их вклеите в тетрадь. А сейчас вам необходимо сделать следующее: запустить среду программирования Паскаль, открыть файл с именем Primer_1.Pas и дописать этот фрагмент в программу, ввести с клавиатуры такие же значения температур, которые мы с вами рассматривали. Какое значение max мы должны получить? (25).
Возьмите листы и пройдите к компьютерам.
Учитель раскладывает листы с дом.заданием.
Ученикам, которые выполнят программы раньше, предлагается выполнить поиск наименьшего значения.
VI. Выставление оценок и домашнее задание
Проверка выполнения задания, выставление оценок.
Домашнее задание, заранее заготовлено на листах.
До свидания, ребята.

15