Инновационная деятельность в работе методиста детского дома





Инновационная деятельность в работе методиста детского дома

Автор: Козачук Наталья Яношевна, методист высшей квалификационной категории, КГУ «Детский дом № 1,г.Акколь» Акмолинской области


Описание работы: Предлагаю вам опыт работы по внедрению инновационной деятельности в педагогический процесс через различные формы методической работы. Данный материал будет полезен ,методистам, старшим воспитателям детских домов, школ – интернатов, домов юношества , реабилитационных центров для детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. . Этот опыт работы способствует повышению качества образованности детей, компетентности педагогов, их профессионального мастерства.








































Рецензия
на опыт работы Козачук Натальи Яношевны, методист высшей квалификационной категории, КГУ «Детский дом № 1,г.Акколь» Акмолинской области по теме: Инновационная деятельность в работе методиста детского дома
Тема рецензируемой работы, несомненно, актуальна. В современном конкурентно – способном государстве большое внимание уделяется всесторонне развитой , гармонично образованной личности . Главными являются активизация человеческого фактора в просвещении, развитие творческого потенциала педагогов и педагогического коллектива в целом. Опыт работы систематизирован, предполагает широкое оснащение, комплексный подход к проблеме, поставленные задачи достигаются различными методами и средствами.
В опыте Натальи Яношевны представлена модель профессионально значимых функциональных качеств педагогического коллектива, которая способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного  роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей,
Таким образом, апробировав данный опыт работы , рекомендую использовать материал данной работы в деятельности методистам , старшим воспитателям, так как предлагаемая модель позволяет достичь высоких результатов при работе с педагогическим коллективом.
Протокол № 2 заседания Методического совета ГУ «Отдел образования Акмолинской области» № 77 от 25.11. 2016г.
Рецензент: Садвокасова Г.К., методист ГУ «Отдел образования Акмолинской области»






















Инновационная деятельность в работе методиста детского дома
На современное образовательное учреждение в условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс казахстанского общества в новом столетии. В связи с этим все более недопустимыми становятся недостатки и ошибки в воспитательно - образовательной работе детских домов, в управлении образованием и в самой педагогической науке.
Чтобы сломать стереотипы, мешающие развитию, необходимо найти те рычаги, с помощью которых можно преодолеть такие негативные явления, как формализм, пассивность многих педагогов и воспитанников. Главными из этих рычагов являются активизация человеческого фактора в просвещении, развитие творческого потенциала педагогов и педагогического коллектива в целом. Современные реалии, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обусловливают необходимость повышения роли и значения методической работы, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.
В современных условиях развития образовательной системы не обойтись без инноваций. Необходимы новые формы и методы организации методической работы, которые позволят решить возникшие вопросы. Прежде чем начать поиск необходимых инноваций, вырабатывается ряд основных правил работы с педагогами, которые способствуют созданию более эффективной модели методической деятельности.
Моделируя комплекс задач методической работы , необходимо за основу взять модель профессионально значимых функциональных качеств педагога. В связи с этим выделяем следующие три группы взаимосвязанных функций методической работы:
1) функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическому опыту;
2) функции по отношению к педагогическому коллективу;
3) функции по отношению к конкретному педагогу и воспитателю.
Все эти функции имеют свои конечные результаты, причём первые две группы «работают» в конечном счете, на третью, так как именно её реализация приближает детское учреждение к решению задач, связанных с инновационными изменениями.
Чтобы оказывать педагогу реальную помощь в его стремлении к высотам профессионального мастерства, все задачи методической работы следует разделить на задачи преодоления пробелов в подготовке педагога (компенсаторские), приспособления к изменяющимся требованиям и задачи качественного творческого роста (развития). (Рис. 1)


Модель, которая способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного  роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей, включает в себя в нашем детском доме следующие инновационные группы:
1) творческая группа педагогов; 
2) научно-методический совет;
3) группа педагогов-наставников; 
4) группа информационной поддержки;
.
Использование такой модели даёт возможность получать следующие результаты:
· обновление содержания и повышение качества образования;
· совершенствование форм организации методической работы;
· модернизация управления качеством образования;
· рост профессиональной и методической компетентности педагогов, повышение уровня их готовности к инновационной деятельности;
· подготовка инновационной методической продукции (перспективное планирование по инновационным направлениям, методические разработки, создание проектов и авторских программ).
Нормативно-правовая база для организации деятельности таких подразделений включает в себя:
· Приказ на создание группы.
· Положение об инновационной группе.
· План работы группы на текущий год.
· Протоколы заседаний.
· Экспертное заключение на инновационную методическую продукцию, созданную участниками инновационных групп (проекты, методические рекомендации, авторские технологии и др.).
Алгоритм деятельности инновационных групп

1. Творческая группа.
В её состав входят педагоги детского дома, имеющие разный стаж педагогической работы (5 лет и более).
Данная группа отвечает за создание условий, успешное внедрение и использование новых программ и технологий. В  начале учебного года группой  разрабатывается и утверждается план работы на текущий год. В течение года работа группы при необходимости корректируется, в конце года подводятся итоги и формулируются задачи на следующий учебный год.
Результаты работы.
Проводятся семинары-практикумы, «круглые столы», консультации, взаимопосещения непосредственно образовательной деятельности, мастер-классы, деловые игры, тренинги, «мозговой штурм», диспуты, дискуссии.
Разработано перспективное планирование «Программа формирования творческих способностей  воспитанников», конспекты занятий по ТРИЗ технологии, развивающие пособия и интеллектуальные игры, а также накоплены материалы по словесному творчеству детей по данной технологии. Опыт работы по использованию этой программы был представлен на районных мероприятиях. В методическом кабинете имеется «копилка» проектной деятельности с воспитанниками разных возрастных групп.
Создание и внедрение в педагогический процесс авторских программ по дополнительному образованию «Знай цену своим рукам», кружок «Мастерица», «Красота вокруг тебя» ,кружок «Рукодельница», «Творческий взгляд в будущее», кружок «Изостудия» и программы «Путеводные огоньки доброты» педагога-психолога детского дома.
2. Научно-методический совет.
В него входят педагоги детского дома, имеющие стаж педагогической работы 10 лет и более.
НМС отвечает за изучение и анализ ситуации, сложившейся в учреждении, за создание условий для успешного решения поставленных на текущий год задач, за разработку фундаментальных проектных документов (программа развития, основная общеобразовательная программа, исследовательские проекты, организация мероприятий по плану работы детского дома в режиме функционирования и развития), проводит экспертизу инновационной методической продукции, созданную педагогами. В начале учебного года группой разрабатывается и утверждается план работы на текущий год. В течение года работа группы при необходимости корректируется, в конце подводятся итоги и формулируются задачи на следующий учебный год.
Результаты работы.
Создана программа развития и воспитания детей – сирот и оставшихся без попечения родителей на 2015 – 2017 учебный год. Исследовательские проекты по комплексно-тематическому планированию и план мероприятий по плану работы детского дома.
3. Группа педагогов-наставников.
Группа отвечает за формирование уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции молодых специалистов. Оказывает психолого-педагогическую поддержку и помощь начинающим педагогам в следующих аспектах:
· в проектировании и моделировании воспитательно-образовательного процесса;
· в проектировании развития личности каждого ребёнка и детского коллектива в целом;
· в формировании умений теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно-образовательной работы;
· в формировании умения определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия для их решения;
· в формировании уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции.
В начале учебного года группой наставников разрабатывается и утверждается общий план работы с молодыми специалистами на текущий год. Кроме этого, каждым педагогом-наставником разрабатывается индивидуальный план работы, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей молодого педагога. В течение года работа группы при необходимости корректируется, в конце года подводятся итоги и формулируются задачи на следующий учебный год.
Результаты работы.
В детском доме два начинающих педагога. За каждым из них закреплён педагог-наставник и составлен план индивидуальной работы с молодым педагогом по следующим направлением: посещение непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов; профессиональные умения и навыки, которые необходимо совершенствовать; план мероприятий, необходимых для решения выявленных проблем; тема для самообразовательной работы. Итоги работы педагогов-наставников заслушиваются на педагогическом совете.
4. Группа информационной поддержки.
Информатизация образовательного процесса осуществляется на базе  разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий, ведущее  положение среди которых занимает компьютер.
В состав информационной группы входят педагоги, имеющие достаточно высокий  уровень владения компьютерными технологиями. Группа информационной поддержки оказывает помощь в организации методической работы. Она работает в тесном контакте не только с администрацией детского дома, но и с руководителями всех вышепредставленных инновационных групп. Данная группа педагогов  осуществляет свою деятельность второй год.
Направления работы группы информационной поддержки:
· организация электронного документооборота;
· формирование и ведение баз данных;
· подготовка дидактических материалов;
· оказание помощи в оформлении портфолио педагогам, выходящим на аттестацию;
· широкое использование интернет-ресурсов;
· создание видеотеки, постоянно пополняющейся видеозаписями детских праздников, развлечений, открытых занятий;
· компьютерное сопровождение мероприятий ДОУ (педсоветов, семинаров, родительских собраний), создание презентаций, оформление раздаточного материала.
Результаты работы.
Все созданные с помощью компьютерных программ материалы: презентации, видеоролики, пособия, разработки, информационные материалы для родителей в виде буклетов, памяток, публикации в СМИ  пополняют методическую копилку детского сада, систематизируются и используются в работе.
5. Методические объединения.
Одна из самых распространённых форм коллективной методической  работы - методические объединения. В нашем учреждении работают два методических объединения: МО педагогов дополнительного образования и МО воспитателей. Заседания методических объединений проводились  раз в  квартал в соответствии с общим планом  и учётом циклограмм, однако их деятельность не сводилась только к этим заседаниям, она носила повседневный характер, и это являлось большим достоинством данной формы работы. На данных объединениях рассматривались вопросы по изучению и внедрению Программы развития воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Каждое заседание методического объединения включало в себя как теоретическую часть – доклады, сообщения, обзор методической литературы, так и практическую – проведение занятий и их обсуждение, практикумы, выполнение планов самообразования педагогов, выставки, мастер-классы,  подведение итогов творческих и конкурсных детских работ.
Кроме участия в работе методических объединений в детском доме разработана и реализуется целая система самообразования, включающая следующие формы:
· курсы повышения квалификации;
· посещение городских методических объединений и мероприятий;
· обучение на семинарах, тематических курсах, научно-методических конференциях, проводимых районными методическими службами;
· самообразование педагогов по индивидуальной методической теме;
· обучение в педагогических ВУЗах, педагогических колледжах;
· аттестация педагогов;
Совместно с педагогами детского сада мы принимаем активное участие во всех мероприятиях районного и областного масштаба.
Таким образом, функционирование инновационных групп а, следовательно, и работа всего педагогического коллектива в целом (все педагоги равномерно распределены по подразделениям), способствуют повышению качества образованности и воспитанности детей, компетентности педагогов, их профессионального мастерства. Каждый педагог в течение учебного года участвует во многих мероприятиях, причём не только в качестве слушателя или участника, но и в роли организатора или докладчика. У каждого педагога, благодаря использованию такой модели организации методической работы в детском доме, появляется свой имидж, желание быть увиденным и услышанным, мотив для профессионального, творческого  и личностного роста.








Рисунок 1Wђ Заголовок 1Wђ Заголовок 2Wђ Заголовок 3Wђ Заголовок 415