Конспект урока литературы в 7 классе. Н. А. Некрасов. Поэма Русские женщины.


Конспект урока литературы в 7 классе
Тема урока: Н.А.Некрасов "Русские женщины" (поэма). Историческая основа поэмы. Работа над I частью поэмы "Княгиня Трубецкая".
Цель: повторить биографию Некрасова; дать краткие сведения о декабристском восстании, его последствиях; познакомить с исторической основой поэмы; комментированное чтение I части поэмы, работа над ней.
Оборудование: портрет Н.А.Некрасова.
Ход урока:
Проверка домашнего задания.
Рассказ учащихся о поэте по статье учебника по плану:
а) Стихи "Еду ли ночью по улице тёмной…" – начало известности Некрасова.
б) Детство в имении Грешнёво.
в) Ярославская гимназия и мечты о творчестве.
г) Жизнь в Петербурге, литературная деятельность.
д) Н.А.Некрасов – издатель журнала "Современник".
е) Борьба с общественной неправдой – пафос поэзии Н.А. Некрасова.
Изучение нового материала.
Беседа.
Вопросы: Когда и где происходило декабристское восстание? (14 декабря 1825 года, на Сенатской площади).
Что должно было произойти в этот день? (смена императора).
Что хотели декабристы? (Перед выбором нового императора выдвинуть манифест с требованием: а) отмены крепостного права;
б) установления конституционной монархии;
в) ограничение власти царя).Удалось ли добиться своих требований декабристам? Каковы итоги восстания? (Восстание было плохо организовано, руководитель не явился, передумал. Участники восстания подошли слишком поздно, солдаты уже успели присягнуть новому царю. Таким образом, восстание было подавлено).Кто знает, что стало с участниками декабристского восстания? (Главных руководителей повесили, некоторых расстреляли, многие были отправлены закованными в кандалы в далёкую и суровую Сибирь на каторжные работы).
Как поступали многие жёны сосланных декабристов? (Чтение статьи учебника "К поэме "Русские женщины", стр. 217).
Слово учителя.
Чтение учителем высказываний исследователей творчества Некрасова о декабристах и их жёнах.
а) Т.Г. Шевченко называл декабристов "невольниками святыми, понёсшими свой крест в пустынную Сибирь во имя человеческой свободы" и первозданными нашими апостолами.
б) А.Г. Гукасова, исследователь творчества Некрасова, отмечает: "Пусть в "Русских женщинах" Некрасов не поёт так, к4ак в других произведениях, но в своей поэме он воспел русских женщин. Воспел мужество, героизм. Подвиг жён декабристов, ставших гражданками".
в) Исследователи, как и сам Некрасов, подчёркивают особую роль жён декабристов, утверждая их высокий нравственный подвиг:
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали Их имена забыться не должны.
Учитель: Некрасов продолжает трудный разговор об истории нашей Родины, о тяжелейших испытаниях, выпавших на долю народа. С горечью воспринимает писатель картины родных ему мест и крестьянские судьбы, печально знаменитую дорогу ссыльных – Владимирку, по которой шли осуждённые на каторгу в Сибирь.
Таким образом, в основу поэмы "Русские женщины" положены исторические события, произошедшие на самом деле, а также исторические (невыдуманные) герои и героини. Чтобы подробнее узнать о героине поэмы Некрасова, Е.И. Трубецкой, можно воспользоваться книгой А. Гессена "Во глубине сибирских рек…" (гл. 8).
Сообщения учащихся.
1 ученица: " Кратко о Екатерине Ивановне Трубецкой можно сказать следующее. Её отец – французский эмигрант И.С. Лаваль. Его роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге сохранился до наших дней. В этом особняке незадолго до 14 декабря 1825 года великий князь Николай Павлович танцевал мазурку в паре с дочерью графа Лаваля – Екатериной.
Екатерина Ивановна Лаваль вышла замуж за князя Сергея Петровича Трубецкого, будущего декабриста. Она была первой из жён декабристов, добившейся у царя разрешения последовать за мужем в сибирскую ссылку.
2 ученица: Трубецкая о себе. " Я вспомнила свой первый бал. Он, Серж, герой 1812 года, богат, привлекателен, образован. Роскошный дом на Английской набережной. 14 декабря 1825 года… Сенатская площадь… Потом Петропавловская крепость… Осуждение. Смертный приговор. Но нет! Заменили 20 лет каторги и вечное поселение. Я поеду к нему во что бы то ни стало.
Чтение I части поэмы.
Беседа.
Вопросы:
О каких героях говорится? (отец и дочь).
О каких событиях ведётся речь?
Куда собирается дочь?
Учителем обобщаются наблюдения по тексту: "Сборы были основательно продуманы – "на диво слаженный возок", "шесть лошадей в него впрягли",
"не забыли образок", отец возок попробовал "не раз, не два".
Вопросы:
Что такие сборы говорят о характере героини: её решение твёрдое или это порыв?
Как Некрасов рисует прощание Екатерины с отцом?
Понимает ли она, на что себя обрекает, пускаясь в такой далёкий путь?
Как успокаивает она отца?
Каким композиционным приёмом пользуется автор, чтобы рассказать о прощании княгини с любимым отцом?
С какой целью автор намеренно нарушает рассказ о ходе событий? (Он обращает внимание читателя на тяжесть драмы разрыва человека с привычной жизнью, родным местом, где родился).
И тем не менее нравственный выбор сделан: воспоминания передают внутреннюю борьбу Трубецкой на пути к окончательному решению.
Мотив дороги связан с темой нравственного выбора, с темой восхождения к подвигу.
Понятие о композиции произведения.
Домашнее задание: чтение по ролям II части поэмы.
Подведение итогов урока, выставление отметок.