Урок русского языка на тему: Роль имён прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные.

Уральский институт повышения квалификации и переподготовки
Договор № 10/ПК/9231




Курсы повышения квалификации по теме:
Современные образовательные технологии в начальной школе ФГОС НОО




Дисциплина: «Реализация обучающих технологий в рамках ФГОС НОО»

Практическое задание 2, модуль 2







Выполнила:
Слушатель Иванова Л.Н.
Преподаватель:
Декина Е.В.




г. Пермь
2017 г



Класс: 4

Учебный предмет: Русский язык

Тема урока: Роль имён прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные.

УМК « Школа России»

Используемая образовательная технология: Коллективные формы работы.

Обоснование: Коллективные формы обучения позволяют использовать в работе с обучающимися проектную и исследовательскую деятельность, как одно из средств развивающего обучения.

Тема урока: Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные.
Цель: Ознакомление  обучающихся с синтаксической ролью прилагательных в предложении.
Предметные результаты:
- находить имена прилагательные в предложении;
- различать полную и краткую формы имен прилагательных;
- определять синтаксическую роль имен прилагательных – определение и сказуемое;
- использовать имена прилагательные в речи.
Метапредметные  результаты:
   личностные результаты        
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом;
- осознавать роль языка и речи  в жизни людей;
    регулятивные результаты
- готовить рабочее место
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
     познавательные результаты    
- ориентироваться в раздаточном материале;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
    коммуникативные результаты
-  донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе.







Структура урока
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание

1.мотивация к познавательной деятельности.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.



2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности:
а)повторение











б) Словарное слово
Что записано на доске?
Что такое существительное ?
Что обозначает имя существительное?
На какие вопросы отвечает имя существительное?
Как изменяются имена существительные ?
Приведите пример ,изменения чисел по числам, падежам?
Как определить склонение имен существительных?
Подумайте, исходя из предыдущих вопросов , какое задание вам будет?
Ребята, а что общего в этих во всех существительных?
Что нужно сделать с ним?
Пью бензин и масло ем, Хоть не голодно совсем. А без них я так болею, Что поехать не сумею!

пропишите у себя в словаре
Ответы













Прописывают

(Автомобиль)
Задумка, душа ,одуванчик, дуэт, подушка, дупло, дедушка

3. Постановка учебной задачи.
- Чтобы узнать тему нашего раздела отгадайте мою загадку:
рост, хвост, шубка, зубки.
- Почему вы ее не поняли?
- Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?
- Послушайте еще раз:
Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.
- Кто это? (мышка)
- Какие слова помогли отгадать загадку?
-Почему эти слова помогли отгадать загадку?
- Кто из вас догадался, какую тему раздела мы начинаем изучать?
- Сформулируйте тему раздела
- Давайте определим задачи наших уроков. Прочитайте на с 3 учебника,
Отгадайте еще одну загадку:
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Какая часть речи может о себе так сказать?
- Какую роль выполняет имя прилагательное в нашей речи?
- что обозначает имя прилагательное?
- Сформулируйте тему урока.
Чему же мы будем учиться на уроке?















(Потому что они указывают на признаки)

Прилагательное



Тема урока
Целепологание


4. Открытие новых знаний через учебные действия
Так что же такое имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает?
А кто-нибудь знает в каких формах может быть употреблено имя прилагательное?
Прочитайте слова и скажите, на какие вопросы отвечают данные прилагательные?
Как вы думаете, какими называются прилагательные ,отвечающие на вопросы каков, какова, каковы?
Какой, какая, какие?
Как вы думаете ,в предложении чем являются прилагательные в краткой форме?
А теперь проверим верно ли вы сказали , откройте учебник
И на с 4 прочитаем информацию, «Обратите внимание»

Ответы




На доске
Зимний , белый, свежий, чист, чудна



Учебник

5. Первичное закрепление.
Деление на группы
1 группа. Игра «Кто какой?» 
Устно составьте словосочетания из данных слов.
жадный        олень
трусливый        медведь
хитрая        ёж
пушистая        змея
неуклюжий        лиса
рогатый        заяц
колючий        волк
ядовитая        белка
Коллективная проверка. (один ученик с группы отвечает около доски, устанавливая соответствие )
2. группа. Творческое задание  «Загадай предмет». Описать предмет, используя имена прилагательные глядя на картинки.
Весь класс должен отгадывать.
Например: Большой, косолапый, бурый ------- медведь
Серый, хищный, жадный ---- волк
Полосатый, могучий, свирепый ---- тигр
Верная, ласковая, добрая ------- собака
Рыжая, хитрая, ловкая --------- лисица
3 группа составьте с данными словами предложения, запишите предложения, 1. светит,  над,  яркое, полями, солнце
2. душистые, на, почки, деревьях,  надулись,
3. в, поселились, скворечниках, скворцы
по, клювом, сухому, забарабанил, дереву, дятел
4. по, побежали, хлопотливые, кочкам, муравьи
5. над, вспорхнула, поляной, бабочка, пестрая
Какую роль выполняет прилагательное в языке ?
Какой вывод мы с вами сделаем?
Выделите корень у прилагательных?
- Найдите и выделите часть слова, с помощью которой образованы имена прилагательные.
- Как называется эта часть слова? (суффикс)
Вывод
Упражнение 3 с 5 выполнение в парах
Лексическая работа
- Что такое “антонимы”? (слова противоположные по смыслу)синонимы?
- Для чего они нужны в нашей речи?
Учитель диктует имена прилагательные:
КРИВОЙ,
ДЛИННЫЙ,
ГОРЯЧИЙ,
СЫТЫЙ,
ГРУСТНЫЙ
Учащиеся записывают слова с противоположным значением,
ПРЯМОЙ,
КОРОТКИЙ,
ХОЛОДНЫЙ,
ГОЛОДНЫЙ,
ВЕСЕЛЫЙ
Напишите синонимы
Смелый, храбрый, мужественный.
Глупый, неумный, недалёкий.
Добрый, жадный, щедрый.
Вечный, бессмертный, временный.
Бездушный, чёрствый, отзывчивый.


































Разговорный, овощной, хлебный

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Тест.      ________________________           _____
Имя прилагательное
1) Это - .........
а) часть слова
б) часть речи
в) часть света
2) На какие вопросы отвечает?
а) кто? что?
б) что делает? что делают?
в) какой? какая? какое?
3) Что обозначает?
а) признак предмета
б) предмет
в) действие предмета
4) Каким членом предложения является?
а) подлежащее
б) дополнение
в) определение
5) Какую роль играет в нашей речи?
а) можно обойтись в речи без прилагательных
б) украшает нашу речь, делает ее выразительной, точной
в) чтобы в речи использовалось больше слов.
Напишите 5 прилагательных к существительному - книга
10. Самопроверка и самооценка.
- Проверим правильность выполнения теста   (тест на доске).
  Поставьте напротив каждого правильного ответа  - 1 балл.



7. Рефлексия деятельности (итог )
Что узнали?
Чему научились ?
Оценочный лист






Продолжи предложение

1. Сегодня я узнал  2. Было интересно  3. Было трудно  4. Я выполнял задания  5. Я понял, что
6. Теперь я могу
7. Я почувствовал, что 
8. Я приобрел
9. Я научился 
10. У меня получилось  
11. Я смог 
12. Я попробую 
13. Меня удивило 
14. Урок дал мне для жизни..
15. Мне захотелось



Оцени себя
1. На уроке я работал
активно
пассивно

2.Своей работой на уроке я
доволен
не доволен

3. Урок для меня показался
коротким
длинным

4. За урок я
не устал
устал

5. Мое настроение
стало лучше
стало хуже

6. Материал урока мне был


понятен
не понятен


полезен
бесполезен


интересен
скучен

7.Домашнее задание мне кажется
легким
трудным


интересным
неинтересным




15