Урок по изобразительному искусству на тему Узоры, которые создали люди (1 класс)


Урок изобразительного искусства
Тема: Узоры, которые создали люди.
Класс: 1-А
Дата: 15.12.2015
Тип урока: Урок-фантазия.
Планируемые результаты. Характеристика деятельности.
Личностные УУД:
Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.
Познавательные УУД:
Осуществлять анализ народных орнаментов, находить в них природные и геометрические мотивы.
Коммуникативные УУД:
Формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные УУД:
Придумывать свой орнамент в кугу и изображать его красками с помощью кисти и ватных палочек.
Оборудование:
Для учителя:
Мультимедийное оборудование, презентация “Узоры, которые создали люди”, предметы декоративно-прикладного творчества, декоративные тарелки, стихи и загадки.
Для учащихся:
салфетки (тканевые), одноразовые стаканчики, ватные палочки, баночки с водой, акварельные краски, кисти, одноразовые бумажные тарелки, простые карандаши. Задание:
Выполнение узора на тарелочке.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Доброе утро, мои дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот чудесный мир изобразительного искусства. А вы этого желаете? Тогда вперед!
2. Вводная беседа. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, вы наверное заметили что-то необычное в нашем классе? Чувствую, вам не терпится узнать, для чего же выставлены все эти предметы. Это красивые нужные вещи, которые окружают практически каждого из нас в быту (дома). Ими можно пользоваться. Они создают нам радостное настроение. Некоторые из них не используют по назначению, а только для украшения жилища.
-Назовите, что вы видите тут? (ответы детей)
- Какое общее название можно дать этим предметам? (предметы быта, то что люди используют в повседневной жизни)
(Рассматриваем предметы народных промыслов, приготовленных учителем: резные и расписные доски и ложки, различная посуда с узорами, глиняные игрушки и матрёшки).
- Что общего у всех этих предметов? (Украшены узором)
- Рассмотрим эти узоры.
- Как вы думаете, что мы будем делать на этом уроке? (-Мы будем создавать узоры)
- Правильно, тема нашего урока так и называется «Узоры, которые создали люди». (Слайд 1) Презентация.
- Что такое узор? (красивое сочетание линий, пятен, теней)
- А как называются люди, которые придумывают эти замечательные узоры и создают для нас такие необыкновенные предметы народных промыслов?  (ответы детей)
- Это народные мастера, которые придумывают и создают для нас такую красоту. (Слайд 2)
- А где мастера черпают свою фантазию? 
- Конечно, это Матушка — природа подсказывает народным художникам. (Слайд 3)
(Слайд 4)Ведь она такая разнообразная и необыкновенная во все времена года. Глядишь и наглядеться не можешь. Так и хочется красоту природы запечатлеть на память на какой-нибудь вещи. Пусть люди пользуются ею, разглядывают и радуются.
Все эти предметы не только нужны человеку в жизни. Они ещё и такие нарядные!
- Среди всего разнообразия есть очень нужный для людей предмет. Угадайте, что это? HYPERLINK "http://zagadochki.ru/zagadka-kulturno-li-est-so-stola.html"
Культурно ли есть со стола?Хотите, чтоб я помогла?В завтрак, в обед или в ужинНикто так, как я вам не нужен!Бываю глубокой и мелкой,Но та и другая – тарелка.

Когда-то давным - давно люди не знали, что такое “тарелка”. Они еду клали на ладошку, потом на лист растения, на плоский или вогнутый камешек, кору дерева, морскую раковину. Они потом научились вырезать тарелку из дерева, лепить, а затем для крепкости обжигать её из глины. Потом они придумали стекло, научились делать из металла, изобрели фарфор.
Работа в группах.
- Перед вами картинки с изображением декоративных тарелок: золотая Хохлома, голубая Гжель, весёлый Городец, необыкновенный Жостово. 
- Рассмотрите, какие природные мотивы изобразили народные Мастера? Что они сумели подсмотреть у природы? (ответы детей)
- Как вы уже и говорили, сегодня мы создадим свои неповторимые узоры. Станем народными мастерами!
- И вы уже догадались, наверное, что мы будем украшать? (ответы детей)
- Правильно, это тарелочка. У вас в партах лежит неукрашенная тарелочка, достаньте ее.
- Что нам нужно сделать, чтобы она стала такой же красивой? (придумать и нарисовать красивый узор)
- Мы повторим, какие бывают узоры и как их можно создавать.
-Одно из правил создания красивого узора нам подскажет физкультминутка.
Физкультмитка.
Мы ногами топ, топМы руками хлоп, хлопМы глазами миг, мигМы плечами чик, чикРаз сюда, два сюда(повороты туловища вправо и влево)Повернись вокруг себяРаз присели, два привсталиСели, встали, сели, всталиСловно ванькой-встанькой стали
- Какие движения повторялись?
- Как называется такое повторение?
- Как называется узор, который повторяется?
4. Пояснения к практической работе.
-У каждого из вас на парте лежит карточка. Переверните ее. Рассмотрите узоры.
- Как их можно изображать? (в полосе, в квадрате, в кругу)
-Как называется такой узор? (орнамент)
- Соедините с помощью карандаша орнамент с геометрической фигурой, в которую его можно поместить.
- Какой узор нужно применить в украшении тарелочки? (узор в кругу)
- Орнаменту свойственны не только ритм, но и симметрия.
- Симметрия — это когда две половинки тарелочки одинаковые.
- Ритм — это чередование узора.
- Посмотрите, как можно украсить тарелочки. (показ образцов)
- Какие элементы украшения можно использовать?
Подберите 2-3 цвета, которые подойдут к вашей тарелочке. Здесь вам помогут примеры красивой сочетаемости цвета. (Слайд 6)
- Способ и средства украшения вы можете выбрать сами: акварельные краски, кисти или ватные палочки.
5. Творческая работа учащихся.
- Представьте, что сейчас наш класс – это мастерская, а вы не ученики, а народные мастера. Перед вами лежит белая тарелочка, которую вы можете сделать необыкновенно красивой. Придумайте свой неповторимый узор. Используйте подсказки природы, знания, которые вы получили на предыдущих уроках и сегодня. Не забывайте о таких понятиях как симметрия и ритм.
Прочитать пословицы и поговорки, записанные на доске.
- Как гласит народная мудрость:
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
Без любви к делу не станешь мастером.
- Приступаем к работе с любовью, стараемся приложить все свое мастерство.
Во время работы звучат мелодичные русские народные песни и наигрыши.
С обратной стороны тарелочки можно прикрепить толстую нить. Дома тарелочку можно покрыть бесцветным лаком. Теперь она будет украшением у вас дома или же станет приятным подарком для близких или друзей, а также может использоваться для игры.
6. Подведение итогов урока. Выставка.
Сейчас мы с вами устроим «Выставку народных мастеров».
Дети прикрепляют под красивой вывеской свои работы с помощью магнитов.
7. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как звать Мастера, который нам сегодня помогал выполнить такие красивые тарелочки?
- Легко вам было выполнить такое задание?
- Что вызвало затруднение?
- Какое у вас настроение? Если радостное и вы довольны своей работой – покажите картинку с цветным узором, а если вам грустно и урок не понравился- покажите серую картинку.
8. Уборка рабочих мест.