Конспект урока математики в 1 классе на тему: «Сравнение предметов по разным признакам. Одинаковые. Разные».


Урок 5
Тема: «Сравнение предметов по разным признакам. Одинаковые. Разные».
Цель урока: формировать умение сравнивать предметы по длине, цвету, форме и другим признакам.
Актуализация опорных знании, умений и навыков.
В устный счет включаются упражнения на: воспроизведение последо-вательности чисел от 1 до 10 (счет от 1 до 5, от 6 до 10, от 3 до 9 и т. д. ); счет предметов («Посчитайте, сколько парт в этом ряду» и т. п.); игры типа «Эстафета».
Полезным будет повторить понятия «форма», «цвет», «размер». Для этого можно предложить поработать с таблицей: фигуры верхней строки большие и красные, нижней - маленькие и желтые.



Задаю ряд вопросов:
- Назовите все фигуры верхней строки таблицы - какого они цвета, размера?
- Назовите все фигуры нижней строки таблицы - какого они цвета, размера, формы?
Знакомство с новым материалом.
Можно продолжить работу по этой же таблице, выполняя сравнение фигур по разным признакам.
- Чем похожи фигуры верхней строки? (Делается вывод, что эти фигуры одинаковы по цвету и размеру).
- А чем они отличаются? (Формой)
- Сравните фигуры правого столбца. Чем они похожи (это круги), в чем их различия? (они разного размера и цвета) И аналогичные вопросы.
Далее проводится работа с раздаточным материалом. Раздаю каждому ребенку набор геометрических фигурок, разных по форме, цвету, размеру, затем предлагаю показать квадрат, треугольник, круг. Далее учащиеся сравнивают геометрические фигуры. На этом материале можно организовать счет и классификацию фигур: «Разложите фигуры на три группы по форме, затем на две группы, учитывая размер, затем цвет и т. д. ». В практической же деятельности учащиеся сравнивают предметы по высоте, длине, ширине и т. д. (рост учителя и ученика, длина полосок из бумаги, длина отрезков веревки, проволоки, сравнивается высота парт, кукол, деревянных брусков).
Работа по учебнику.
По рисунку 1 предметы каждой группы сравниваются по разным признакам. Результат сравнения формулируется словами: одинаковые или разные по цвету, размеру и форме, высоте и ширине «В зоопарке был ремонт, маляры покрасили клетки, и теперь нужно расселить животных по клеткам. В какую клетку нужно поселить лису? Почему? Покажи лису и ее клетку» и т. д.
Если при выполнении задания 1 идет сравнение по признакам - высокий - низкий, большой -маленький, то в задании 2 сравниваются мелкие детали автомобилей. Такое задание направлено на развитие внимания и наблюдательности ребенка.
Задание 3. Выясняются элементарные бытовые представления детей о массе предметов. Большой предмет-тяжелый, а маленький-легкий. Предлагаю детям назвать легкие и тяжелые предметы и придумать предложение, в котором сравниваются эти предметы по весу. Можно подсказать, что сравнение по размеру не всегда может оказаться правильным, и привести примеры: подушка и гиря. Целесообразно провести игры вида: «Из каких материалов предметы в твоем портфеле», «Найди пару», «Что изменилось» и и т. п.
Работа в тетради.
Для первичного закрепления предназначено задание 1. При выполнении этого задания важно, чтобы дети распознали каждое дерево и сравнили его с другими: «Клен толще березы, но тоньше дуба. Опиши клен по высоте и толщине. Опиши березу по высоте и толщине. Покажи среди этих деревьев дуб. Найди лист от березы, дуба, тополя. Соедини линиями каждый лист со своим деревом».
Задание 2 предваряется анализом четырех табличек, которые состоят из четырех ячеек. Предлагаю рассмотреть четыре таблички.
- В верхнем углу справа нарисована звездочка, слева - солнце. Что нарисовано в нижнем правом углу, а что должно быть нарисовано в нижнем левом углу, чтобы все четыре таблицы стали одинаковыми? (Цветок). Нарисуйте карандашом недостающие рисунки так, чтобы таблицы стали одинаковыми.
Задание 3 предназначено для формирования графических умений.
Для самостоятельной работы предназначено задание 4. Обращаю внимание детей на то, что толщина ниток разная, и размер ушка иголок тоже отличается. Дети «вдевают» подходящую нить в ушко иглы. Обязательно надо просить детей комментировать свои действия, учить обосновывать свой выбор.
Рефлексия.

Рисунок 115