Разработка урока по МХК на тему Кубизм — новое художественное мышление. Мир Пабло Пикассо


Кубизм – новое художественное мышление.
Пабло Пикассо (1881 – 1973)
Цели урока:
Образовательная: Сформировать представление о специфике художественного метода кубизма, об отличиях аналитического и синтетического периодов кубизма. Показать, как происходила эволюция творчества художника от «голубого» к «розовому» периоду;
Познавательная: познакомить с биографией творца, раскрыть значимость его искусства. Развивать навыки публичного индивидуального и коллективного выступления.
Воспитательная: Воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру, любовь к искусству, интерес к его истории.
Литературные эпиграфы:
Кубизм не «зерно» и не «зародыш», а искусство,
для которого прежде всего важна форма…
Форма и цвет приобретают у нас собственное значение.
П. Пикассо
«Цель, которую я себе ставил, создавая кубизм, - писать и ничего больше. И писать, ища новую экспрессию, лишенную бесполезного реализма, но с объективной реальностью»
П. Пикассо
Ход урока
XX век стал свидетелем революций в искусстве. Отжившие традиции теряли свои позиции под натиском авангарда.
В 1908 г. А. Матисс вошел в мастерскую к своему другу Ж.Браку, чтобы посмотреть его работы: «О, они сделаны из кубиков!», - воскликнул Матисс. Его слова стали крылатыми и обрели свое имя кубизм.
Сейчас значение кубизма для искусства XX века сравнимо с переворотом, который А. Энштейн произвел физике или З. Фрейд в психологии. Кубизм первым поставил под сомнение зримую картину мира и ее восприятие. Кубизм означал радикальный переворот во всем мировом искусстве. Не только человек, но и сам когда-то цельный образ мира, теперь лишился своей узнаваемости.
Кубизм сначала формировался как течение в живописи, а уже потом был осмыслен теоретически.
Для кубизма характерны:
-геометризация формы;
- создание объёма не светотенью, а цветом;
- главенство композиции, в которой выражается воля художника.
Существуют два этапа кубизма:
аналитический – 1907 – 1911гг. (Анализ структуры предметов путем разложения их на геометрические плоскости и их соотношение с пространством).
Синтетический – 1911 – 1914гг. (чередование и наслоение объектов на плоскости. Вводились в живопись инородные материалы).Кубизм означал радикальный поворот от всей пятисотлетней истории европейского искусства к искусству XX века.
Творцом кубизма стал Пабло Пикассо. В начале XX века он пришёл к мысли, что живопись не способна разрешить проблемы эпохи. Искусство может лишь интерпретировать, анализировать, создавать пластические формы – и не более того.
«Авиньонские девицы» (1906-1907)
как программное произведение кубизма.
Картина – вызов обычным представлениям об искусстве. Очень многие пытались найти в ней запредельный смысл, особую тайну…
На самом деле это изображение публичного дома в Авиньоне. Нарочитая грубость формы и невиданная доселе грубость в обращении с натурой вызвали огромный интерес. Толпами валил народ на выставку. Так знаменовалось рождение нового художественного направления в живописи – кубизм.
В 1914 году философ А.Н. Бердяев писал о полотнах Пикассо: «Холодно, сумрачно, жутко… Зимний космический ветер сорвал покров за покровом, опали все листья, содрана кожа вещей, спали все одеяния, вся плоть, явленная в образах нетленной красоты, распалась. Кажется, что никогда уже не наступит весна, не будет листьев, зелени, прекрасных покровов… А если и будет весна, то совсем уже иная, небывалая, с листьями и цветами нездешними. Кажется, что после странной зимы Пикассо мир не зацветет уже как прежде, что в эту зиму падают не только все покровы, но и весь предметный телесный мир расшатывается в своих основах».
Биография художника
(сообщение ученика)
Пабло Руис (Пикассо – фамилия матери, которую художник взял позднее) родился 25 0ктября 1881 года в испанском городке Малага. Его отец дон Хосе Руис был скромным преподавателем рисования, иногда выполнявшим заказы по росписям интерьеров. «Любопытно, - вспоминал Пикассо, - что я никогда не делал детских рисунков. Даже когда был совсем маленьким. Я помню один из первых своих рисунков. Мне было тогда лет шесть или ещё меньше. У нас в коридоре стояла статуя Геркулеса с палицей. Я расположился в коридоре и нарисовал Геркулеса, но это не было детским рисунком, а было настоящим рисунком, изображающим Геркулеса с палицей». Первые уроки Пикассо брал у отца. К десяти годам мальчика его рисунки отличались зрелостью и законченностью, свойственной сложившимся мастерам. «Двенадцати лет я рисовал как Рафаэль», - потом не без гордости признавался художник. Это было правдой: работы Пикассо напоминали работы Рафаэля в расцвете его гения.
В 14 лет мальчик обучается в школе изящных искусств в Барселоне. Пикассо сразил профессуру тем, что за один сеанс выполнил этюд натурщика, на исполнение которого был дан месяц.
Затем Мадрид, Академия художеств Сан Фернано. Пребывание здесь было недолгим. В 1897 году Пикассо выставляет в Мадриде свое первое большое полотно «Посещение больной». Успех ошеломляющий!
1900 год – Париж. В 1901 году с помощью торговца картинами и большого мецената Амбруаза Воллара в Париже устроена первая персональная выставка работ Пикассо. Столица мирового искусства была завоевана двадцатилетним испанским живописцем.
С 1904 по 1973 год Пикассо живет в Париже.
Учитель
Вопреки безоблачному восхождению к славе, в искусстве Пикассо сначала робко, а потом все сильнее звучат скорбные ноты.
«Голубой период» 1901 – 1904гг.
Сообщение ученика
Главная тема этого периода – обреченность человека на горе. Нищие и одинокие герои богаты только своей тоской и своей любовью, но это их богатство дороже золотых венцов. «Искусство есть эманация боли и печали», - говорил в то время Пикассо.
Стиль этот будет развиваться уже в Барселоне, когда художник возвратиться. Этот период в жизни картин Пикассо характеризуется унынием, выражением смерти и старости, депрессией, меланхолией, грусти. Работы, которые относятся к голубому периоду – это Любительница абсента, Свидание, Нищий старик с мальчиком. Голубым его назвали также из-за того, что в картинах этого периода преобладают голубые оттенки.
«Розовый период» 1905 – 1907 гг.
Сообщение ученика
Круг образов и тем остается прежним, но легче и прозрачнее становится цвет, ломаные линии сменяются плавными и текучими, трагичность смягчается и растворяется в лирическом настроении. Пикассо все чаще обращается к теме странствующих актеров и акробатов. Его идеальным миром становится мир бродячего цирка. Сочетание в нем гармонии и дисгармонии, поэтического и приземленного, радостного и печального, реального и театрального – для Пикассо это высокий образ жизни в целом со всеми ее противоречиями. Его Пьеро и Арлекины свободны и одиноки. Им нужна пустыня, чтобы быть несчастными.
По Пикассо, жизнь – театр и цирк. Одни – зрители, пришедшие лишь посмотреть спектакль, другие – актеры, участвующие в нем, Арлекины – это акробаты на арене и трагики на подмостках своей души. Их искусство живо только тогда, когда его нежная хрупкость защищена от толпы тяжеловесной силой, когда рядом с хрупкой девочкой на шаре – мощная фигура атлета. Но всегда ли так будет?
Слайд «Девочка на шаре», «Комедианты».
Бродячие акробаты уходят из своей пепельно – розовой пустыни к людям. Немногие вещи давно собраны, ждут женщину, сидящую на выжженной солнцем земле. Она смотрит за горизонт песков в свое прошлое. Зачем они идут к людям? Чтобы разменять свои сердца на грошики и раздарить, разбросать их; чтобы накормить хлебом нетленным других и самим умереть от простого голода. Они комедианты. Они рождены для своей судьбы.
Учитель
В 1906 году Пикассо охватил творческий кризис: идеи утверждающего гуманизма неосуществимы, искусство не способно решать человеческие проблемы. Все, что может живопись, - заставить зрителя любоваться линией, формой, цветом. Так после полутора лет поисков родился кубизм.
Слайды «Танец с покрывалами», «Бидон и миска».
"Танец с покрывалами", созданный Пикассо весной 1907 г., - одна из важных картин раннего кубизма. Образ обнаженной с драпировкой настолько захватил художника, что он посвятил ему целый ряд живописных работ, главной из которых является эрмитажная картина. Идея таинственной закрытости мира, остающегося до конца непознаваемым, характерная для испанской изобразительной традиции, - одна из важнейших идей, определяющих мироощущение Пикассо. Деформируя строение человеческого тела, Пикассо воссоздает его из отдельных подвижных плоскостей, покрытых энергичной штриховкой. Смещая и закручивая их, он делает зримым напряженное и завораживающее вращение танцовщицы. Она как медиум вся настроена на улавливание таинственной музыки, закрытые глаза - свидетельство полной растворенности в ее ритмах. В это вращение втянуты и фон, и драпировки. Плоскости пересекают друг друга, ломаются, дробятся, черные штрихи, покрывающие их, объединяют пространство и фигуру в единое целое.
Слайд «Герника»
Сообщение учащегося
Особое место в творчестве Пикассо занимает монументальное полотно «Герника», написанное им перед войной (оно было выставлено в испанском павильоне на Всемирной выставке в Париже в 1937 году).
Картина, громадная по размерам (8 м на 3,5 м), была написана просто в фантастически короткий срок – менее чем за месяц. Художник работал неистово, стоя у мольберта ежедневно по 12-14 часов. В основе сюжета и композиции картины не лежат реальные события, это, скорее, тревожные размышления автора о трагичности смерти и разрушении, которые нес с собою стремительно надвигающийся фашизм.
Всмотримся в картину: на черно-белом холсте изображены в динамике хаотичного движения искаженные фигуры, раскрытые в отчаянном крике рты, сдвинувшиеся куда-то выше лба глаза…
Вот мать с ребенком на руках, у него запрокинута голова (он мертв?), а рядом с ними – бык, громадный, тупой, равнодушный…
Сверху будто летит в этот страшный, поверженный клубок человеческих тел женщина с профилем древнегреческой богини, в руках которой светильник. За нею - мужчина с воздетыми к небу руками. Кому она освещает путь? О чем молит небо мужчина с половиной черепа? Что вообще происходит в «Гернике»?
Но ощущение ужаса абсолютно. Страх рожден страшной картиной гибели людей. А конкретного носителя зла, виновника гибели мы не видим, он не персонифицирован.
И только вдумчивый зритель, способный анализировать политическую ситуацию в Европе 30-х годов XX века, понимал: надвигающийся фашизм спалит планету своей жестокостью, бездушием, бесчеловечностью.
«Герника» кричала… «Герника» предупреждала… И люди прозревали. В этом был великий подвиг художника.
В сознании многих поколений эта великая картина навсегда останется символом протеста против фашизма, который калечил людей физически и нравственно.
И кубизм как творческий метод совершенно не помешал большому художнику создать такое произведение, которое стало явлением в искусстве и переживет века.
Заключительное слово учителя
Безусловно, творчество выдающегося художника XX столетия Пабло Пикассо не исчерпывается только рамками кубизма. В течение своего длительного творческого пути он ненадолго сближался с сюрреализмом и неоклассицизмом. Удивительных результатов он достиг в скульптуре, графике, декоративной керамике и книжной иллюстрации. В каждом из своих произведений он сумел запечатлеть бурное, полное драматизма время. В.В.Маяковский, еще в 1922г. посетивший мастерскую Пикассо в Париже писал: «Это самый большой живописец и по своему размаху и по значению, которое он имеет в мировой живописи».
Его имя уже при жизни было окружено легендами. Им восторгались и о нем спорили. Его низвергали и вновь возводили на вершины Олимпа. О нем написаны сотни исследований. По П.Пикассо ещё долгое время будут измерять искусство XX века, в котором он сделал свои гениальные открытия. Афористичные слова его современника Андре Бретона до сих пор сохраняют смысл и значение: «Там, где прошел Пикассо, делать нечего».
Домашнее задание
Подготовить сообщение о художнике – кубисте (представителя школы кубизма России, Чехии или США).