Активизация познавательной деятельности школьников на уроках истории и обществознания


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Старобурново

«Активизация познавательной деятельности школьников на уроках истории и обществознания».
Подготовила: Выдрина Нелли Ралифовна,
учитель истории и обществознания.
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения.
Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения.
К.Д. Ушинский в интересе видел основой внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата.
Даже И. Ф. Гербарт, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку. Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника - из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учится, без которой он далеко не уйдет.
Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву. Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому. Общая теория интереса, разрабатываемая учеными психологами (Л. П. Аристова, Л. С. Выготский, Л. И. А. К. Маклаков, С. Л. Рубенштейн и др.), раскрывает материалистический подход к этой сложной проблеме. Понятие “интерес” не умозрительно. Оно отражает объективно существующие отношения личности, которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни, деятельности человека.
Психология считает, что посредством интереса устанавливаются связи субъекта с объектом. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом исследования в интересе для человека, является далеко не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.
Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы:
- обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни;
- возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а не равнодушия) окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями;
- всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующие ее творческой активности, ее целостному развитию.
Интересы - результат формирования личности. Они сопровождают ее развитие и содействуют ему.
Разработки ученых психологов утверждают, что формирование интереса - не замкнутый в себе автономный процесс.
Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих, процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности, её позицией и её ролью в деятельности коллектива.
Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом.
В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны.
Создание заинтересованного отношения к учению – проблема, проходящая через всю историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация - есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).
Учебная мотивация определяется целым рядом факторов. 
Во-первых, она определяется образовательным учреждением; 
во-вторых, организацией образовательного процесса; 
в-третьих,  особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д. ); 
в-четвертых, - особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;  
в-пятых, спецификой учебного предмета.
Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения. « Мне тогда все понятно, когда интересно”, - вот как рассуждает современный ученик. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка?
И каждый практикующий учитель, наверное, задавался одним и тем же вопросом: «Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?»
Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала. Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения я вижу в применении нетрадиционных методов и форм организации урока.
На своих уроках я люблю детей удивлять. То есть вызывать у детей интерес. Ведь интерес-это прием, который стимулирует внутренние ресурсы ребенка. Один из приемов, который я использую, называется:
«Удивляй»
Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока. Например, заходя в класс, я начинаю урок вопросом: « А знаете ли вы, что..?»И дети перестают шуметь, появляется интерес к теме, создается рабочая атмосфера. Но данный прием требует предварительной, серьезно подготовки к уроку. Чтобы найти интересные факты по будущей теме, нужно не один час посидеть в поисковой системе или в библиотеке.
Также можно начать урок с «Интеллектуальной разминки»
Начиная урок, учитель показывает карточку (на ней рисунок, фигура, символ и т.д., с исходными несколькими данными или вовсе без них).
Ученики должны постараться сформулировать вопрос или придумать задачу.
Еще один прием, который может использовать учитель для стимулирования интереса к уроку. Его можно начать с какой-либо песни, музыкального отрывка из оперы, и т.д. который отображает историческое событие, историческую эпоху. Спросить у детей, слышали ли они данное произведение, где, когда, кто автор, о каких событиях идет речь? Таким образом наладить диалог с учащимися.
«Задай соседу вопрос»
Ученик при выполнении домашней работы встретился с каким–то затруднением, тогда он готовит конкретный вопрос соседу, который задает на следующем уроке. Если сосед по парте не может ответить на вопрос, затрудняется ему помочь, в таком случае этот вопрос адресуется классу или учителю.
Другим направлением деятельности учителя является разработка и использование опорных схем и сигналов на уроках истории и обществознания. Легче усваивается материал, если ученики совместно
с учителем на уроке на уроках составляют краткий опорный конспект в виде алгоритма или таблицы. Эта кропотливая работа дает хороший эффект, потому что при ее выполнении задействованы все виды памяти. При необходимости ученик, взглянув на данный вид конспекта, может быстро вспомнить пройденный материал.
При работе со слабыми учениками, много пропускающими, или имеющие пробелы в знаниях, используется метод глоссарного обучения. Это довольно простой метод обучения позволяет быстро и эффективно восполнить пробелы в знаниях и подготовиться к зачету или экзамену.
На уроках обществознания я использую опрос с предварительным обсуждением ответов.
Учебное занятие может начинаться с опроса, традиционно проводящегося в фронтально-индивидуальной форме («пинг-понг»), когда за 3-5 минут удаётся получить ответ на 5-10 вопросов, носящих репродуктивный характер. Вместо этого рекомендуется, сохранив примерно тех же временные рамки опроса, сократить число задаваемых вопросов до 2-4, однако, введя в них элементы проблемности. Задав вопрос, я отвожу 1-2 минуты на обсуждение ответа в парах (а если в классе сформировались работоспособные группы, то и в группах). За это время пара (группа) должна предложить согласованное решение вопроса. Этот приём позволяет простейшими средствами эффективно развивать ключевые компетенции учащихся. Главное условие – систематичность его использования.
Ассоциограмма – одно из средств формирования представлений и выстраивания между ними связей. Изучаемое слово (например, «гражданин» или «государственность») записывается в центре доски или тетрадного листа. Учащимся предлагается придумать другие слова или словосочетания, каким-либо образом связанные, ассоциирующиеся с этим центральным словом, и записать их вокруг него, соединив их отрезками. 
 Каждой предложенной ассоциации должно быть дано обоснование.
Работа по ассоциограмме может быть предложена на дом, с последующим составлением в группах совместных ассоциограмм и затем, уже общей ассоциограммы учебной группы.
Коллективный рассказ по теме. Учащиеся создают коллективный рассказ на заданную тему. По правилам каждый ученик имеет право сказать только одну фразу. Причем фраза должна быть логически связана с предыдущей. При данной работе ученики пытаются улавливать логику других одногруппников и "вписаться" в эту общую логику, не уходя от темы.
Следующая методика называется «Конкретизация воспоминаний друга».
Подобная методика рекомендуется для повторения по разделам или по всему курсу. Для повторения одной темы она не совсем подходит.
Я прошу одного из учащихся сказать, что ему запомнилось больше всего из пройденного материала по разделу. Ученик должен только обозначить тему. А следующий должен попытаться рассказать содержание названной темы, то есть как раз конкретизировать воспоминание своего одноклассника. После этого он в свою очередь называет то, что больше всего запомнилось ему (какую-либо другую тему). Третий учащийся конкретизирует эту тему, и далее по цепочке. Данная методика повторения позволяет быстро опросить большую часть учебной группы, а также понять очень важный момент – какие темы еще не прозвучали. Если сами учащиеся (причем не один человек, а большая их часть в группе) не назвали эти темы, то необходимо понять причину данного обхода: темы оказались слишком сложными для ребят, слишком неинтересными и не задержались в памяти? Исходя из понимания причин, можно подкорректировать прохождение эти частей курса.
«Аквариум» – форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это может быть несколько желающих. Все остальные участники выступают в роли зрителей. Отсюда и название – аквариум. Этот приём даёт возможность увидеть своих сверстников со стороны, пронаблюдать, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.
Ранжирование высказываний.
Каждая группа из 4-5 человек получает лист с набором высказываний на определённую тему. Учащимся предлагается распределить высказывания по 4-м колонкам в зависимости от степени согласия с ними: 1 – «Да, это так»; 2 – «Да, это так, но…» (если можно что-то добавить, уточнить); 3 – «Нет, но…» (если можно, как-то изменив высказывание, сделать его приемлемым); 4 – «Нет, это не так». После того, как каждая группа распределила все высказывания в графы таблицы (т.е. проранжировала по степени согласия), все знакомятся с результатами работы групп, анализируя таблицы. Подобная форма дискуссии позволяет за короткое время выяснить, насколько сходны или различны мнения участников по обсуждаемым вопросам, подчеркнуть общие взгляды, выработать мнение всей группы. Кроме этого, такое ранжирование можно использовать и для подведения итогов темы или серии занятий, чтобы выяснить, изменились ли мнения детей, их знания. В этом случае, если для ранжирования подобраны однозначно правильные или неправильные высказывания (т.е. не спорные), можно предложить учащимся сравнить свои результаты таблицы с правильными, внести исправления в свою таблицу. Это поможет учащимся самостоятельно осознать свои ошибки, найти правильные ответы, активизировать познавательный процесс.
Сравнение позиций.
«Скрытая» педагогическая задача данного метода работы – обучение учащихся тактике общения и взаимодействия, основанной на определённых «правилах игры», общих для всех.
1. Формулируется проблемная ситуация (например, «Всегда ли нужно соблюдать законы?»)
2. Я вместе с учебной группой формулирую критерии, по которым будут сравниваться позиции. (Например: логичность, убедительность, реалистичность и т.д.). Критерии формулируются с учётом возраста учащихся.
3. Несколько учащихся высказывают свои позиции по дискуссионному вопросу; все участники оценивают позиции по определенным критериям.
4. Определяется позиция, в наибольшей степени соответствующая приведённым критериям, или вырабатывается компромисс полярных оценок.
5. Проводится рефлексия, насколько удалось участникам соблюдать принятые ими (ранее и сейчас) правила общения, такие как «правило поднятой руки», оценка позиций в рамках критериев, корректность оценок и др.
Применяю разнообразные приемы активизации: целенаправленная ошибка, размышление вслух, заполнить пустые клетки, установить верно ли? и т.д. На своих уроках организую групповую и парную работу, что позволяет создать комфортную атмосферу учащимся, как слабым, так и сильным. Использую паузы, дающие время на обдумывание. Организую проблемно-поисковую деятельность, чаще среди учеников с повышенным уровнем обучения: предлагаю задания повышенной сложности, задания с параметром, которые требуют рассмотрение всевозможных случаев решения. Применяю стимулирование. В моей работе контроль является способом активной деятельности, а также и средством коммуникации.
Использование вышеперечисленных форм, видов и элементов уроков позволяет добиться значительных результатов.
В целях определения результативности педагогической деятельности я использую следующие диагностические методики:
Анкета «Ведущий мотив твоей учебной деятельности по истории» (автор – Д.Левитес) для учащихся 9, 11 классов.
Модифицированная методика анализа отношения школьников к учению (автор – Л. Балабкина) для учащихся 9 — 11 классов.
Анкета «Любишь ли ты историю?» для учащихся 9х классов.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения. Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.
Список литературы:
1.Афанасьев, В.В. Школьникам о вероятности в играх. Введение в теорию вероятностей для учащихся 8-11 классов [Текст] / В.В.Афанасьев, М.А.Суворова. – Ярославль: Академия развития, 2006.
2. Бунимович, Е.А. Вероятность и статистика. 5-9 кл. [Текст]: пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Е.А. Бунимович, В.А. Булычев. – М.: Дрофа, 2002.
3.  Выготский Л.С. Собрание сочинений.: В.6 - М., 1983.-Т.1.с.543.
4. Гальперин П. Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа. Вопросы психологии. 1957.
5. Гербарт И. Ф. Психология / Предисловие В. Куренного. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»).
6. Н.Ф.Талызина Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
7.Хомерики О.Т. Развитие школы как инновационный процесс. - М.: ОБЩЕСТВО, 1997.
8. Шаталов В. Методические рекомендации для работы с опорными сигналами по истории. - М.: Знание, 1981.
9. Якиманская И.С. Особенности отношения к учению в старших классах./ Якиманская И.С. Вестник ОГПУ. - Научный журнал ОГПУ, №3(18). 2000.