Дифференцированный подход в обучении младших школьников

Положительные изменения в системе современного образования во многом будет зависеть от того, сумеет ли педагог по-новому организовать весь учебный процесс в школе. В свою очередь это связано, на мой взгляд, с организацией усвоения школьниками знаний и умений в ходе учебной деятельности.
Идея личностно-ориентированного образования принята за основу обучения. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-непродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. Вместе с тем реализация педагогического процесса, личностно-значимого для каждого ученика, остается одной из самых острых проблем начального образования.
Главная задача учителя – помочь каждому ученику осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем мире. Для этого ему нужны знания, из которых впоследствии появляется уверенность в себе, мотивация к дальнейшему обучению.
На начальном этапе обучения необходимо, чтобы работа с младшими школьниками была ориентирована на развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к математике. Применение дифференцированного подхода дает возможность детям с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, позволяет развивать интуицию, воображение, логическое мышление каждого ребенка и способствует активизации познавательной деятельности.
Дифференцированный подход возможно осуществить на различных этапах урока. На этапе введения нового понятия учителю лучше работать со всем классом, а после того, как выполнено несколько упражнений, переходить к дифференцированной самостоятельной работе.
Данный подход предполагает использование на уроках разноуровневых заданий, которые составляются с учетом знаний и способностей детей. Такие задания должны быть доступны детям разного уровня подготовки к обучению математики, иначе может получиться так, что один ребенок будет усваивать программный материал легко, без затруднений, а другой – затрачивать все силы на постижение достаточно трудного материала. При этом один ребенок не найдет применения своим способностям, а у другого разовьется чувство неуверенности в своих силах. И в том, и в другом случае у учащихся угаснет интерес к математике. Только дифференцированного подхода позволяет сделать учебный процесс на этом этапе обучения более плодотворным, интересным и полезным для дальнейшего обучения.
Дифференцированный подход невозможен, если не соблюдается принцип обучения прогрессивными методами. Необходимо обучать детей на наивысшем уровне их познавательных возможностей. А так как большую часть времени на уроке работают самостоятельно, то необходимо обучать их методам приобретения знаний, а не набору тех или иных фактов и применению их в простейших случаях. Следование данному принципу позволяет выявить более способных учеников и создать для них условия благоприятные для их развития. Для детей, испытывающих затруднения в изучении математики, дифференцированный подход и овладение различными методами работы с книгой, учебными пособиями создает условия для формирования базовых знаний на доступном для них уровне.
Рассмотрим основные положения организации дифференцированного подхода в обучении.
Дифференцированное обучение целесообразно проводить в структуре разнородного класса, где благоприятным фоном развития для детей становится разный интеллектуальный уровень учебного коллектива.
В основе дифференцированного обучения лежит не тренировка ученика в решении конкретной учебной задачи, а устранение причины возникшей трудности. Например, причиной неумения решать математические задачи является недостаточное развитие логического мышления, зрительного и пространственного восприятия.
Учитель должен располагать системой педагогической диагностики, которая позволит ему установить интеллектуальный уровень развития ребенка, сформированность умения учиться.
На основе результатов диагностики учитель использует дополнительные дидактические материалы, коррекционно-развивающие тетради по каждому учебному предмету, что позволяет ему вовремя установить причины возникающих или возможных ошибок.
Обязательным условием общего развития детей в системе дифференцированного обучения является создание широкого эрудиционного фона, дополнительной, интересной для младших школьников информации, которую не обязательно усваивать, запоминать, повторять в классе и дома, дающую возможность развивать общую культуру и эрудицию ребенка.
Применение разноуровневых заданий помогает поддержать интерес к изучению математики. Но их использование ни в коей мере не должно вести к расслоению детского общества по уровню способностей.




15