Усиление королевской власти во Франции и Англии

Урок по истории средних веков в 6 классе по теме: « Усиление королевской власти в XV веке во Франции и в Англии».

Цели: Создать условия для формирования представлений о завершающем этапе образования централизованных государств во Франции и Англии.
Задачи: выявить отличительные особенности этого процесса в каждой из этих стран и обобщить имеющиеся знания по данному вопросу; познакомить с понятиями централизованное государство и абсолютизм.
Оборудование: компьютер, презентация, тест для проверки домашнего задания (2 варианта)
Оформление доски: тема урока, дата войны Алой и Белой розы ( 1455 – 1485 гг.)
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас видеть на нашем сегодняшнем уроке! Проверьте, всё ли у вас готово для плодотворной работы на уроке: учебник, тетрадь, письменные принадлежности, дневник и ваши светлые головы. Надеюсь, что сегодня на уроке вас не смутит присутствие гостей, и вы будете работать так же активно и плодотворно, как работаете на всех наших уроках.
- (имя ученика) скажи, пожалуйста, кто сегодня отсутствует!? Очень жаль. Надеюсь, что отсутствующие обязательно узнают о пройденном нами сегодня материале и узнают домашнее задание.
-А сейчас хотелось бы озвучить цели, задачи и план нашего урока (перечислить цели, задачи урока и план работы).
План урока:
1.Завершение объединения Франции.
2. Франция – централизованное государство.
3.Война Алой и Белой розы в Англии.
4. Правление Генриха VII.
2. Проверка домашнего задания:
- Прежде, чем приступить к изучению нового материала, нам нужно проверить, как вы усвоили прошлый материал « Крестьянские восстания во Франции и в Англии». Поэтому, я предлагаю вам выполнить задания теста.
Возьмите файлы, которые лежат на краях ваших партах и выньте из них лист с тестом. Тест состоит из двух вариантов. Каждый вариант теста уже подписан. Вам осталось подписать листы, указать Ваши инициалы, класс и дату.
- Помните, что работать нужно активно и правильно читать задания.
-На выполнение работы я даю Вам 7 минут. Время пошло.
( Следить за временем. За 1 минуту до окончания времени огласить о конце работы) 1) тестирование:
Вариант № 1.
1. Каким было положение французского народа в XIV веке?
А) эпидемия чумы уносила много жизней
Б) сократилось количество выплачиваемого налога
В) улучшилось благосостояние крестьян;
2. Когда во Франции вспыхнуло восстание получившее название « жакерия»?
А) апрель 1332 г.
Б) сентябрь 1346 г.
В) май 1358 г.
3. Предводителем восстания «жаков» был:
А) Гильом Каль
Б) Уот Тайлер
В) Карл Смелый
4. Почему «жакерия» потерпела поражение? ( выберите несколько вариантов ответа)
А) стихийность и неорганизованность
Б) недоверие к главарю
В) разрозненность отрядов
Г) плохое вооружение
Д) отсутствие материальной заинтересованности
Е) неумелое руководство
5. Последствием данного восстания можно считать:
А) веру крестьян в свои силы
Б) ускорение процесса освобождения крестьян от личной зависимости
В) процесс ещё большего закрепощения крестьян
6. Одной из причин восстания в Англии можно считать:
А) закрепощение крестьян
Б) введение денежного налога
В) жестокое обращение сеньоров с крестьянами
7. Крестьянское восстание в Англии началось в:
А) 1381 г.
Б) 1384 г.
В) 1385 г.
Вариант № 2.
1. Крестьянское восстание в Англии возглавил:
А) Джон Болл
Б) Гильом Каль
В) Уот Тайлер
2. Кто не являлся участником данного восстания?
А) городская беднота
Б) знатные сеньоры
В) сельские ремесленники
3. Какое требование повстанцы не выдвигали?
А) конфисковать церковные земли
Б) даровать всем зависимым свободу
В) отменить денежный налог
4. Причинами поражения восстания в Англии можно считать: ( выберите несколько вариантов ответа)
А) отсутствие талантливого руководителя
Б) плохая организованность
В) плохое вооружение у повстанцев
Г) разобщённость повстанцев
5. Итогом крестьянского восстания в Англии можно считать:
А) усиление реакционных законов против бедняков
Б) крестьяне получили возможность выкупаться на волю
В) усиление и без того тяжёлых налогов
6. Как господа расправлялись с восставшими?
А) вешали изменников
Б) казнили виновных
В) всех восставших сажали в тюрьму
7. Какой урок извлёк из данного восстания английский король?
А) нужно усилить своё влияние
Б) были смягчены законы против бедных
В) произошло сильное закрепощение крестьян
Время истекло.
Отложите ручки, возьмите карандаши, обменяйтесь вариантом с соседом.
Сейчас мы выполним взаимопроверку с последующим выставлением оценок.
Критерий выставления оценок Вы видите на доске.
Критерии оценки:
Менее 3 – «2»
От 3 до 5 – «3»
От 5 до 6 – «4»
7 – «5»

Ключ:
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7

а
в
а
авг
б
б
а
в
б
а
бв
б
а
б


На работу я даю Вам 2 минуты.
Ребята время вышло.
Один из группы собирает тесты и кладет их на край стола.
Изучение нового материала.
-Ребята, приступаем к изучению новой темы. Откройте Ваши рабочие тетради. Тема нашего с Вами урока « Усиление королевской власти в конце 15 веков во Франции и Англии». Запишите, пожалуйста, ее к себе в тетради. ( Слайд № 1) (1 минута)
На прошлых уроках мы говорили с вами о том, что Франция вела войны: это была Столетняя война с Англией, и восстание крестьян под предводительством Гильома Каля.
- Но война закончилась, и мирная жизнь начинает постепенно налаживаться.
Король Людовик XI продолжил объединение страны. Сегодня мы выясним, как и когда произошло объединение Франции и Англии, как сложилось централизованное государство, и какая форта правления установилась в этих государствах.
1. Завершение объединения Франции
После завершения войны во Франции постепенно начинает налаживаться жизнь. Это выражается в:
1) начинают распахиваться запустевшие во время войны земли
2) восстанавливаются города и деревни
3) показателем успешно восстановленного хозяйства можно считать то, что в урожайные годы Франция теперь вывозила хлеб в соседние страны.
4) восстанавливается ремесло
5) начинается производство тканей и стекла
6) начинают появляться ярмарки.
( Слайд № 2)
- В годы правления во Франции короля Людовика XI крупные феодалы объединились в тайный союз, душой которого был герцог Бургундии Карл Смелый.
- Сейчас я предлагаю вам познакомиться поближе с этими двумя людьми.
Сегодня на уроке Вы объединены в группы, состоящие из 4 человек. Сейчас каждый из Вас возьмет оставшийся лист из файла. На данном листе для Вас представлены выдержки из книги французского писателя Де Коммина « Мемуары» о двух политических деятелей Людовике XI и Карле Смелом.
В процессе выполнения задания, Вам разрешено в группе негромко обсуждать ответы на поставленные вопросы и записывать ответы в листы с документом.
Для выполнения задания Вам дается 5 минут.
-Ребята время вышло и сейчас мы вместе с Вами ответим на поставленные вопросы.
( Учитель зачитывает вопросы. Спрашивает: « Может кто-нибудь желает ответить на вопрос!?)
-Каким вы представили себе короля Людовика XI?
- Какими способами он добивался укрепления своей власти? ( подкуп, давал должности, интересовался сильными людьми)
- На какой класс опирался король? (на средний) и почему?
- О каких чертах личности Карла Смелого вы узнали? (целеустремлённый, хитрый, лживый, практичный, терпеливый, расчетливый, скупой)
- Что означает выражение « законы рыцарской чести»?
- На какой класс опирался герцог Бургундский и почему? ( на знатных феодалов, которые могли противостоять королю)
« Ф. Де Коммин « Мемуары»
« Из всех тех, кого я знал когда-либо, всего лучше мог выпутаться из беды и напасти король Людовик XI, наш господин, смиреннейший в одежде и на словах. Он весьма старался подкупить всякого, кто мог ему послужить или повредить ему. Он нисколько не досадовал, если человек, которого он хотел расположить к себе, ему отказывал, но продолжал свои усилия, давая щедрые обещания и на самом деле жалуя ему деньги и такие отличия, какие, как он знал, тому любы. Те же, кого он во времена мира и благополучия изгонял и отвергал, он, если нужно, снова подкупал дорогою ценой, пользовался ими и не испытывал никакой вражды за прошлое. Совершенно естественно он был другом людей среднего класса и врагом всех «вельмож», которые могли обходиться без него. Никто никогда не выслушивал столько людей, не расспрашивал о стольких вещах, как он, никто не желал узнать стольких лиц, как он, досконально знал всех людей значительных и сильных в Англии, Испании, Португалии, Италии, а так же земель Бургундии и Бретани»

Родился в Дижоне в семье бургундского герцога Филиппа Доброго и португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее образование, так что без труда читал латинских писателей. Уже 19-летним юношей в битве при Гаверене выказал ту упрямую, доходившую до безрассудства отвагу, которая на всю жизнь осталась основной чертой его характера. Жил просто, чуждаясь роскоши и волокитства, царивших при дворе его отца. Всю свою жизнь он пытался жить по законам рыцарской чести. Он презирал интриги, коварство, притворство, но при этом был храбр, высокомерен и упрям.
-Молодцы, Вы хорошо поработали. Самые активные участники нашей беседы получают дополнительные баллы, которые будут учитываться при проверке правильности выставления оценок Вашего теста и на следующих уроках при выставлении оценок.
Физминутка (2 минуты)
1. Аккуратно опустите голову вниз, подбородком дотягивайтесь до грудной клетки. Затем переведите голову назад и тянитесь затылком к лопаткам, вытягивая переднюю поверхность шеи. На выдохе голова опускается вперед, на вдохе назад. ( Повторить 2 раза)
2. Наклоните голову вправо, дотягиваясь ухом до плеча. Переведите голову налево. Перевод головы с одной стороны на другую, сопровождается дыханием. С выдохом наклоняйте голову, на вдохе поднимите голову в центральное положение и на выдохе опустите ее в другую сторону. ( Повторить 2 раза)
3. Вытяните руки перед собой и динамично вращайте кистями в разные стороны..
-Молодцы.
-Мы продолжаем дальше.
- Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым продолжалась 12 лет. В открытой войне король потерпел поражение и был вынужден заключить унизительный для себя мир. Тогда Людовик XI натравил на Карла Смелого недовольных им соседей. В войне с ними войско герцога Бургундского было разгромлено, он сам убит. Король затем поодиночке расправился с остальными противниками. Попадавших в его руки, Людовик XI держал по многу лет в железных клетках, где пленники не могли даже выпрямиться в полный рост.
работа с картой(Работа с места)
( Слайд № 3) карта с 181 учебника
- Найдите карту на стр. 181.
- Рассмотрите её и скажите, каким цветом обозначены владения короля? Что можно сказать о его территории?
- Что вы можете сказать о владениях вассалов?
- Какие территории были присоединены к владениям короля к концу 15 века? Каким цветом они обозначены?
- Большая часть герцогства Бургундского досталась королю. К Франции была присоединена и южная область Прованс с городом Марселем. Лишь герцогство Бретань вошло в состав королевских владений при преемниках Людовика XI. К концу XV века объединение Франции завершилось.
Записываем к себе в тетради: Объединение Франции завершилось к концу 15 века. (1 минута)
2. Франция – централизованное государство.
- Процесс объединения страны шёл параллельно с усилением королевской власти. Какие же факты об этом свидетельствуют?
Ещё после Столетней войны король заменил отряды вассалов постоянным войском из рыцарей и наёмников, т.е. создал постоянное войско, для того, чтобы содержать постоянное войско нужны деньги. Где их взять? Поэтому король создал ежегодный налог со всей страны, король сам решал государственные дела, объявлял войну и заключал мир, издавал законы, судил своих подданных, (даже шутил, что всех своих советников он возит в седле своего коня)
- Располагая деньгами и постоянным войском, король теперь не нуждался в Генеральных штатах. Поэтому в годы своего правления он созывал их всего лишь 1 раз.
- Таким образом, мы видим что к концу XV века Франция была подчинена единой централизованной власти – власти короля. Соответственно, к концу XV века во Франции сформировалось централизованное государство.( Записываем в тетради: « Во Франции сформировалось централизованное государство)
(Слайд № 4)
- На слайде представлено данное определение, перепишите его к себе в тетради.(1 минута)
Централизованным называется государство, которое управляется из одного центра, имеются единые органы управления, законы, налоги и постоянное войско.
Делаем в тетради подзаголовок : « Объединение Англии».
4. Война Алой и Белой розы в Англии.
- Мы с вами узнали, как происходило усиление королевской власти во Франции, а сейчас познакомимся с тем, как этот процесс происходил в Англии.
- Через два года после Столетней войны в Англии началась междоусобная война, продолжавшаяся 30 лет. Феодалы разделились на две враждующие группы: каждая поддерживала одну из ветвей династии Плантагенётов Ланкастеров или Йорков, боровшихся за престол. Так как в гербе Ланкастеров была изображена алая роза, а в гербе Йорков белая, войну назвали Войной Алой и Белой розы (14551485). ( Слайд № 5)
- Запишите к себе в тетрадь дату (на слайде)
-Эта борьба была очень жестокой. Победители беспощадно рубили головы своим противникам. Родственники погибших мстили семьям своих врагов, убивая даже детей. В отличие от обычной феодальной войны, в которой противники старались захватить побольше пленных ради получения выкупа, здесь главная цель состояла в уничтожении противников. ( Слайд № 6)
- Война закончилась после того, как почти все знатные дворяне истребили друг друга. В борьбу за престол вступил дальний родственник Ланкастеров Генрих Тюдор. Победив в последнем сражении, Генрих женился на дочери короля из династии Йорков и соединил в своем гербе алую и белую розы. С него в Англии началось правление династии Тюдоров. 5. Правление Генриха Тюдора.
- Что же сделал Генрих, придя к власти?
1) запретил феодалам содержать вооружённые отряды
2) вёл борьбу с непокорными феодалами
3) пополнял казну разными способами ( штраф со знатных феодалов, собирал налог с населения даже в мирное время)
4) парламент собирал только 2 раза
5) раздавал земли и титулы своим сторонникам
- Таким образов, в Англии установился абсолютизм. ( Слайд № 7)
- Запишем определение:
Абсолютизм – форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
-Как и у любой формы правления, у абсолютизма так же есть свои отличительные черты. Давайте узнаем какие. Обратите внимание на слайд .
Основные черты абсолютизма: (Спросить по одному ученику с места) Слайд № 8
1) создание аппарата чиновников
2) создание постоянной армии
3) отсутствие сословно-представительских органов
-Ребята, перепишите пожалуйста материал со слайда к себе в тетради. Даю Вам для этого задания 1 минуту.
Закрепление материала
- А сейчас мне хочется узнать, как вы внимательно работали на уроке и разобрались ли вы с новым материалом. У Вас в файлах лежат цветные кружки, возьмите их и разложите перед собой.
Сейчас я буду задавать Вам вопросы, а Вы поднимаете один из кружков: если Вы согласны с моим утверждением Вы поднимаете зеленый кружок, если не согласны то красный. Итак, всем все понятно!?(зеленый кружок)
Централизованным называется государство, которое управляется из одного центра, имеются единые органы управления, законы, налоги и постоянное войско. ( зеленый кружок)
Абсолютизм установился во Франции ( красный кружок)
Абсолютизм – форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть ( зеленый кружок)
4. Какие цвета роз были изображены на гербах враждующих династий-зеленая и черная? (красный кружок)
6. Рефлексия. ( Работа с кружками)
- В заключение нашего урока хотела бы спросить у Вас, как Вы считаете:
1. Достигли ли мы поставленных целей и задач? ( Если «да», то поднимите зеленый круг, если «нет», поднимите красный круг, если вдруг Вы сомневаетесь с выбором того или иного ответа поднимите желтый круг)
2.Все ли Вам понятно по пройденной теме? (аналогичные ответы на вопрос)
7. Выставление оценок. Ребята, сегодня Вы все получили оценки при выполнении теста, их я озвучу Вам на следующем уроке. Отдельно хотелось бы выделить ответы (назвать имена самых активно отвечающих при работе с документами, с картой). Вам я добавлю баллы к тесту или при выставлении оценок на следующих уроках.

8. Домашнее задание: (Слайд № 9)
Параграф 21читать пересказ, записи в тетради, вопрос № 3(оранжевая рамка)








13PAGE 15


13PAGE 14515




15