Урок по всемирной истории «Китай в XVI – XVIII веках»

Разработка конспекта урока по всемирной истории
8 класс
«Китай в XVI – XVIII веках»

Цели рока: 1) рассмотреть особенности экономического и политического развития Китая в эпоху Нового времени;
2) ознакомить учащихся с достижениями культуры страны;
3) совершенствовать умения учащихся работать с исторической картой, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, высказывать свою точку зрения;
4) воспитывать уважение к народу, который сумел сохранить самобытность в условиях многовекового иностранного гнёта.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: виртуальное путешествие.

Ожидаемые результаты: после урока учащиеся смогут
1) называть хронологические рамки правления династий Мин и Цин, определять влияние государства на человека;
2) на основе исторической карты характеризовать природные ресурсы Китая как основу хозяйственной деятельности;
3) характеризовать достижения культуры китайцев, определять влияние религии на менталитет и повседневную жизнь народа;
4) определять традиции и новые явления в развитии культуры Китая Нового Времени, взаимовлияние европейской и восточной культур.
Ключевой вопрос урока: «Какие факторы повлияли на создание особого взгляда китайцев на окружающий мир, их самобытность?»

Оборудование: учебник (Н.Г.Подоляк Всемирная история: новое время. - К. XVI – XVIII в.в. – К., Генеза, 2008), электронный атлас по всемирной истории для 8 класса, электронная презентация по истории культуры Китая Нового времени, «дневники путешественника».

Термины: династия Мин, династия Цин, деспотическая монархия, конфуцианство.

Структура урока:

Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала:
а) географические особенности Китая. Основные занятия населения;
б) политическое развитие Китая: установление маньчжурской династии Цин;
в) развитие культуры Китая в XV-XVIII в.в.
4. Систематизация знаний учащихся.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание.

План урока.

1. Географические особенности Китая. Основные занятия населения.
2. Политическое развитие Китая. Установление власти маньчжурской династии Цинн.
3. Развитие культуры Китая в XV-XVIII в.в.

Ход урока:

1. Организационный момент.
- приветствие
- проверка готовности групп с опережающим заданием
- напомнить, что учащиеся самостоятельно фиксируют баллы, полученные за ответ (для этого у каждого - лист самооценки)
- определить группу (2 чел.) учащихся, которые на протяжении урока будут выполнять задание («Китай моими глазами»).

2. Актуализация знаний.
? Вспомните, какие страны мы изучили в курсе Новой истории на предыдущих уроках?
Каждая страна - это особый мир традиций, самобытная культура, история борьбы. Сегодня мы отправляемся ещё в одну интереснейшую страну, развитие которой до сих пор оказывает влияние на мировую экономику и культуру.
Во время нашего виртуального путешествия каждый участник экспедиции будет вести «Дневник путешественника». Вспомните, как необходимо делать записи в дневнике, на что обращать внимание. Не забывайте записывать вопросы для экскурсоводов по тем или иным разделам, делать выводы.

Вопрос
Содержание (заметки путешественника)









Вопрос экскурсоводу



Мои впечатления









3. Мотивация учебной деятельности.

На столе приготовлены чай, порох, бумага, рис, шёлк, палочки - что объединяет эти предметы? (метод ассоциаций).
Всё это изобретено и выращено в Китае в разное время. Сегодня мы отправляемся в виртуальное путешествие в Китай Нового времени. Традиции этой страны уходят далеко в историю и, не глядя на многовековую зависимость, китайский народ сумел сохранить и усовершенствовать свою культуру.
Сегодня на уроке мы постараемся изучить различные стороны экономической и политической жизни Китая в XV-XVIII в.в., развитие менталитета и культуры китайцев, объяснить, какие факторы способствовали сохранению традиций китайского народа.
(Учитель обращает внимание учащихся на ключевой вопрос темы, вывешивая его на доске, и план урока, а также на ожидаемые результаты учащихся).
Для организации нашего путешествия были приглашены экскурсоводы-специалисты (ребята с опережающим заданием), которые и помогут нам разобраться в истории Китая.
1) Работая с электронным атласом, опишите географическое положение Китая, его границы, природные ресурсы, особенности ведения хозяйства (беседа с классом, напоминание правил заполнения дневника и листа самооценки).
2) А сейчас я даю слово учёному, который изучает экономическое развитие Китая Нового времени (учёный подводит итоги по вопросу экономического развития страны).
3) Большое влияние экономики проявляется в политическом развитии страны. Для того, чтобы понять все перепитии, с которыми столкнулся Китай, мы попробуем обратиться к учебнику (с. 230 - 232)
а) войны Китая и Японии
б) крестьянское восстание Ли Цзы-чена
в) установление власти маньчжурской династии Цин 1644-1911 г.г.

Вопрос к учащимся В результате каких событий китайский народ попадает под власть иностранной династии Цин? (Не забывайте фиксировать свою работу в «дневнике путешественника»).

Чтобы увидеть последствия правления династии Цин, мы пригласили учёного-политолога. (Учащийся рассказывает об установлении неограниченной монархии маньчжурских императоров, влиянии государства на повседневную жизнь китайцев, развитии традиций китайского народа, политике закрытия страны).
Учитель вновь обращает внимание на ключевой вопрос урока. Но чтобы ответить на него полностью, мы должны увидеть памятники культуры этого периода.
4) Политолог отметил большое влияние государства на повседневную жизнь китайского народа. Почему так сложилось? В чём причины этого влияния? (Учащиеся говорят о религиозных взглядах китайцев - конфуцианстве, которое установило чёткий порядок в жизни китайцев, подчёркивало покорность императору) - использование метода «микрофон».
Учёный-религиовед подчёркивает основы конфуцианства, делая экскурс в историю, показывает, что и в Новое время китайцы сохранили философию древности как основу своего менталитета.
- Ребята, фиксируя выступления в «дневнике путешественника», не забывайте записывать вопросы для наших экскурсоводов. На самые интересные вопросы вы получите ответ на следующем уроке.
5) И вот мы оказались в музее, где собраны самые знаменитые открытия, изобретения и архитектурные памятники Китая. Обратите внимание на закономерность - не все памятники культуры, которые ценятся у китайцев, датируются Новым временем. Почему? - беседа.
Культуролог (который демонстрирует созданную им презентацию) даёт характеристику памяткам китайской культуры: литература, архитектура, живопись, наука. Учащиеся записывают кратко достижения в «дневник путешественника».

? Ребята, как вы думаете, что традиционно для китайцев, что нового они начали использовать в XV-XVIII в.в.? В чём они видят свою систему ценностей? В чём особенности китайской культуры? Что используют сегодня европейцы? - беседа с учащимися класса (правильные ответы ребята фиксируют баллами в листе самооценки).

6) Во время путешествия мы не только составляли «дневник путешественника», но и наши художники попробовали на основе рассказов, вашей работы изобразить «Китай глазами европейца» - презентация работ - 1-2 мин.

4. Этап систематизации знаний.
- В чём же особенность менталитета китайцев и что помогло им сохранить свою особенную культуру в эпоху многовекового господства маньчжуров? (учащиеся фиксируют баллы в листе самооценки).

5. Итоги урока.
Наше путешествие подходит к концу. Мы смогли ответить на главный вопрос нашего путешествия.
А теперь посмотрите на ожидаемые результаты, которые мы с вами определили в начале урока.
Используя свой «дневник путешественника»
1) Назовите хронологические рамки правления династий Мин и Цин.
2) Перечислите основные занятия и охарактеризуйте особенности ведения хозяйства в Китае.
3) Какие памятки культуры сохранились, а какие появились в XV-XVIII в.в.
4) Как европейцы используют открытия и изобретения китайцев?


6. Домашнее задание.
§ 28, стр. 228-232.
а) «Дневник путешественника» (закончить оформление);
б) составить словарную мозаику (богдыхан, династия, конфуцианство);
в) подготовить сообщение о чайной церемонии в Китае (выдать детям распечатанное домашнее задание).

Рефлексия.
Письмо самому себе:
- мне больше всего понравилось
- мне не понятно
- я хотел бы больше знать




Разработал: учитель истории
Краматорской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 25
с профильным обучением
Гочошвили Инна Александровна




















Методичний аналіз
уроку із всесвітньої історії 8 клас
“Китай у ХVІ – ХVІІІ столітті”

Основні змістові акценти даного уроку:
на уроці треба звернути увагу на розвиток культури Китаю, взаємозв’язок релігії та традицій китайського народу.
Модель уроку – віртуальна мандрівна. Ця модель дає змогу використовувати найбільш продуктивні методи ( інтерактивні та традиційні ), побачити та уявити себе в ролі дослідника та мандрівника.
На уроці були використані наступні технології: робота з картою, що дає змогу уявити себе на території країни, елементи ділової гри, робота з підручником,
метод “мікрофон”, розробка презентацій, складання таблиць з культури, малюнок – асоціація, “лист до себе” ( розвиток самоаналізу роботи ), складання тез (“щоденник мандрівника” ), активне завдання – гра “вірю – не вірю”, диференц. д/з.
На уроці формуються наступні компетенції учнів:
а) хронологічні – вивчення періоду правління династії Мин, Цин, повстання ( характеристика політичного розвитку, робота з підручником та картою )
б) просторові – робота з електр. Атласом
в) інформаційні – робота з підручником, підготовка презентацій та їх аналіз
г) логічні – робота над проблемним питанням “які фактори сприяли збереженню традицій та культури Китаю”, метод ”мікрофон”.




-2-
д) аксеологічні – робота з терміном “конфуціанство”,
його характеристики, вплив на менталітет народу
е) загальнокультурні вивчення культури, складання
таблиць, презентація
ж) здоров’язберігаючі – гра – руханка “вірю – не вірю”.
5. Всі методи, які використані на уроці дають можливість
уявити себе частиною історії, розуміти дану епоху та
її основні цінності.
До уроку було підготовлено: історичний диктант “вірю
не вірю”, презентація, картки для оцінювання учнів.
На уроці використовується електр. атлас для характе-
ристики геополітичного положення Китаю.
Навчально- методичне забезпечення уроку – презента-
ція , ілюстрації з історії Китаю, підручники, робочі
зошити.










13PAGE 15


13PAGE 14415