Организация методической работы в школе как одно из условий профессионального развития педагога


Организация методической работы в школе как одно из условий профессионального развития педагога
Нежевлева Елена Николаевна, заместитель директора по УВР,
электронный адрес: enezhevleva@mail.ruМуниципальное казенное образовательное учреждение
«Горячеключевская средняя общеобразовательная школа
Омского муниципального района Омской области»
ФГОС начального и основного общего образования предъявляет требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального и общего образования. Основная роль отводится таким немаловажным факторам, как уровень квалификации педагога, непрерывность его профессионального развития. Именно в условиях интенсивного обновления образования учитель нуждается в системной и целенаправленной научно – методической и организационной поддержке. Актуальность данной проблемы и заключается в том, что сегодня большая часть педагогов готова к повышению уровня своей профессиональной компетенции, заинтересована в повышении качества образовательного процесса, но при этом признает, что педагогическая деятельность, в основном, осуществляется без четкой системы. Результаты внутришкольного мониторинга показывают: организация деятельностного подхода в управлении качеством деятельности вызывают у педагогов не только затруднения, но и сомнения в правильностии целесообразности выбора образовательных технологий, методов и форм обучения. К сожалению, встречаются еще педагоги, которые, освоив научно – теоретическую основу ФГОС, не могут использовать эффективно эти знания на практике или используют их достаточно формально: от формального, непродуманного целеполагания на уроке и во внеурочной деятельности, до поверхностной, формально проведенной рефлексии. В связи с этим, потребность в организации научно – методической поддержки педагогов возрастает. Нельзя сказать, что руководители образовательных организаций и методических служб (методических советов, методических объединений) все и сразу делают правильно, но именно от четкой, хорошо продуманной и правильно организованной работы зависит и уровень квалификации педагога, и непрерывность его профессионального развития, и умелое сочетание методологической основы реализации федеральных государственных образовательных стандартов с эффективным практическим применением научно – теоретических знаний. Попробуем представить некоторые формы организации методической работы, включающей в себя необходимые, значимые для профессионального роста элементы, и методы организации деятельности педагогов. Во – первых, необходимо учитывать, что профессия педагога отличается от многих других тем, что вся его деятельность связана с постоянным напряжением психоэмоционального состояния и подвержена влиянию эмоционального сгорания. Руководитель, как и любой педагог, обязан понимать, что от психологического и физического здоровья учителя напрямую зависит качество образовательного процесса: только в психологически комфортном и сплоченном коллективе (на мой взгляд, создание такого коллектива - первостепенная задача любого руководителя!) можно «ковать» профессионально компетентные, творчески работающие кадры, способные быстро и адекватно реагировать на очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета. Прекрасно, когда в образовательной организации работает педагог – психолог, чья помощь в этом вопросе просто необходима. Часто слышим, что руководителями используются технологии организации работы типа «коучинг» - прекрасно зарекомендовавшие себя в кадровой политике. Но нельзя забывать, что качество образовательного процесса зависит от каждого члена большой команды, слаженной работы коллег. И такие технологии не всегда эффективны, так как кто- то и хочет, и готов работать, но неуверенность в себе заставляет такого педагога или работать «по – старинке», или пробовать реализацию конкретных задач, не используя весь спектр имеющихся ресурсов в многоаспектной педагогической деятельности. Очень полезны тренинги, групповые занятия с педагогами целью которых является 1)позитивное отношение к себе, к ученикам, к жизни; 2) создание условий для активизации личностной рефлексии; 3) повышение к профессиональной деятельности; 4) активизация стремления проектировать свое педагогическое развитие (повышение уровня квалификации и профессиональной компетентности; 5) активизация стремления делиться опытом со своими коллегами. Хорошо, если такие занятия проходят в рамках реализации целой программы, направленной на профилактику синдрома «эмоционального сгорания, эмоциональной стрессоустойчивости, способности умело организовать свой труд: «Я – профессионал!», «Жизнь моих учеников – моя жизнь», «Связующая нить» и др.
Во – вторых, надо четко понимать, что главной особенностью индивидуальной педагогической системы является система целенаправленности, поэтому система профессиональной деятельности педагога обязательно должна начинаться с целеполагания. Уместны и достаточно красноречивы и глубоки высказывания К. Д. Ушинского «Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явиться он. Следовательно, не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» и  В. В. Серикова «Первое, что необходимо для качества деятельности, - это мотив, смысл, цель». Стратегии реализации задач профессиональной деятельности педагога могут содержаться в циклограмме профессиональной деятельности педагога (для молодых педагогов) или программе профессионального развития педагога (информальное образование), не только помогающие рационально спланировать свою деятельность, но и позволяющие охватить многие ее направления: 1) формальное обучение - обучение в учреждениях повышения квалификации с учетом компетентности для выполнения трудовых функций, видов профессиональной деятельности, имеющих недостаточный уровень, и профессиональных проблем, по которым педагогический работник нуждается в повышении квалификации; 2) самообразование; 3) неформальное образование - участие в мероприятиях, направленных на повышение профессиональной компетентности (семинарах, конференциях, круглых столах, мастер – классах, стажировочных площадках и др.); 4) информальное образование - конкурсах профессионального мастерства (различных уровней); 5) участие в системе обмена опытом (публикации, размещение материалов на педагогических сайтах, участие в ярмарках инноваций). В – третьих, необходимо знать, что достаточно эффективны все виды и формы методической работы: активное участие в работе методических объединений, творческих групп (притом, тематическое направление и количественный состав определяется по профессиональным потребностям), педагогических лабораторий, педагогических проектах, педагогических чтениях, открытые уроки. Очень полезна «электронная методическая копилка уроков», воспользоваться которой могут и молодые педагоги, и педагоги со стажем. Просмотр уроков (с согласия педагогов, чьи уроки представлены в качестве своеобразного электронно – образовательного ресурса) помогает учиться самому педагогу, толерантно относиться к ошибкам других и не бояться презентовать свой опыт. Такая работа всегда нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания соответствующих учебных дисциплин, совершенствованию урочных и внеурочных занятий в свете ФГОС и на этой основе – на улучшение образовательного процесса в целом. Для молодых педагогов очень важны Школы молодого педагога (учителя), дающие старт в большую педагогическую жизнь, полную прекрасных моментов поиска, творчества и побед. В – четвертых, аттестация педагогов. Для учителя рационально создание «портфеля (портфолио) учителя», что позволяет решить сразу несколько проблем: аттестацию учителей, рефлексию и самооценку собственной деятельности, проследить рост учителя, как профессионала, систему профессиональной подготовки педагога. Такие формы организации методической работы практико – ориентированной направленности, без всякого сомнения, позволит педагогу существенно повысить эффективность свое профессиональной деятельности и наметить пути развития профессиональной компетенции.