Научно-исследовательская работа по литературе на тему: «Образ бабушки в русской литературе»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
Научно-исследовательская работа по литературе на тему:
«Образ бабушки в русской литературе»

Работу выполнила: Янбаева Аделина,
ученица 7 в класса
Руководитель: Климентьева И. В,
учитель русского языка и литературы
Мелеуз 2016
Содержание
Введение
Глава 1. Биографические предпосылки образа бабушки в русской литературе
Глава 2. Сопоставительный анализ трех героинь
Заключение

До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни
М. Горький  
Введение
Я хочу рассказать вам одну легенду. В давние времена жила семья -100 человек, и в ней царили мир, любовь, согласие. Молва об этой семье долетела до правителя, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано 100 раз одно и то же слово «понимание».
Актуальность моего исследования заключается в том, что в современной жизни нам часто не хватает в семье этого понимания, и помогают его найти мудрые, опытные, добрые, всё понимающие и прощающие бабушки, такие, каких мы встречаем на страницах произведений русских писателей.
Работа над темой моего исследования началась с того, что мы на уроке литературы стали изучать повесть М. Горького «Детство». Тем интереснее было это произведение, что оно было создано на автобиографической основе, то есть все описанные события происходили в детстве маленького Горького, все эти люди окружали будущего писателя и сыграли важную роль в становлении его личности. Самым ярким и добрым героем его повести была бабушка. И тогда я вспомнила, что это не первое произведение, где писатели знакомят нас со своим детством и с таким теплом вспоминают своих бабушек. Мое исследование будет интересно не только мне, оно имеет определенную значимость, так как образ этот изучен мало, и данное исследование поможет определить его смысл и значение.
Цель исследования – проанализировать образ бабушки в произведениях русских авторов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить автобиографические произведения, содержащие образы бабушек;
провести сопоставительный анализ этих героинь;
определить, какую роль бабушки играют в становлении характеров главных героев;
обобщить сделанные наблюдения.
Методы:
1. Аналитическое чтение;
2. Поисковый, контекстуальный анализ.
Объектом исследования являются повесть М. Горького «Детство», рассказы В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и «Фотография, на которой меня нет» и рассказ Е. Носова «Лоскутное одеяло».
Предмет исследования – образы бабушек.
Результаты работы могут быть использованы и учителями, и учащимися на уроках литературы при изучении этих произведений.
Глава 1. Биографические предпосылки образа бабушки в русской литературе
По страницам литературы мы знаем, что в жизни великих писателей большое участие принимали бабушки. В русской литературе существует ряд традиционных образов: образ Родины, образ матери и другие. Не менее интересным является образ бабушки. Очень многие поэты, писатели в своих воспоминаниях и произведениях создали незабываемые образы своих бабушек.
В жизни Александра Сергеевича Пушкина была настоящая русская женщина, его бабушка, которая своей горячей любовью, преданностью и заботой в отношении к Пушкину заслужила благодарную память в сердцах потомков. Это Мария Алексеевна Ганнибал, бабушка Пушкина по линии матери.
Мария Алексеевна жила в доме Пушкиных, заведовала хозяйством, занималась воспитанием детей, приглашала к ним учителей и сама их учила. По отзывам современников, это была очень умная, рассудительная женщина. Когда маленькому Саше было одиноко, когда его ругали отец и мать, он убегал к бабушке. Здесь его никто не тревожил. Бабушке он обязан первыми впечатлениями от русских сказок, у неё он учился красоте и образности русской речи, от нее он узнал русскую грамоту. Она была первой наставницей Пушкина в русском языке (в родительском доме разговорным языком был французский). От своей бабушки Пушкин услышал немало рассказов о предках, в том числе об Арапе Петра Великого.
К сожалению, ни одно изображение Марии Алексеевны Ганнибал не сохранилось, но Пушкин оставил нам поэтический портрет своей бабушки.
Наперсница волшебной старины,Друг вымыслов игривых и печальных,Тебя я знал во дни моей весны,Во дни утех и снов первоначальных.Я ждал тебя; в вечерней тишине Являлась ты веселою старушкой И надо мной сидела в шушуне, В больших очках и с резвою гремушкой. Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила.
«Она-то, без сомнения, была первою воспитательницею будущего поэта», - писал А. А. Дельвиг о бабушке А. С. Пушкина. О своей бабушке Пушкин упоминает в «Начале биографии», ее образ находит отражение также в стихотворениях «Сон», «Моя родословная», а рассказы о семейном прошлом, которые поэт услышал от бабушки, отразились в романе «Арап Петра Великого».
Мама Михаила Юрьевича Лермонтова умерла, когда мальчику было всего лишь два года. Воспитывала Лермонтова бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева.
Всю свою любовь Елизавета Алексеевна сосредоточила на внуке, в котором видела «единственный предмет услаждения остатка дней своих и совершенного успокоения горестного своего положения», как было сказано в ее завещании. Ни сил, ни средств не жалела она на его воспитание и образование. О том, как бабушка любила внука, ходили легенды: «Старушка Арсеньева боготворила внука своего, он остался ей в утешение и подпорою на старость; она жила им одним и для исполнения его прихотей; не нахвалится, бывало, им, не налюбуется на него…» - вспоминала Е. А. Сушкова.
Разлука причиняла боль обоим. «Не могу выразить, как меня печалит отъезд бабушки, - сообщал в одном из писем Лермонтов. - Перспектива в первый раз в жизни остаться одиноким меня пугает. Во всем этом большом городе не останется ни одного существа, которое бы мною искренне интересовалось...».
Сохранившиеся письма Елизаветы Алексеевны полны трогательных свидетельств ее беспредельной любви к внуку: «...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем...». Она не только заботилась о материальных делах Лермонтова, давая ему возможность вести образ жизни, подобающий блестящему гвардейскому офицеру, но была в курсе и его литературных дел. Прочтя очередное сочинение внука, сообщала ему: «Стихи твои, мой друг, я читала, бесподобные… Все, что до тебя касается, я неравнодушна…»
В период обеих ссылок Лермонтова на Кавказ именно Елизавета Алексеевна была самым настойчивым и неутомимым ходатаем перед власть имущими за опального внука. В первую очередь благодаря ее неусыпным хлопотам он вернулся с Кавказа в1837 году, а в начале 1841 года, находясь во второй ссылке, получил отпуск в Петербург.
Известие о смерти внука лишила жизнь Елизаветы Алексеевны смысла. Оставшиеся силы ушли на хлопоты о получении разрешения на перезахоронение его праха в Тарханах. Через четыре года после смерти внука умерла Е.А. Арсеньева.
М. Ю. Лермонтов не посвящал бабушке литературные произведения. Но, читая его письма, воспоминания его современников, мы можем почувствовать, какие отношения были между поэтом и его бабушкой.
Максим Горький – это псевдоним Алексея Максимовича Пешкова. Алёша рано потерял мать, жил в семье Кашириных. Жестокость, жадность, недоверие к близким людям – таковы были жизненные принципы деда Василия Каширина, которые приносили Алёше одни страдания. Всё самое светлое в его жизни было связано с бабушкой Акулиной Ивановной. Она была удивительно талантливым человеком – кружевница, знавшая множество узоров, исполнительница народных песен, помнившая огромное количество стихов.
Повесть Горького «Детство» автобиографична. Писатель рассказал о своём детстве, о тех, кто окружал его, и, конечно, о своей бабушке. М. Горький трепетно вспоминает о бабушке, и, возможно, именно любовь к миру, бескорыстное отношение к людям помогло писателю в дальнейшем перенести тяжелые минуты жизни. Горький прошел школу щедрости и суровости, любви и злобы. И спасибо судьбе, что была у него такая замечательная бабушка – Акулина Ивановна Каширина.
Виктор Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края, семи лет лишился матери (Лидия Ильинична утонула в 1931 году в Енисее), жизнь с отцом и мачехой не сложилась. И только заботами бабушки Екатерины Петровны было скрашено его сиротское детство. Но как ни тяжело было детство, главные трудности были впереди. Впереди будущего писателя ожидала и беспризорность, и детский дом, и интернат, и фронт.
В 1957 году, опираясь на воспоминания прошлого, Астафьев начинает писать цикл автобиографических рассказов от 1-го лица о своём детстве, о родном селе, о его обитателях, о дедушке и бабушке, о тех впечатлениях, которые им были вынесены из той поры. Впоследствии эти рассказы составили книгу «Последний поклон». Через всю книгу проходит любовью согретый и любовью одаривающий образ бабушки Катерины Петровны Потолицыной. Ей, труженице, кормилице, хранительнице семьи, защитнице детства, в первую очередь благодарно кланяется В. П. Астафьев: «Бабушка была для меня отцом и матерью – всем, что есть на свете дорогого для меня! Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке… »
Детство — важная пора для каждого человека. Это пора становления его как личности. Очень важно окружение ребенка в этот период, семья.
Мария Алексеевна, Арина Родионовна, Елизавета Алексеевна, Акулина Ивановна, Катерина Петровна – замечательные бабушки, которые оказали огромное влияние на формирование характеров своих внуков.
В своих воспоминаниях и произведениях А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, М. Горький, В. П. Астафьев с благодарностью вспоминают о своих бабушках. И, может быть, если бы не удивительные бабушки, то не было бы этих гениев русской литературы.

Глава 2. Сопоставительный анализ трех героинь
Многие писатели обращались к образу бабушки в своих автобиографических произведениях. В этой работе я попытаюсь сравнить образы бабушек, нарисованный В. Астафьевым, М. Горьким, Е. Носовым. Что интересно, в произведениях полностью отсутствуют границы между героем, рассказчиком, повествователем и автором. Полное их слияние. Единственное их различие – возраст героя и рассказчика. Во время работы над книгами Горькому было 45 лет, Астафьеву - 44 и Носову - 66, то есть не было в живых уже самих бабушек и авторы на своё детство взирали с высоты прожитых лет, иначе переосмыслив всё то, что было у них в детстве.
Чтобы сопоставить героинь и выделить общие и отличительные черты, мы составили 4 таблицы: «Портрет бабушек», «Речевая характеристика», «Взаимоотношения с людьми», «Таланты и поступки героев».
Таблица 1 «Портрет бабушек»
В.П.Астафьев. Последний поклон М.Горький. Детство Е.Носов. Лоскутное одеяло
бабушка Вити Потылицина Катерина Петровна бабушка Алёши Акулина Ивановна бабушка Варвара Ионовна
Портрет
«Полушалок на голове, концы пропущены под мышки, крест-накрест завязана на спине. Под полушалком крашенная в бордовый цвет кофта. Вынималась эта кофта из сундука только по случаю поездки в город или по большим праздникам». (Литер 6, стр. 100)
Вывод: почти не дает ее портрет, а если и дает, то не в изученных рассказах. Из этой цитаты узнаем, что выглядит она, как обычная деревенская бабушка,семья живет бедно, кофта надевается по праздникам, автор подчеркивает её бережливость.
«Когда она улыбалась, ее темные, как вишни зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы,и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щек,все лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она - темная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь». (Литер 7, стр 22)
«Выпивши, она становилась еще лучше: темные ее глаза, улыбаясь, изливали на всех греющих душу свет, и, обмахивая платком разгоревшееся лицо, она певуче говорила…» (Литер 7,стр 48)
Вывод: некрасивая, большая, сутулая, но несмотря на это, она ловкая и подвижная, движения плавны и грациозны, а главное - она светится изнутри. Этот свет просачивался через глаза, они горят неугасимым, веселым светом. Улыбка у нее красивая, веселая, приятная, от неё веет теплом. Через глаза и улыбку мы можем понять, какая у нее душа. Душа у этого человека чистая, добрая, светлая. «Наконец бабушка заходит в нашу комнату и, встав перед Николой, ловким перекрестом рук снимает кофту, затем сбрасывает на пол долгую, до пят, юбку и босоного вышагивает за ее круг. Вся в белом, с нагими плечами и руками, она принимается быстро и непонятно шептать что-то святому угоднику, мерцавшему от шевелящегося на печи светильного огня, одновременно не забывая расплетать косицу, полуседой остаток некогда спелой пшеничной красы, перебросив ее себе на впалую грудь и сноровко, на ощупь, перебирая пальцами пряди и шелковые тесемки».
«Бабушка вздыхает и, выпростав тонкую, как плеть, голубоватую руку с темной, словно из корья, кистью, долго оглаживает светленький, ничем не примечательный треугольник».
«Но она не спит, и я вижу, как в темной глазнице тусклым оловом мерцает скопившаяся там влага».
Вывод: когда-то в молодости была красивой, а теперь её красота угасла. Но глаза мерцают в темноте, в них светится тепло и добро, которые она дарит свои родным.
В. Астафьев и Е. Носов в основном портрет создают благодаря речевой характеристике, только немногочисленные детали помогают нам представить Катерину Петровну и Варвару Ионовну. Горький рисует портрет бабушки в динамике, он яркий, постоянно преображается. Мы видим её лицо, глаза, улыбку, нос, волосы, походку, жесты, мимику в разные жизненные эпизоды: в Астрахани, на пароходе, Нижнем, дома, во время пожара, за работой, когда плела кружева, перед сном, в общении с людьми, близкими Автор создает портрет, который ни с кем не спутаешь.
Общее. Все они выглядят, как обычные деревенские бабушки. Возможно, они не очень красивы, но все три автора подчеркивают свет в их глазах, их добрую и теплую улыбку. Эти три женщины живут бедно (у Катерины Петровны кофта одевается только по праздникам). Но они богаты внутренне. Свое тепло они дарят родственникам и внукам.У них есть схожие черты характеры. Это простые женщины – труженицы. Их лица и руки в морщинках. Они в постоянной заботе о хозяйстве, о внуках.
Таблица 2 «Речевая характеристика»
В.П.Астафьев. Последний поклон М.Горький. Детство Е.Носов. Лоскутное одеяло
бабушка Вити Потылицина Катерина Петровна бабушка Алёши Акулина Ивановна бабушка Варвара Ионовна
Речь
«- Ты как же с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое! - напускалась бабушка на соседку. - Мне рупь, другому рупь! Что же это получится?»
«- Дитятко ты мое! - запричитала бабушка, когда я, замирая от страха, передал ей посудину. - Восподь тебе пособил, воспо-дь! Уж
куплю я тебе пряник, самый большущий. И пересыпать ягодки твои не стану к своим, прямо в этом туеске увезу..»
«Не вытерпит, чтобы не поделиться новостями, почерпнутыми в городе, и узнать те новости, которые свершились без нее на селе. И каждому встречному и поперечному бабушка с большой охотой будет твердить: «А мой-то! Малой-то!»
« - Брюхо болит, на краюху глядит! Эшь ведь какой смирененькай!
Эшь ведь какой тихонькай! И молочка не попросит!»
« - Бери, бери, че смотришь? Глядишь, зато еще когда омманешь баушку..»
«— Спи, пташка малая, Господь с тобой и анделы во изголовье».
«— Середь ночи. Экой барин! Робенок-то! — Бабушка закрылась руками: — Да откуль напасть такая, да за что же она сиротиночку ломат, как тонку тали-и-инку…»
«Ты долго кряхтеть будешь, толстодум? Чо ишшэш? Вчерашний день ишшэш? Вон твои рукавицы. Вон твоя шапка!..»
«Ступай, ступай! Баушка худа тебе хочет! Баушка - враг тебе! Она около него, аспида, вьюном вьется, а он, видали, какие благодарствия баушке!...»
Вывод: интересна речь бабушки Вити: своеобразна, наполнена присказками, присловиями, поговорками, афоризмами. Иногда она искажает слова, переделывает на свой лад. В речи много диалектных слов. Ее речь эмоциональна, в ней много коротких разговорных вопросительных и восклицательных предложений. Много народных сравнений, повторов. Всё это создаёт неповторимый образ деревенской женщины. «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные»
«Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова».
« - Пресвятая Мати Божия, верни разум детям моим!»
«- Бестыжие родни, здыдни!»
« - Господи, Господи! Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все!»
«Что, дитятко? Что, котенок? Пошалить охото? Ну, побалуй, Богова забава!»
«Это, милый, от радости да от старости, - говорит улыбаясь. - Я ведь уж старая, за шестой десяток лета-вёсны мои перекинулись».
« - А ты не бойся! - басом сказала бабушка, похлопывая его по шее и взяв повод. - Али я тебя оставлю в страхе этом? Ох ты, мышонок...»
Вывод: сам Горький неоднократно восхищается речью своей бабушки, она говорит «ласково, весело, складно», точно песню поет, так складно и мелодично звучат её слова. Много ласковых слов, обращений. Речь украшена эпитетами, сравнениями, восклицательными предложениями. «Ну, а китайцы знают, что делать. Прямо по траве раскатывают одну штуку ситца - майский луг, да и только!»
«Да немец попер их оттуда, из Курляндской земли, голодных да беспатронных».
«Я и доси хожу с курицей по соседям: мужик дома, а зарубить некому».
«А так много повидал разного. Не приведи господь, чего довелось ему, сердешному».
«Авось покажет тебе башлык»
«- Спи, угоманивай-ся».
«Нуте... Так поехали дальше. А вот этот, внучек ты мой, этот лоскутик...»
Вывод: любит беседовать с внуком, рассказывать истории, которые для него очень важны и интересны. В её речи много диалектных и просторечных слов. Речь её выразительна, певуча, много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Это подчеркивает её доброту, заботу и ласку к внуку и другим людям.
Зачем авторы стараются воспроизвести речь бабушек так точно? Им дорого в бабушках все, в том числе и их речь, она характеризует их. При помощи речевых особенностей писатели восстанавливают именно свое детское восприятие бабушки, оживляют его. Писатели хотят, чтобы мы, читатели, услышали живую, яркую и эмоциональную разговорную речь простого человека.
Общее: все три героини обладают своими индивидуальными особенностями речи, но у них у всех живая, образная, эмоциональная речь. Просторечные слова, искажения в произношении говорят о невысоком уровне образования и о социальном статусе - они крестьянки, но народные обороты, эпитеты, сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами придают их речи красоту, напевность и особую прелесть.
Таблица 3 «Взаимоотношение с людьми»
В.П.Астафьев. Последний поклон М.Горький. Детство Е.Носов. Лоскутное одеяло
бабушка Вити Потылицина Катерина Петровна бабушка Алёши Акулина Ивановна бабушка Варвара Ионовна
Взаимоотношения с людьми
«Бабушка долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, била себя руками по бедрам, плевалась». А сама помогала Васени, прятала с ее детьми, когда Левонтий напивался.
«Бабушка, тайком от родителей, по слезной просьбы тетки Авдотьи, домовничавшей у наших учителей, три раза заговаривала пупок дитенку, но он все равно орал ночи напролет и, как утверждали сведущие люди, наревел пуп в луковицу величиной»
«Так я и знала! Так я и знала! - проснулась и заворчала бабушка. - Я ли тебе, язвило бы тебя в душу и в печенки, не говорила: «Не студися, не стыдися!» - повысила она голос. - Так он ведь умнее всех! Он бабушку послушат? Он добрым словам воньмет? Загибат теперь! загибат, худа немочь! Мольчи лучше! мольчи! - Бабушка поднялась с кровати, присела, схватившись за поясницу. Собственная боль действует на неё усмиряюще. - И меня загибат...»«Я бился и кричал на весь дом. Бабушка уже не колотила меня, а перепробовавши все свои лекарства, заплакала и напустилась на деда».
Вывод: Екатерина Ивановна помогает людям, очень любит и боится за внука. Хорошо общается с людьми. Уважительно встречает учителя, всё, что было дома, ставит на стол. Гордится тем, что он к ней приходил. Строгая, не один раз доставалось Вите от нее. Она могла ворчать, ругаться, но все равно жалела внука. Переживала за него, понимала все его трудности. Её уважают на селе, она добрая, лечит людей.
«Бабушка сказывает сказки. Слушать ее невыразимо приятно. Я слушаю и прошу:
-Еще!(…) Вокруг стоят матросы - бородатые, ласковый мужики, - слушают, смеются, хвалят ее тоже просят:
- А ну, бабушка, расскажи еще чего!
Потом говорят:
-Айда ужинать с нами!»
«Бабушка кинулась ко мне и схватила меня на руки, закричав:
- Лексея не дам! Не дам, изверг!»
«Мне было смешно и противно видеть все эти дедовы фокусы, а бабушки- только смешно.
- А ты - полно! - успокаивала она меня. - Ну, что такое? Стар старичок, вот и дурит! Ему ведь восемь десятков, - отшагай-ка столько-то! Пускай дурит, кому горе? А я себе да тебе - заработаю кусок, не бойсь!»
«Иногда бабушка, зазвав Григория в кухну, поила чаем, кормила».
Вывод: Акулина Ивановна очень добрая, любит людей. Она стала для Алеши самым верным и близким другом. Заботилась о своих детях, дед не хотел брать Цыганка, но она все равно его приняла, выкормила и воспитала его, как родного. Когда слепого Григория выгнали, она кормила его и звала домой пить чай. Не злилась на деда, смогла ужиться с его характером, научилась его успокаивать. «Бабушка иногда сшивала нехитрые крестьянский обновы: штаны и рубахи, кофты и сарафаны, и ребятне всякую всячину».
«Мне не нравится, что дедушку выпроводили из Питера и что он, оказывается, не участвовал в штурме Зимнего дворца.
— Кой тебе Зимний! — взмаливается бабушка. — Я и доси с курицей по соседям хожу: мужик дома, а зарубить некому. Нет, не герой он у меня, не герой, врать не стану».
Вывод: набожна, старается жить в ладу с людьми и с Богом. С удовольствием рассказывает внуку разные истории. Любила мужа. Не врёт людям. Из её рассказов видно, что у неё хорошая память и она внимательна к людям.
Общее: бабушки у главных героев добрые, стараются всегда помогать людям, их уважают односельчане. Катерина Петровна лечит людей, Акулина Ивановна старается всем помочь, кто нуждается в этом, а Варвара Ионовна любит и заботится о своей семье. Бабушки стараются жить в ладу с людьми и богом. Они очень любят своих внуков, переживают за них, воспитывают, учат жизни. Варвара Ионовна и Акулина Ивановна рассказывают свои внукам интересны истории, которые им очень нравятся.
Таблица 4 «Таланты и поступки героя»
В.П.Астафьев. Последний поклон М.Горький. Детство Е.Носов. Лоскутное одеяло
бабушка Вити Потылицина Катерина Петровна бабушка Алёши
Акулина Ивановна бабушка Варвара Ионовна
Таланты и поступки героя
«Бабушка, тайком от родителей, по слезной просьбы тетки Авдотьи, домовничавшей у наших учителей, три раза заговаривала пупок дитенку...».
«Деревенское окно, заделанное на зиму, - своего рода произведение искусства. По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка, что у нее за характер и какой обиход в избе.
Бабушка рамы вставляла в зиму с толком и неброской красотой. В горнице меж рам валиком клала вату и на белое сверху кидала три - четыре розетки рябины с листиками - и все. Никаких излишеств. В середней же и в кути бабушка меж рам накладывала мох вперемежку с брусничником. На мох несколько берёзовых углей, меж углей ворохом рябину и уже без листьев».
Вывод: Бабушка Вити обладает художественным вкусом, она красиво украшает окна, не так как у всех. Пытается сделать свой дом красивым и уютным, чтобы люди смотрели и радовались. Использовала для этого всякие предметы. Умела хорошо лечить и делала это бесплатно. На её счету много хороших поступков, помогала соседям, давала тетке Васени деньги в долг, кормила её детей. Обещала купить внуку пряник, если он соберет ягоды. И хотя он обманул ее, но все равно купила ему пряник. Не спит ночью, чтобы облегчить его страдания. Бабушка гостеприимна, застелила стол праздничной скатертью, когда пришёл учитель и понаставила всего, что было в доме. «Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклонясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невыразимо приятно».
«Бабушка накинула на голову пустой мешок, обернувшись попоной, она бежала прямо в огонь и сунулась в него, вскрикивая:
- Купорос, дураки! Взорвет купорос...».
«Она была так же интересна, как и пожар: освещаемые огнем, который словно ловил ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя».
«Она бросилась под ноги взвившегося коня, встала пред ним крестом; конь жалобно заржал, протянулся к ней, косясь на пламя».
«Танцевала она, словно плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль тёмными глазами».

Вывод: Бабушку Алёши характеризует бескорыстная любовь к миру. У неё талант сказительницы, хорошее воображение, сила воздействия. Она очень сильная женщина с трудной судьбой, многие из её детей умерли в младенчестве. Она нашла ребенка у ворот и взяла его себе. Во время пожара она не растерялась и всех спасла. Акулина Ивановна - добрая, смелая. Не боялась деда в отличие от других. Несмотря на своё телосложение, замечательно танцует, Алеше казалось, что она не просто двигается, а рассказывает истории. «Было у моей бабушки одеяло, собранное из разных лоскутков материи. Бабушка иногда сшивала нехитрые крестьянский обновы: штаны и рубахи, кофты и сарафаны, и ребятне всякую всячину».
«А она на ногах чуть ли не с первыми петухами, все еще хлопочет по дому: что-то споласкивает, ставит в печь коровье пойло, накрывает рушником хлеб на столе, разбирает на пары и рассовывает по печуркам вязёнки и шубные рукавицы».
Вывод: Бабушка хлопочет по хозяйству, она хранительница домашнего очага. Рукодельница, шьёт внукам одежду, из этого следует, что она заботливая. В своё лоскутное одеяло вкладывает душу, у нее хорошая память, так как помнит про каждый лоскуток.
Общее: героини этих произведений - творческие люди, у них много талантов. У Катерины Петровны художественно украшены окна, Акулина Ивановна очень хорошо рассказывает сказки и истории, Варвара Ионовна из лоскутных квадратов шила веселое разноцветное одеяло и разную одежду внукам. У Катерина Петровны был дар, она лечила людей, а Акулина Ивановной очень красиво танцевала, люди смотрели на неё, затаив дыхание.
Их жизнь нельзя назвать легкой, но они не сломались в трудных жизненных ситуациях, они работящие и заботливые, помогают другим, способны на благородные поступки.
Очень существенно, что все эти бабушки увидены глазами внуков.
В рассказах Астафьева и Носова перед нами предстает образ женщины из деревни, у Горького из города Нижнего - настоящей труженицы, чтящей традиции и не мыслящей своей жизни без помощи другим людям, без любви и заботы по отношению к своим родным. В своих произведениях так трогательно говорят авторы о своих родных, так откровенны перед нами, им не стыдно открыться всем читателям, ведь это своего рода тоже покаяние, последний поклон.
Бабушка имела огромное влияние на героев, была своего рода для них авторитет, единственным родным человеком. В мыслях читающих возникает милый образ бабушки именно их детства, никого не оставляет равнодушным.
И кто знает, осуществился бы талант М. Горького, В. Астафьева, Е. Носова, если бы не этот свет любви, осветивший самое начало их тоже нелегкой жизни.

Заключение
Таким образом, в своих воспоминаниях и произведениях А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, М. Горький, В. П. Астафьев, Е. И. Носов с благодарностью вспоминают о своих бабушках. И, может быть, если бы не удивительные бабушки, то не было бы этих гениев русской литературы.
Проанализировав трех героинь из повести М. Горького «Детство», рассказов В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и «Фотография, на которой меня нет» и рассказа Е. Носова «Лоскутное одеяло», мы пришли к следующим выводам:
В портретах бабушек можно найти удивительное сходство, авторы подчеркивают свет в их глазах, их добрую и теплую улыбку. Эти три женщины живут бедно, но они богаты внутренне. Это простые труженицы. Их лица и руки в морщинках. Они в постоянной заботе о хозяйстве, о внуках.
Все три героини обладают своими индивидуальными особенностями речи, но у них у всех живая, образная, эмоциональная речь, наполненная народными оборотами, эпитетами, сравнениями, фразеологизмами.
Бабушки у главных героев добрые, стараются жить в ладу с людьми и Богом. Они очень любят своих внуков, переживают за них, воспитывают, учат жизни.
Героини этих произведений - творческие люди, у них много талантов. Катерина Петровна лечит людей, Акулина Ивановна хорошо рассказывает сказки и истории, красиво танцует, Варвара Ионовна рукодельница и шьет на внуков.
Книги М. Горького, В. П. Астафьева Е. И. Носова учат нас добру, терпению, милосердию, потому что сами писатели учились этому у мудрых людей, у своих бабушек, чей свет согревал их всю жизнь и освещал им путь.
В первой части крестьянской оды «Последний поклон» В. Астафьев «кланяется всем русским бабушкам»: «Бабушка, Бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям. Непосильная это работа. Нет у меня таких слов, которые передали бы всю мою любовь к тебе! Согревает лишь меня одна надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта»
Тема эта актуальна будет всегда, но особенно в наше время – время дефицита добра, милосердия, взаимопонимания, прощения. Поэтому и писатели в своих произведениях пытаются воссоздать любимые образы, давно ушедшие в прошлое, для того чтобы достучаться до наших душ, пока не стало слишком поздно. Они говорят нам: любите своих родных, дорожите каждой минутой, проведенной с ними и не опоздайте с самыми главными словами, что вы их любите.

Список литературы
1. Голикова Г.А. Урок по рассказу В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Литература в школе, 2005 - № 5.
2. Коровина В.Я. Литература. 6 класс. Учебник в 2 частях. Ч. 2 - М.: Просвещение, 2012.
3. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник в 2 частях. Ч. 2 - М.: Просвещение, 2014.
4. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 частях. Ч. 2. / Сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещения, 2009.
5. Максимук В.М. «Струение души»: по рассказу Е.Носова «Лоскутное одеяло»/ В.М. Максимук// Литература в школе , 2002. - № 3. - С.14-15.
6. Урок литературы в 7 классе по «сквозной» теме. «Свет», который должен быть у каждого в жизни» // http://www.docme.ru/doc/137691/obraz--babushki--v--russkoj--literature7. Образ бабушки в повести М. Горького «Детство» // http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/05/01/obraz-babushki-v-povesti-m-gorkogo-detstvo