Российская империя на рубеже веков и ее место в мире


Российская империя на рубеже веков и ее место в мире МБОУ СОШ №3 г. Сосновый БорСодылева Светлана Геннадьевна Вспомните:1. Какие события в истории России вы изучали в XIX ?2. Кто из императоров управлял Россией в XIX?3. Особенности социально-экономического развития России XIX века.4. Какие проблемы социально-экономического развития России остались нерешенными в прошлом веке? План работы:Оформите ответы на вопросы в виде схем, таблиц, кратких тезисов, презентаций.Составьте краткий ответ на задание, используя все ответы на вопросы.Перед выступлением обозначьте наиболее значимые вопросы, ответы на которые должны быть записаны у остальных учащихся в тетради.Оцените вклад каждого из учащихся группы в общую работу. Территория.Российская империи - одна из крупнейших стран мира.Территория – более 22 млн. км² (почти 17% обитаемой суши; II место после Британской империи). Население.Согласно переписи 1897 года – 128,2 млн. человек (III место после Британской империи и Китая)Многонациональная страна: более 100 народов и народностей.Поликонфессиональное государство: Православие (Старообрядчество, католицизм и протестантизм);Ислам;Буддизм;Иудаизм;Язычество. Политический строй.Россия – самодержавная монархия. Вся власть (и законодательная, и исполнительная, и судебная) сосредотачивалась в руках императора. Николай II (1894-1917) Император с семьейУ Николая II и Александры Федоровны было пятеро детей: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей Особенности российской модернизацииРоссия вступила на капиталистический путь развития относительно поздно;2 эшелон развития капитализмаМодернизация носила «догоняющий характер»;Проходила по инициативе и под контролем государстваВ начале XX века охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны. Социальная структура:поместное дворянство Дворянство – высшая социальная группа в России, которая постепенно утрачивало многовековую привилегию монопольного владения землёй. Социальная структура: буржуазияНаиболее могущественный с экономической точки зрения класс- БУРЖУАЗИЯ – социальный слой Российской империи, владевший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабриками.Численный состав – 40 тыс. крупной и 400 тыс. средней, что составляет 0,02 и 0,2 % населения. Социальная структура: меценаты из буржуазииТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович российский купец-предприниматель, собиратель произведений отечественного изо, основатель общедоступной частной художественной галереи. Передал в дар Москве коллекцию и здание, в которой она размещалась МОРОЗОВ Савва Тимофеевич российский предприниматель, оказавший финансовую помощь для создания Московского художественного театра Социальная структура: интеллигенцияКоличество: около 870 тыс.Умственный труд: ученые, преподаватели, врачи, адвокаты, журналисты, писатели, артисты и др.Играла важную роль в общественной жизни. Социальная структура: крестьянствоШло имущественное расслоение. Появились: кулаки (2-3 %), главным источником богатств которых были эксплуатация наемного труда, торговля и ростовщичество. зажиточные крестьяне (более 4 лошадей, столько же коров) – 15%;Безлошадники– 25 %;Бедные (отсутствие коровы) – до 10 %.Проблемы:Малоземелье;Плата за освобождение от крепостной зависимости;Отсутствие прав;Телесные наказания;Контроль земских начальников. Социальная структура: рабочие Количество: 13 млн. наемных рабочих, из них 2,8 млн. – потомственные рабочие, остальные – рабочие в первом поколении, как правило, выходцы из деревни. Положение: см в учебнике стр. 8 Общие особенности развитияПолитические:Сохранение абсолютной монархииВысокая степень бюрократизации властиОтсутствие представительного органаСоциальные:Многонациональность и многоконфессиональностьСохранение старых сословий и появление новых: буржуазия, пролетариат, интеллигенция.Экономические:Заметный экономический подъемФормирование монополий (картели и синдикаты)МногоукладностьВысокая роль государства в экономикеВывод: Российская империя начала XX века была аграрно-индустриальной страной. Модернизация основных сфер общественной жизни была основной задачей страны данного периода. Домашнее задание§ 1 прочитатьЭссе (мини-сочинение) на тему: "Проблемы модернизации России начала XX века" Спасибо за урок!