Урок литературы по теме Пантеон славянских богов 6 класс


Класс: 6Предмет: литература
Тема: Пантеон славянских богов. Образы низшей мифологии.
Цель: познакомить учащихся с особенностями славянской мифологии, расширить представления учащихся о мифологическом герое, совершенствовать общеучебные умения и навыки, воспитывать интерес к русской культуре и истории.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
 
Ход урока.
1 . Орг. момент.
Вступительное слово учителя, включающее психологический настрой на деятельность и актуализацию новых знаний.
Ребята, сегодня у нас очень важный урок. Мы познакомимся с новым учебным материалом, главным нашим помощником на уроке станет компьютер.
 На прошлом уроке мы говорили о мифологии, узнали интересные и известные всему миру древнегреческие мифы. Сегодня нам предстоит узнать мифы наших предков- славян.
1-й слайд.
Некоторые могут сказать, что нам Перун и Сварог, Водяные и Лешие, когда вокруг компьютеры. Поставим вопрос по-другому: в чем основное достоинство хорошего современного компьютера? Это - бездонная память, наполненная информацией, плюс способность с нею управляться. Компьютер прекрасно помнит, над чем трудился его электронный разум вчера и позавчера. Годится ли человеку быть глупее машин и не помнить, откуда он родом?
Итак, тема нашего урока «Славянская мифология». Как же мы будем работать на уроке?
Внимание на схему. Урок будет состоять из нескольких тактов.
2-й слайд 
Объяснение учителя. Ваша задача - быть внимательными, записывать главное, при необходимости отвечать на мои вопросы, быть активными, вступать в диалог. У каждого из вас есть схема, которая подскажет, как действовать на уроке.
Потом мы немного разомнемся и проведем физкультминутку
Затем в парах, работая по алгоритму, вы  выполните интересные задания, которые помогут разобраться в новой теме.
Главным этапом будет индивидуальная работа за компьютером. Вам нужно будет решить тестовые задания.
2. Беседа по теме урока.
3–й  слайд
Ребята, а кто знает, кто такие славяне?
Учитель слушает ребят и обобщает
Древние славяне – далекие предки русских, белорусов и украинцев.
Славян принято делить на три группы: восточные славяне. Западные и южные.
"На основе сведений, собранных в прошлом веке в Центральной и Южной Европе фольклористами (среди неграмотных крестьян, с тем чтобы избежать “книжных” вариантов народных преданий), прорисовывается такая картина сотворения мира, по версии западных и южных славян.Поначалу не было ничего, кроме неба и моря, по которому плыл в лодке Бог. Из морской пены взялся дьявол и подсел в лодку к Богу. Сам он сотворить землю не мог, поэтому подговорил на это Бога. И когда Бог согласился, дьявол нырнул на морское дно, достав оттуда горсть песку. Бог бросил песок на воды, и получилась земля, но такая маленькая, что они еле-еле помещались на ней вдвоем. Когда Бог заснул, дьявол хотел столкнуть его в воду, но едва он начал толкать Бога, земля начала расширяться, пока не стала такой, как есть. Проснувшийся Бог рассердился, сбросил дьявола в приисподню, а сам отправился жить на небеса.
Славяне жили до нашей эры. Их верования уходят корнями в воззрения древних индоевропейцев, благодаря чему во взглядах древних славян мы находим множество общих черт с мифами Индии, древних германцев. Язычество – ( вера в разных богов) древних славян просуществовало до Х века, когда в 988 году князь Владимир Святославович принял решение о крещении своей земли. Однако и после этого многие черты народной мифологии сохранялись в обрядах, поверьях, сказках, загадках и других произведениях народного творчества. 
 
Историю развития славянского язычества вкратце можно представить так:
      Первоначально славяне верили в добрых и злых духов природы - берегинь и упырей. Представления о них были довольно туманны, по всей видимости, человек еще не придавал этим духам особенных черт. И тем и другим люди приносили жертвы, чтобы возблагодарить добрых и умилостивить злых.
·         4- й, 5-й слайд
- Слышали вы, что-нибудь об упырях?
О чем нам говорит имя бога «Чернобог»?
(Ребята добавляют, высказывают предположения)
6-й слайд
Затем наступила эпоха великих богов. По мнению Б.А. Рыбакова, на первый план выдвинулся бог Род, всегда выступавший в окружении двух рожаниц. Этому богу придавался характер главы пантеона, демиурга, создателя вселенной (не все исследователи согласны с этим мнением).
Один из учеников из учеников рассказывает миф о Роде.
К главным славянским божествам относятся Хорс, Сварог, Триглав и Стрибог.
Слайды 7-10.
Ученики дополняют лекцию учителя и рассказывают мифы.
·         В конце концов самым важным стал культ Перуна, покровителя князя и его дружины, бога войны и сражений, мечущего молнии в своих  противников.
Слайд 12
3. Просмотр отрывка из видеофильма «Князь Владимир» . 
 Во фрагменте показан обряд жертвоприношения Перуну. Ребята комментируют.
Ученые различают в славянской мифологии несколько уровней. Высший уровень характеризуется обобщенным типом функций богов. К нему относятся два праславянских божества — Перун и Велес, другие боги — Сварог, Дажьбог.К более низкому уровню относят божества, связанные с хозяйственными циклами, — Род, Гур. Другие уровни характеризуются наибольшей абстрагированностью — Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть. К низшей мифологии относят духов, животных (домовые, лешие, водяные, русалки, кикиморы, медведь, волк).Были в славянском пантеоне и богини: Макошь, богиня собранного урожая и гаданий, Лада, хранительница домашнего очага и покровительница брака; Леля, богиня весеннего расцвета природы; Денница, олицетворение Утренней звезды. Богини Карна и Желя олицетворяли важнейший для язычника похоронных обряд: они отвечали за плач по умершему и огонь погребального костра - крады. Богиня Морена мыслилась как богиня темных сил природы - зимы, холодов, возможно и смерти.
Для язычника никогда не вызывало сомнений, что мир, окружающий его, живой. У всех вещей и пространств в мире есть хозяин, тот, кто печется и заботится о них. Христианство вытеснило язычество, но ассимилировало в себя многие верования. У каждого существа, живущего на земле, оказался свой ангел. Так появились ангелы, отвечающие за снег, дождь, град, зной, мороз... Список можно продолжать до бесконечности.
Мир вокруг нас населен: в лесу хозяйничают лешие, в реках и озерах - водяные, среди болот — болотники, в полях - полевые; есть и хозяева "помельче": луговики (живущие на лугах), кустницы (маленькие духи, обитающие в кустах), колодезники (хозяева колодцев), подгрибовники или боровики (опекающие грибное царство).Ребята включаются в беседу, рассказывают о том, что знают о леших, домовых и русалках
Обобщение.
Ребята выполняют занимательную физкультминутку.
Идея физкультминутки – поклонение богам, учитель  и ученики скандируют «Заклинание» и проделывают упражнения
Перуну поклонимся,
Даждьбогу помолимся,
Стрибога призовем,
Попросим удачи и пятерок впридачу!
Работа в парах по усвоению нового материала.
Ответить на вопросы.
Как вы поняли, что такое славянские мифы?
Как они возникли?
Кто из богов относился к высшим божествам?
Кто такой Перун?
Расскажите друг другу отрывок из понравившегося мифа?
Индивидуальная работа за компьютером. Тест. 
Алгоритм работы с текстом.
 (Тексты: мифы, отрывки из мифов, мнения разных исследователей о славянских божествах)
1.      Прочитайте.
2.      Составьте 4 вопроса по тесту на понимание. Например, как ты понял, о чем этот текст?
3.      Задайте их друг другу ( одному- 2 вопроса, второму- 2 вопроса)
4.      Похвалите друг друга и попробуйте поставить отметку.
Ребята меняются.
Итог урока.
Ученики отвечают на вопрос: что мы узнали на уроке? Чему новому научились? Почему это было для нас полезно?
Домашнее задание.