урок по теме “Усиление королевской власти в конце ХV века во Франции и Англии”


Тема: “Усиление королевской власти в конце ХV века во Франции и Англии”
Цели урока.
а) На основании исследования ролевой игры, схемы, учебника, актуализации знаний привести к пониманию:
Признаков централизованного государства и его отличия от раздробленного;
Исторического значения объединения государств и их последствия;
Что такое монархия и парламентская монархия.
б) Продолжить работу по формированию навыков и умений по целеполаганию и рефлексии, установлению причинно-следственных связей.
Форма урока:
урок-исследование.
Тип урока:
урок формирования новых ЗУН.
Оборудование урока:
карта Европы конца XV века;
схема централизованного государства во Франции;
опора “Война Алой и Белой Розы в Англии”; портреты Людовика ХI и Карла Смелого;
книга для чтения по истории средних веков;
учебник “История средних веков” под редакцией доктора исторических наук А.А. Сванидзе, авторы Е.В. Агибалова и Г.М. Донской;
таблица “Феодальная лестница”.
Понятийный аппарат, используемый на уроке:
раздробленное государство, централизованное государство, сословная монархия, монархия, междоусобные войны, Генеральные штаты, парламент.
ХОД УРОКА
 
I. Сообщение темы урока
II. Целеполагание учащихся по теме и плану на доске; учителя
III. Актуализация знаний
Чтобы понять, как завершилось объединение Франции, что надо вспомнить?
а) причины объединения Франции;
б) начало и ход объединения.
По ходу работы заполнить таблицу на доске.
Причины объединения Франции Последствия объединения
В стране не было единой системы мер и весов, единой монеты, что также затрудняло производство и торговлю.
Чтобы справиться с неповиновением крестьян, феодалам нужна была сильная королевская власть.
Мелкие и средние феодалы надеялись получить у короля защиту от притеснений своих сеньоров, а также большие доходы на королевской службе.
Церковь несла большие потери от междоусобных войн и разбоя рыцарей.
Крестьяне и горожане платят королевские налоги;
В стране устанавливается единый порядок;
Король покровительствует росту городов и расширению торговли;
Быстрее развивается культура и складывается единый народ;
Складывается единый французский язык
IV. Новая тема
1. Завершение объединения Франции.
Какие земли оставались еще не присоединенными к королевским владениям? Как они были присоединены? (Работа с картой учебника, с. 179):
Вопрос к классу: чем завершилось объединение Франции? (Найти ответ в учебнике с. 178-179).
2. Франция – централизованное государство (прием исследования схемы):
Какое государство называется раздробленным?;
Какое централизованным?;
Какой стала Франция?;
Назовите признаки централизованного государства;
а) наличие аппарата власти и управления, аппарата принуждения; б) разделение населения по территориальным единицам; в) суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах; г) принятие ряда обязательств перед народом (защищать территорию, бороться с преступностью, осуществлять цеди общего благополучия и др.); д) существование ряда монопольных прав (право издавать законы, выпускать денежные знаки, собирать налоги, выпускать займы и т.д.).а) Государство управляется из единого центра;
б) Имеет единые органы управления;
в) Имеет единые законы и налоги;
г) Постоянная армия;
Кому принадлежала вся власть?
(постоянное войско своих отрядов вместо вассалов, ежегодный налог с населения на содержание войска, король объявлял войну, мир, управлял государством с помощью чиновников, решал все государственные дела по своей воле, сам распоряжался казной, имея постоянное войско и деньги, Генеральные штаты больше не собирал, он в них не нуждался, вся страна подчинялась единой центральной власти – власти короля с аппаратом его чиновников)ВЫВОД: Таким образом, Франция стала централизованным государством с монархической формой правления.
Монархия –
Абсолютизм
Парламентская монархия -
3. Последствия объединения Франции.
(Найти ответ на с. 180-181, сопоставив с причинами объединения, заполнить вторую графу таблицы).
В чем состоит историческое значение объединения Франции? Сравните свои ответы с выводами учебника, с. 181.
4. Война Алой и Белой Розы в Англии.
Исследуя опору, предположите, что все это означает:
а) Это междоусобная война, которая длилась 30 лет между Йорками и Ланкастерами.
б) В чем особенности этой войны? (Найти ответ в учебнике, с. 181 – главная цель состояла в истреблении противников).
Да, это было восстание феодальной знати против королевской власти. Исход войны решили горожане: они поддержали феодалов из дома Йорков, которые показали себя более надежными хозяевами страны, чем их соперники. В ходе войны большая часть феодальной знати была перебита, зависимость крестьян ослабела, а вот роль городов и парламента еще более возросла. Обновление правящей верхушки происходило в основном за счет горожан, занимавшихся торговлей и оказавших королю большие услуги в ходе войны. Например, купец Томас Говард ссудил королю Эдуарду III на целый год войны с Францией –около 80 000 фунтов стерлингов.
5. Правление Генриха VII.
Исследуя текст учебника, ответить на вопросы:
а) Что Вы находите общего в действиях Людовика XI и Генриха VII? (они использовали силу своего войска в борьбе с непокорными феодалами, подкупы, обманы, ложь и противоречия своих противников)
б) В чем отличия централизованного государства в Англии от централизованного государства во Франции? (В Англии сохранялся парламент)
в) Поэтому, как можно назвать по форме правления эти государства? (Франция – монархия, Англия – парламентская монархия).
V. Рефлексия
ответьте на вопросы:
• Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь?
• Что нового вы сегодня узнали?
• Что запомнилось больше всего?
• Довольны ли вы своей работой?
VI. Домашнее задание
С целью мотивации познавательной деятельности задание даю на выбор.
Варианты:
а) Параграф 21 и ответы на вопросы параграфа.
б) Составить сканворд по теме.
(От классического кроссворда отличается значительно большим количеством пересечений слов по вертикали и горизонтали, а также тем, что в сканворде вместо развернутых вопросов в отдельной графе в отдельных клеточках пишутся краткие определения, по ассоциации с которыми можно угадать искомое слово.)