Урок русского языка на тему: Правописание глаголов с частицей НЕ

«Jостанай KаласыныS білім б™лімініS № 22 орта мектебі» ММ
ГУ « Средняя школа № 22 отдела образования акимата города Костаная»



СабаK
3 «Г» сынып
Орыс тілі
ТаKырыбы: Написание глаголов с частицей НЕ

Урок
3 «Г» класс
Русский язык
Тема: Написание глаголов с частицей НЕ


МaCалім: Проскурякова В.Е.
Учитель: Проскурякова В.Е.

Jостанай 2017 ж
Костанай 2017 г


Урок: русского языка
Дата 23.02. 2017
Класс 3 Г
Учитель: Проскурякова В.Е.
ТЕМА УРОКА: Написание глаголов с частицей НЕ
Тип урока: урок совершенствования ЗУН
Вид урока: урок-игра
ТДЦ:
Образовательная углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов);закрепить роль частицы не и её раздельным написанием с глаголами;
Развивающая развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами; развивать навыки точного употребления глаголов в речи; побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся; развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы; развивать внимание и память учащихся; развивать умение слушать товарищей; развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления.
Воспитательная воспитание культуры учебного труда; создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.
Оборудование: раздаточный материал, наглядный материал
Этап урока
Содержание учебного материала
Методы обучения
Форма организации познавательной деятельности
Примечание

Этап орг.момента





Этап сообщения темы и цели урока



























Этап минутки чистописания



















Этап закрепления темы урока


























Этап инд.работы
Этап физминутки






























Этап закрепления



























Этап подведения итогов урока
Организационный момент
- Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо: «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь Вы сами приятно поразитесь, какие Вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению.»
- Я желаю Вам уже сегодня на уроке убедиться в этих словах, ведь Вас ждет много интересного.
2. Сообщение темы и цели урока
Блиц – опрос (за правильный ответ жетон)
- Над какой частью речи мы работали на предыдущих уроках? /глаголом/
- Что такое глагол? Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- Что вы знаете о глаголе? Глаголы изменяются по временам: могут быть прошедшего, настоящего и будущего времени.
- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
- Что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делали? что сделали?
- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Что делает? что делают?
- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?
- Как еще могут изменяться глаголы? По числам. Они могут быть единственного и множественного числа.
Прочитайте пословицы.
Волков бояться -в лес ходить. Ссора до добра доведёт.
–Правильно ли я их написала? Прочитайте их правильно и объясните их смысл. С какой частью речи пишется не?
-Почему изменился смысл предложения?
Вывод: не с глаголом отрицает действие.
- Сформулируйте тему урока (Правописание частицы НЕ с глаголами)
- Попробуйте, поставить цель урока (закрепить написание частицы НЕ с глаголами)
- Правильно, молодцы!
Минутка чистописания
- открываем тетради, записываем число, классная работа (- какая орфограмма в слове классная? Две буквы сс)
- Прописываем:
Тт
словарное слово: театр
- Спишите пословицы, вставьте и подчеркните глаголы
- Характеристика звука Т
- Работа со словарным словом
- Дайте лексическое значение слова театр
- Дайте грамматическое значение слова театр
- Молодцы!
Постановка проблемной ситуации
- Ребята, скажите, а кто играет в театре? (артисты)
- К нам в гости пришел один очень важный сказочный артист, а кто это Вы узнаете, отгадав загадку:
У отца был мальчик странный, Необычный – деревянный, Но любил папаша сына. Что за странный Человечек деревянный На воде и под водой Ищет ключик золотой? Всюду нос суёт он длинный, Кто же это? (Буратино.)
- У Буратино случилась беда и он пришел к нам за помощью .
- Дело в том, что сказочном мире война. Злая волшебница заколдовала его возлюбленную Мальвину и превратила ее в картинку, а картинку разрезала на мелкие кусочки и заколдовала грамматической магией. И пока картинку не соберешь, Мальвина не вернется в волшебный мир сказки. И только самые умные дети могут справиться с ее магией. А так как, наш Буратино бездельник и не любил учиться, грамоте он не обучен, и спасти Мальвину он не может. Вот и пришел к нам за помощью.
- Ну, что друзья, поможем Буратино? (да)
Закрепление изученного
- Итак, вся картинка разрезана на кусочки, каждый кусочек задание от злой волшебницы, справимся, получим кусочек картинки Мальвины.
Задание №1
- Наша Злая Волшебница уж очень любит природу, вот и придумала первое задание, связанное с природой
- На парте у Вас лежит конверт с №1, откройте его и прочитайте задание
Задание: Вставь частицу НЕ к глаголу, спиши правила, определи спряжение
срывайте цветы!
ломайте ветки деревьев!
ловите бабочек и других насекомых!
уничтожайте лягушек и жаб!
разоряйте гнезда птиц!
берите животных из леса домой!
- Давайте, вспомним определить спряжение глагола? (чтобы определить спряжение глагола, нужно поставить его в неопределенную форму и посмотреть на что оканчивается глагол)
- Выполнение задание (2 учеников работают у доски)
- Молодцы! Мы выполнили первое задание Злой Волшебницы и получаем первый кусочек картинки.
Задание №2
- Злая Волшебницу уж очень любит «замудренными словами» говорить, фразеологизмами их называет
- Откройте конверт №2
Задание
Замените данные словосочетания (фразеологизмы) глаголами неопределенной формы. Добавьте частицу Не. Сделайте вывод.
Бить баклуши - _______________
вешать нос - _________________
витать в облаках - ____________
зарубить на носу - _____________
держать язык за зубами - ________
- молодцы! Мы получаем 2 кусочек картинки.
Индивидуальная карточка (Селькова, Поделов, Жубанова)
Спишите предложения. Подчеркни глаголы
У нас не было времени пойти в кино. В этом городе я раньше не жила. Сергей и Валя не были на экскурсии в музее.
Физминутка «Буратино потянулся»
Задание №3
- Больше всего Злая Волшебница любит веселиться и запутывать сказочных героев. Вот и нас она решила запутать и придумала игру «Найди меня»
- Откройте 3 конверт
Задание №3: Игра «Найди меня»
Выпиши только глаголы, выдели окончания, определи время глагола
Молчит, молчание, не думал, дума, говоришь, разговор, не нарисует, рисунок, почитает, читальный, ловите, неуловимый, не плывём, плавание, плавал, ненавидел
- Ребята, скажите, а почему все глаголы пишутся раздельно с частицей НЕ, а глагол НЕНАВИЖУ слитно? (потому что это глагол-исключение, БЕЗ НЕ употребляется)
- Отлично! Мы получаем 3 кусочек картинки.
Задание №4
Работа в микрогруппах (устно)
- А последнее задание Злая Волшебница решила сделать устным и в группах
- Откройте конверт №4
Задание
- Каждому ряду по конверту. В конверте пословица, которую нужно собрать и назвать всем вместе.
- Работа на скорость.
Пословицы:
Кто не работает, тот не ест.
С ложью правда не дружит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Какую роль вносит частица НЕ в эти пословицы?
- Молодцы!
Закрепление
- Получилось! Мы собрали картинку Мальвины, и она вернулась в сказочный мир.
- В благодарность Буратино приглашает нас в театр на грамматическую сказку.
- Но прежде чем отправится в театр, мы же воспитанные дети, и все знаем правила поведения в театре.
- Давайте, сейчас, поработаем в микрогруппах и составим 5 правил поведения в театре.
- Общая защита групп.
- Итак, мы в театре, садитесь поудобнее и наслаждайтесь представлением.
Сценка. Послушайте сказку.
Однажды к Острову Глаголов причалила лодочка - с ноготок величиной, и вышло из неё слово - крошка по имени НЕ. Просто НЕ. Слово называло себя частицей. Вдруг глаголы заволновались, расстроились и убежали куда-то. А в это время мимо острова пролетал добрый волшебник, он удержал одного из глаголов за руку и спросил:
- Ты куда?
- Куда-нибудь. Терпеть не могу частицу «не»! - отвечал глагол.
- За что же? - удивился волшебник.
- Как за что? Она такая маленькая, а перечеркивает всё, что мы говорим. Она всё отрицает! Только мы хотим сказать, что что-нибудь произошло, происходит или будет происходить, как она пытается к нам пристроиться и любое действие отменить. Мы, глаголы, оттолкнули ее от себя за это. «Не смей, - говорим, прикасаться к нам. Держись от нас подальше!»
- Так вот почему «не» с глаголами раздельно пишется! - догадался волшебник.
- Ну конечно! Если только может любой глагол без этой «не» обойтись, то обязательно дистанцию держит. И я держу!»
Глагол убежал. Волшебник задумался, а потом открыл свою волшебную книгу и нашел страницу, на которой было записано правило написания частицы «не» с глаголами:
Глаголу очень нравится
Все делать очень живо
Частица «не» - красавица,
Но как она ленива!
Глагол же, не любя безделья,
С частицей «не» пишется раздельно!
Рефлексия
- Какую тему урока мы закрепляли сегодня? (правописание НЕ с глаголами)
- Какую цель мы ставили в начале урока? (закрепить правописание Не с глаголами)
- Как Вы считаете мы выполнили эту цель? (да)
- Какие задания были трудны для Вас?
- Какие были легки?
- Как Вы считаете над чем Вам нужно еще нужно поработать дома?
Инструктаж д/з с учебника
Выставление оценок
Итог урока
-«Запомните, мои друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе»

об








репр










репр









репр












проб



















репр










репр











репр




проб





ч/п







репр


























творч





















репр






кол








фр










фр









инд












фр



















кол










фр











фр




инд









фр







груп


























фр






















































































Инд.работа Жубанова, Поделов, Селькова