Урок технологии на тему «Измерение фигуры человека и запись мерок для построения основы чертежа выкроек фартука» (5-й класс)

Урок технологии «Измерение фигуры человека и запись мерок для построения основы чертежа выкроек фартука», 5-й класс


Модуль: Создание изделий из текстильных материалов.
Раздел: Конструирование и моделирование швейных изделий.

Дидактическое обоснование урока

Цели урока: построение основы чертежа фартука.
Задачи:
Научить правильному измерению фигуры человека.
Раскрыть приёмы расчёта конструкции, правила и последовательность выполнения чертежа фартука, закрепить умения выполнять простейшие прямоугольные развёртки выкроек швейных изделий.
Развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки (развитие сенсорной сферы учащихся - глазомера, ориентировки в пространстве).
Формировать и развивать самостоятельность учащихся, познавательный интерес учащихся к предмету.

Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
кабинет (мастерская) трудового обучения;
инструменты, приспособления;
материалы.
2. Дидактическое обеспечение:
учебник- «Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. Учебник. ФГОС» Симоненко В., Синица Н. В.
рабочая тетрадь;
таблицы;
учебно-техническая документация (УТД):
- инструкционные карты (ИК);
- образцы объектов труда;
материалы для контроля знаний учащихся:
- тесты;
- кроссворды.
Тип урока: практический

II. Ход урока

Организационный момент:
приветствие;
проверка явки учащихся;
заполнение учителем классного журнала;
проверка готовности учащихся к уроку;
настрой учащихся на работу;
доведение до учащихся плана урока.

Проверка пройденного материала. Актуализация знаний учащихся.
На прошлом занятии вы узнали историю фартука и выяснили, что передник являлся частью одежды, и первыми его стали носить мужчины. Во время Первой мировой войны передник оказался совершенно необходимой частью одежды. Таким образом, из нарядной праздничной одежды фартук превращается в рабочую одежду.
Какие ещё виды одежды по назначению вам известны, каково их назначение, и какие ткани лучше использовать для пошива, что такое конструирование. На эти вопросы дайте ответы, используя тестовый материал. Внимательно читайте инструкцию и сам вопрос. Отвечаем прямо на листах. Не торопитесь с ответом. Время на выполнения этой работы даётся – 15 минут.

Сообщение темы и целей урока.
В каждом из предложенных вариантов был вопрос, что такое конструирование.
Закончите предложение.
Конструирование – это процесс построение чертежа выкройки изделия. Чтобы сшить фартук, необходимо иметь его выкройку, по которой раскраивается ткань. Построение выкройки не так сложно, как кажется на первый взгляд. Однако оно требует предварительной работы, которая заключается в построении чертежа выкройки.
Чтобы построить чертёж необходимо научиться правильно снимать мерки с фигуры человека, знать приёмы расчёта конструкции изделия, правила и последовательность выполнения чертежа фартука. Сегодня на уроке вам потребуются знания, умения выполнения развёртки прямоугольных изделий, полученные на уроках труда в начальной школе. Данные задачи и будем решать все вместе на уроке. Тема урока(1 слайд)
Откройте рабочие тетради и запишите тему урока.

4. Изложение учителем нового материала.
Я попрошу двух девочек выйти к доске и примерить фартук.
- Что вы видите? (На одной девочке фартук сидит хорошо, а другой он большой).
Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру.
Чтобы узнать размер одежды человека, надо измерить обхват груди и разделить величину снятой мерки пополам. Полученная цифра соответствует размеру одежды (показать на одной из учениц).
Для правильного снятия мерок нужно знать расположение основных точек и линий на фигуре человека.
Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии (показ на манекене).
основания шеи,
передний угол подмышечной впадины
сосковая,
точка высоты линии талии,
подвздошная передняя
Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка.(по ходу рассказа ребята отмечают линии фигуры человека на рисунке)
Линия воды находится на линии шеи. (2 слайд)
Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
На 12 – 14 см ниже линии талии будет располагаться линия бёдер.
На уровне середины колена проходит линия колен.
При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям. (3 слайд)
Основные размеры фигуры человека, полученные путём её измерения, называются мерки.
Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. В левую руку надо взять конец сантиметровой ленты с начальным делением, а правой обмерять фигуру.
Сначала снимают мерки обхватов (обхват груди, талии, бёдер и т.д.).
Записывают мерки в той последовательности, в которой они снимались.
При снятии мерок нужно помнить следующее: (4 слайд) На одной из учениц показать приёмы снятия мерок, используя инструкционную карту «Мерки для построения чертежа фартука».
Р
·абота с таблицей (5 слайд)

Обобщение и систематизация знаний.
Сейчас ученица наденет фартук, а вы определите, где на ней проходят мысленно проведённые линии шеи, груди, талии, бёдер, колен.
Сравним полученные результаты с изображением на рисунке.(6 слайд)

Практическая работа (название):
Вводный инструктаж учителя
сообщение названия практической работы;
разъяснение задач практической работы;
ознакомление с объектом труда (образцом);
ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание
(оборудование, инструменты, приспособления);
ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);
предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
инструктаж по технике безопасности.
Работа в парах: первая снимает мерки со второй и записывает их. Каждую мерку
учащаяся снимает вслед за учителем, который держит сантиметровую ленту на манекене до тех пор, пока не убедится, что все учащиеся сняли эту мерку правильно. Сняв первую мерку девочки меняются местами.
Самостоятельная работа учащихся по УТД.
Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
Формирование новых умений:
проверка организованности начала работы учащихся;
проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
Усвоение новых знаний:
проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
Фартук имеет несколько деталей. Перечислим их. Обменяемся рабочими тетрадями, проверим ответы, сравнив результаты. (7 слайд)
Цифрами на рисунке отмечены линии, давайте найдём перечисленные линии на чертеже фартука. (8 слайд)
Мерки друг с друга вы сняли, теперь можно приступить к построению чертежа, но для этого сначала необходимо согласно инструкционной карте произвести расчёт конструкции фартука.
Вводный инструктаж учителя
сообщение названия практической работы;
разъяснение задач практической работы;
ознакомление с объектом труда (образцом);
ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);
предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
инструктаж по технике безопасности. (9 слайд)
В рабочей тетради запишите расчётные формулы для построения сетки чертежа, пояса, произведите расчёт по своим меркам. Согласно инструкции ваша задача найти указанные отрезки и воспроизвести на чертеже в необходимой последовательности.
Для выполнения чертежа изделия необходимо подготовить рабочее место: с левой стороны положить линейку, с правой – карандаш, ручку. Перед собой лист бумаги для чертежа. (10-11 слайд)
Самостоятельная работа учащихся по УТД.
Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
Формирование новых умений:
проверка организованности начала работы учащихся;
проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
Усвоение новых знаний:
проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
Целевые обходы:
инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
рациональное использование учебного времени учащимися.
Заключительный инструктаж учителя:
анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
разбор типичных ошибок учащихся;
вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
Практическую работу по изготовлению выкройки фартука на себя учащиеся выполняют самостоятельно, обводят её сплошной основной линей и сдают на проверку

Уборка рабочих мест.

Подведение итогов урока. Рефлексия.
В начале урока я попросила вас дать определение конструированию. Полученные новые знания, отработанные приёмы на уроке связаны с процессом конструирования. На листе бумаги, который вам выдан, в центре записано ключевое слово конструирование, (12 слайд) ваша задача от него нарисовать стрелки- лучики в разные стороны, которые соединяют это слово с другими. Работа по составленной схеме. Группа ребят проходит тестирование по теме.
сообщение учителя о достижении целей урока;
объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания. Запись в дневник.
Подготовку к следующему уроку – моделирование (цветная бумага, клей, ножницы, чертёжные инструменты)














































13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 115