Технологические карты занятий по предмету Технология (7 класс)


Предмет Технология
7класс
Технологическая карта занятия
учителя _Калачева Ольга Николаевна, МОУ СОШ № 48
(ФИО, название образовательного учреждения)
Раздел Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Тема Свойства текстильных материалов.
Изучение свойств текстильных материалов из натуральных волокон.
Цель Ознакомление с содержанием раздела « Создание изделий из текстильных материалов», банком творческих проектов, с видами и свойствами натуральных волокон животного происхождения тканей из них.
Формирование умений определять состав материалов по их свойствам.
Формирование умений подбирать материалы для изготовления проектного швейного изделия.
Формирование навыков учебно – исследовательской деятельности.
Задачи Создать условие освоения учащимися информации о свойствах натуральных волокон животного происхождения, видах ткани, получаемых из данных волокон.
Научить распознавать сырьевой состав ткани.
Создать условия для приобретения опыта проведения исследований.
Развивать творческое мышление, умение анализировать учебный материал, коммуникативные качества
Основное содержание материала темы Дидактические (учебные) единицы:
Классификация текстильных волокон животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шелковых тканей. Признаки определения виды ткани по их сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон.
Характеристики основных видов деятельности учащихся:
Знакомятся с понятием «поясная одежда», «руно», «шерстяные ткани», «ткани их натурального шёлка», «смесовые ткани».
Знакомятся с примерами творческих проектов семиклассников. Обосновывают выбор изделия на основе личных потребностей.
Изучают информацию о натуральных волокнах животного происхождения.
Определяют сырьевой состав тканей. Дают характеристику видам ткани.
Составляют коллекцию тканей их натуральных волокон животного происхождения.
Находят и представляют информацию о шёлкоткачестве.
Оформляют результаты исследований.
Термины понятия Поясная одежда, руно, шёлк- сырец, шерстяные ткани, ткани из натурального шёлка, смесовые ткани.
Планируемые результаты
Личностные Метапредметные Предметные
умение общаться при коллективном выполнении работ с учётом общности интересов;
готов и способен вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
формирует потребности в самооценке;
формирует ответственное отношение к учению, готовности и способности к самопознанию и саморазвитию, устойчивого познавательного интереса. Регулятивные:
-выполняет учебное задание, используя план;
-прилагает волевые усилия и преодолевает трудности на пути достижения целей;
-самостоятельно анализирует условия достижение цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
-выполнять учебное задание по схеме, с взаимопроверкой.
Коммуникативнные:
формулирует понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
адекватно взаимодействует в рамках учебного диалога;
приходит к общему мнению в совместной деятельности;
представляет свою позицию;
представляет результаты деятельности группы.
Познавательные:
-объясняет значение новых понятий и использовать их в активном словаре;
-определяет волокнистый состав ткани и обосновывает своё мнение. -Выполняет исследование образца волокна и сопоставляет образец волокна с описанием.
-Изучает свойства тканей из шерсти и натурального шёлка.
-Определяет свойства тканей по образцу.
-Осознаёт ответственность за результат исследования.
-Развивает моторику и координацию рук при работе.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи Ресурсы (дидактические материалы, МТО)
Биология, окружающий мир, ОБЖ Учебник Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технология. Технология ведения дома» 7 класс- М., Вентана- Граф, 2014г.
Рабочая тетрадь Н.В.Синица «Технология. Технологии ведения дома»- М., Вентана-Граф, 2014г.
Модели - аналоги проектных швейных работ.
Коллекция шерстяных и шёлковых (натуральных) тканей.
Коллекция смесовых тканей.
Образцы шелкового и шерстяного волокна.
Презентация «Классификация волокон. Способы получения натуральных волокон животного происхождения».
Видео «Производство текстильных материалов из натуральных волокон животного происхождения».
Формы организации познавательной деятельности Методы обучения Тип урока
Фронтальная, групповая, индивидуальная Метод проектов, самостоятельная работа, ИКТ комбинированный
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
1 этап Самоопределение к деятельности
(организационная часть; актуализация знаний/проверка; определение темы, цели и задач урока)
Цели деятельности Задания на выявление дефицита знаний и умений (выявление проблемы, определение темы занятия) Планируемый результат
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений Задание 1. Сегодня мы приступаем к изучению новой темы, которая называется «Создание изделий из текстильных материалов». Как вы думаете, что изучает данная тема?
Чем мы занимались при изучении темы в 5 и 6 классах?
В нашей жизни встречаются разные материалы. (Демонстрация образцов тканей или слайда).
А какие материалы вы знаете?
Какие бывают ткани?
От чего зависят свойства ткани?
Обучающиеся вспоминают производство и свойства текстильных материалов растительного и химического происхождения.
В конце дискуссии приходят к мнению, что они изучали свойства разных материалов, но не знакомы со свойствами натуральных волокон животного происхождения.
Задание 2. Какие проектные изделия мы шили в 5 и 6 классах?
Какая ткань нам потребовалась для изготовления фартука, косынки и салфетки? (хлопчатобумажная)
Из какой ткани мы шили тунику? (хлопчатобумажной или искусственного шёлка)
Объяснение учителя: « В 7 классе творческими проектными изделиями может стать юбка, а также шорты, бермуды брюки. Для этого мы должны научиться правильно подбирать ткань для создания хорошей модели. Давайте вспомним, из чего состоит любая ткань?
Что является сырьём для получения сначала ниток, а затем ткани?
Из каких растений получают волокна?
Все ли ткани изготовлены из волокон растительного происхождения?
Ученики предлагают, учитель записывает на доске. Обсуждение предложений, демонстрация моделей - аналогов проектных швейных изделий. Определение задач занятия, принятие плана работы. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний
2 этап Учебно-познавательная деятельность
(изучение учебного материала, его закрепление)
Цели деятельности Учебные задания
На знание (З), понимание (П), умение (У) Планируемый результат
Блок А (Классификация волокон. Способы получения натуральных волокон животного происхождения)Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Задание 3.(З) (работа с информацией)
Сообщение учителя:
Вы уже сказали, что ткань состоит из волокон. Волокна бывают разные. А что же такое волокно? Обучающиеся вспоминают и дают определение волокна.
Все волокна можно разделить на натуральные и химические. Мы изучали натуральные волокна растительного происхождения в 5 классе и химические волокна в 6 классе. В 7 классе познакомимся с натуральными волокнами животного происхождения. ( Запись классификации в тетрадь). Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладение способами действий
Задание 4 (З) (проведение исследований)
Задание: а) Шерсть каких животных использует человек для получения ткани? (овцы, верблюда, коз, лам).
б) Прочитайте определение понятия «шерсть» и «руно» на стр.56 учебника.
Рассмотрите образец волокна шерсти и определите:
-какое на вид волокно?
-какой цвет волокна?
-гигроскопичность;
-фактура.
в) Рассмотрите фотографии получения натурального шёлка из выделений бабочки тутового шелкопряда. Просмотрите видеофильм. Задание 5 (П) (работа с информацией)
Задание: Прочитайте в учебнике этапы производства шерстяных и шёлковых тканей.
Разложите карточки с названиями процесса обработки. (Работа в группах по 3-4 человека) Блок Б (проверка, самопроверка)
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция Задание 6. (задание на понимание нового учебного материала)
Задание: Работа с коллекцией шерстяных и шёлковых тканей.
Объяснение учителя и анализ свойств шерстяных и шёлковых тканей. Демонстрация образцов шерстяной ткани и натурального шёлка.
Объяснение учителя и демонстрация образцов смесовых тканей, в которых соединены натуральные и химические волокна.
Работа со стендом «Сегодня на уроке», где размещены образца шерстяных и шёлковых тканей: габардин, кашемир, твид, шотландка, креп – сатин, креп - жоржет, твил, шёлковый бархат.Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений учащихся
Задание 7. (У) (обсуждение готовности к выполнению лабораторной работы №3, выявление проблем, корректировка)
Работа с таблицей 1 стр.58 учебника. Учитель с обучающимися разбирают признаки тканей из натуральных волокон (У каждого обучающегося образцы тканей из хлопка, льна, шерсти и шёлка). Горение волокон определяемых тканей проводится демонстрационно учителем с соблюдением правил безопасной работы.
Обучающиеся делают вывод о том, что ткани из натуральных волокон отличаются друг от друга некоторыми характерными признаками. 3 этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность
(вводный инструктаж, самостоятельная практическая деятельность)
Цели деятельности Варианты заданий Планируемый результат
Обеспечение усвоения новых знаний, способ действий на уровне применения в измененной ситуации Задание 8 Воспроизведение знаний обучающихся о механических, гигиенических и технологических свойствах тканей.
Выполнение задания 12 из РТ и лабораторной работы №3 « Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств».
Материалы и инструменты:
а) Для каждого обучающегося: образцы тканей из хлопка, льна, шерсти, шёлка натурального, шёлка вискозного, капрона; ножницы, лупа. Б) Для учителя: блюдце или кювета с водой, тигель, спиртовка, спички.
Задание 9. Выполнить лабораторную работу №3, используя таблицу 2 из учебника стр.59-60. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации
4 этап Учебно-познавательная деятельность
(изучение учебного материала, его закрепление)
Цели деятельности Учебные задания
На знание (З), понимание (П), умение (У) Планируемый результат
Блок А (освоение новых знаний)
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Задание 10 (З) (работа с информацией)
Подведение итогов лабораторной работы, обобщение полученных данных.
-Дайте характеристику каждому виду ткани. Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладение способами действий
Задание 11 (З) (проведение исследований)
Составление коллекции «Шерстяные и шёлковые ткани» в РТ. Блок Б (проверка, самопроверка)
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция Задание 12. (задание на понимание нового учебного материала)
Дидактическая игра «Вопрос другу»
Задайте один вопрос другой группе по теме «Текстильные материалы из волокон животного происхождения и их свойства», оцените ответ смайликом: «молодцы!», «не верный ответ!» Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений учащихся
5 этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность
(вводный инструктаж, самостоятельная практическая деятельность)
Цели деятельности Варианты заданий Планируемый результат
Обеспечение усвоения новых знаний, способ действий на уровне применения в измененнойЗадание 13 (технологический этап)
Отберите образцы ткани, которые на ваш взгляд подойдут для изготовления прямой юбки, шорт, брюк. Работа индивидуальная. Обучающиеся отбирают образцы тканей. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации
6 этап Рефлексивная деятельность
(заключительный инструктаж, итоги урока, анализ урока учителем)
Цели деятельности Защита выполненной работы Планируемый результат
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, мотивации, способов деятельности, общения. Усвоение принципов само регуляции и сотрудничества
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Задание 14. Презентация выбранных образцов тканей.
Обучающиеся демонстрируют образцы тканей и объясняют свой выбор.
Обсуждение. Ответы на вопросы параграфа 12 учебника стр.62.
Подведение итогов урока: учитель отмечает лучшие результаты. Самоанализ и самооценка ученика Планируемый результат
Задание 15. Карточка рефлексииОцените результаты занятия
1. Знаю и умею объяснять что такое «руно» «шёлк-сырец» «шерстяные ткани», «шёлковые ткани», «смесовые ткани».
2. Знаю технологию производства шерстяных и шёлковых тканей____
3. Научился определять свойства шерстяных и шёлковых тканей______
4. Над чем предстоит поработать ____________________________
Обсуждают, предлагают, планируют
Вклеивают карточку рефлексии в рабочую тетрадь Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов само регуляции и сотрудничества
Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения
Предмет Технология
7класс
Технологическая карта занятия
учителя _Калачева Ольга Николаевна, МОУ СОШ № 48
(ФИО, название образовательного учреждения)
Раздел Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Тема Конструирование швейных изделий.
Цель Ознакомление обучающихся с понятием «поясная одежда» и видами поясной одежды.
Научить строить чертёж прямой юбки в натуральную величину.
Задачи Закрепить приобретённые ранее умения снимать мерки с фигуры человека.
Закрепить навыки работы с инструментами и приспособлениями для чертёжных работ.
Формировать умения рационально обустраивать рабочее место
Формировать навыки безопасного труда.
Формировать умения изготовлять выкройку поясного изделия с прямым притачным поясом.
Основное содержание материала темы Дидактические (учебные) единицы:
Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды.
Конструкции юбок.
Снятие мерок для изготовления поясной одежды.
Построение чертежа прямой юбки.
Характеристики основных видов деятельности учащихся:
Знакомятся с видами поясной одежды.
Знакомятся с конструкциями юбок: прямой, конической и клиньевой.
Закрепляют навыки снятия мерок с фигуры человека и записывают результаты измерений.
Рассчитывают по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий.
Учатся строить чертёж прямой юбки в натуральную величину.
Находят и представляют информацию о конструктивных особенностях юбки.
Термины понятия Поясная одежда, конструкции юбок: прямая, клиньевая, коническая; прямой притачной пояс; вытачка, раствор вытачки.
Планируемые результаты
Личностные Метапредметные Предметные
Формирует представление о видах поясной одежды.
Формирует представление о конструкциях юбок.
Проявляет познавательный интерес и активность в данной области предметной технологической деятельности. Регулятивные:
-Выполняет учебные задания.
-Прилагает волевые усилия и преодолевает трудности на пути достижения цели.
-Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Коммуникативнные:
Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
основам коммуникативной рефлексии;
Познавательные:
научиться находить и представлять информацию о конструктивных особенностях поясной одежды. Разъясняет содержание понятий «поясная одежда», «конструкции юбок» и адекватно пользуется этими понятиями.
Изучает виды поясной одежды.
Знакомится с конструкциями юбок.
Учится снимать мерки с фигуры человека.
Строит чертёж прямой юбки.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи Ресурсы (дидактические материалы, МТО)
Черчение, математика Учебник Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технология. Технология ведения дома» 7 класс- М., Вентана- Граф, 2014г.
Рабочая тетрадь Н.В.Синица «Технология. Технологии ведения дома»- М., Вентана-Граф, 2014г.
Плакат «Построение чертежа прямой юбки».
Миллиметровая бумага.
Чертёжные инструменты и принадлежности.
Сантиметровая лента.
Видеоматериалы.
Формы организации познавательной деятельности Методы обучения Тип урока
Фронтальная, групповая, индивидуальная Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, лабораторно – практическая работа, ИКТкомбинированный
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
1 этап Самоопределение к деятельности
(организационная часть; актуализация знаний/проверка; определение темы, цели и задач урока)
Цели деятельности Задания на выявление дефицита знаний и умений (выявление проблемы, определение темы занятия) Планируемый результат
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений Задание 1. Актуализация знаний обучающихся (фронтальная беседа). Опираясь на знания, полученные в 6 классе, необходимо задать вопросы:
-Что нужно знать, чтобы изготовить выкройку швейного изделия?
-Какой инструмент нужен для снятия мерок с фигуры человека?
-Можно ли снимать мерки самостоятельно? Почему?
Обсуждение ответов, выявление дефицитов, определение темы занятия.
Задание 2. Знакомство обучающихся с понятие «поясная одежда»
-Рассмотрите рис.30 на стр. 63 учебника и обратите внимание на пояса изделий.
- С каким поясом шили юбку в 5 классе? ( Юбка на кулиске, которая является цельнокроеным поясом).
-Посмотрите на рис.30 б). Это тоже цельнокроеный пояс, он прилегает к фигуре и является частью выкройки.
- В 7 классе будем выполнять швейное изделие с прямым притачным поясом.
Определение задач занятия, принятие плана работы. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний
2 этап Учебно-познавательная деятельность
(изучение учебного материала, его закрепление)
Цели деятельности Учебные задания
На знание (З), понимание (П), умение (У) Планируемый результат
Блок А (освоение новых знаний)
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Задание 3.(З) (работа с информацией)
Познакомиться с презентацией «Конструкции юбок». Подготовиться к участию в обсуждении по вопросам:
Все ли юбки одинаковые по конструкции?
Как вы думаете, какая из этих юбок самая сложная в изготовлении? (прямая)
Подвести обучающихся к выводу, что научившись шить прямую юбку, девочки могут изготовить клиньевую или коническую юбку. Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладение способами действий
Задание 4 (З) (проведение исследований)
Задание: в источниках информации найдите значение слов «поясная одежда», «прямая юбка», «клиньевая юбка» «коническая юбка». Задание 5 (П) (работа с информацией)
Работа с доской:
Задание: установите соответствие между названиями юбок и их образцами. ( На доске прикреплены образцы прямой, конической и клиньевой юбок.Прикрепите карточку с соответствующим названием юбки).Блок Б (проверка, самопроверка)
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция Задание 6. (задание на понимание нового учебного материала)
Задание: ознакомьтесь со статьёй учебника «Снятие мерок с фигуры человека».
-Вспомните правила снятия мерок. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений учащихся
Задание 7. (У) (обсуждение готовности к выполнению практической работы, выявление проблем, корректировка)
Работа с учебником стр.65 рис. 32
Запись на доске:
-Обхват талии
-Обхват бёдер
-Длина поясного изделия
-Длина спины
Демонстрация учителем приёмов снятия мерок на манекене. 3 этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность
(вводный инструктаж, самостоятельная практическая деятельность)
Цели деятельности Варианты заданий Планируемый результат
Обеспечение усвоения новых знаний, способ действий на уровне применения в измененной ситуации Задание 8 Вводный инструктаж для выполнения первой части практической работы №9 «Снятие мерок с фигуры человека и запись результатов измерений».
Задание 9. В рабочей тетради выполнить задание №13 п.1. ( Работа выполняется в форме деловой игры, где один из обучающихся выступает в роли заказчика, а другой – в роли закройщика. Затем обучающиеся меняются ролями. Результаты записывают в таблицу).Проверка учителем всех снятых мерок, устранение недочётов, выставление оценок. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации
4 этап Учебно-познавательная деятельность
(изучение учебного материала, его закрепление)
Цели деятельности Учебные задания
На знание (З), понимание (П), умение (У) Планируемый результат
Блок А (освоение новых знаний)
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Задание 10 (З) (работа с информацией)
Выполнение второй части практической работы №9 « Построение чертежа прямой юбки в натуральную величину».
Рассмотрите рис.33 и рис.34 в учебнике и подумайте, какие чертёжные инструменты потребуются для выполнения работы? Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладение способами действий
Задание 11 (З) (проведение исследований)
Вспомните, для чего при построении чертежей швейных изделий делаются прибавки на свободное облегание?
Выбор прибавок, запись на доске и в РТ п.2.
Сделайте необходимые расчёты для построения чертежа прямой юбки в РТ п.3.
Построение чертежа прямой юбки в натуральную величину на миллиметровой бумаге обучающимися и учителем на доске. Блок Б (проверка, самопроверка)
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция Задание 12. (задание на понимание нового учебного материала)
Пользуясь рис. 33 и 34 учебника, подпишите названия контрольных линий на своих чертежах.
Как вы думаете, в чём особенность этого чертежа? ( Строится на половину фигуры, линия бока общая у переднего и заднего полотнищ).Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений учащихся
5 этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность
(вводный инструктаж, самостоятельная практическая деятельность)
Цели деятельности Варианты заданий Планируемый результат
Обеспечение усвоения новых знаний, способ действий на уровне применения в измененной ситуации Задание 13 Проверка выполненной работы самостоятельно, а затем учителем.
Выполнение п.2 и 3 практической работы №9. (работа выполняется самостоятельно).
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации
6 этап Рефлексивная деятельность
(заключительный инструктаж, итоги урока, анализ урока учителем)
Цели деятельности Защита выполненной работы Планируемый результат
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, мотивации, способов деятельности, общения. Усвоение принципов само регуляции и сотрудничества
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Задание 14. Анализ выполнения практической работы. Выставление оценок согласно предложенным во время инструктажа критериям.
Самоанализ и самооценка ученика Планируемый результат
Задание 15 Выполнение п. 4 задания 13 в РТ «Проверь себя».
Обсуждают, предлагают, планируют.
Уборка рабочего места, наведение порядка в кабинете.
Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов само регуляции и сотрудничества
Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения