Семинар по произведениям А.С.Пушкина «Медный всадник » и Н.В.Гоголя «Шинель»

Ф.И. О. ____Танцура Марина Валерьевна__________

ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации

Предмет, по которому проводится урок
литература

Класс
9

Тема:
Семинар по произведениям А.С.Пушкина «Медный всадник » и Н.В.Гоголя «Шинель»

Цели урока:
формирование ценностно-смысловых компетенций учащихся; умение строить монологический аргументированный ответ, умение работать в группе (социализация); воспитание уважения к культурным ценностям; расширение кругозора учащихся, систематизация знаний

Этап
Время, продолжительность этапа
Активный метод обучения (прием, способ, техника)
Подробное описание АМО (приема, способа, техники)

Инициация
3 минуты
Визуализация (презентация иллюстраций к произведениям), постановка проблемного вопроса
(что объединяет эти произведения? Одинаков ли взгляд художников на события и героя? В чём особенность авторского изображения?)
С помощью медиапроектора учитель демонстрирует иллюстрации к произведениям, одновременно задавая вопросы: какое это произведение, в какой момент запечатлён герой, что общего в этих произведениях, какие темы, проблемы поднимает автор

Вхождение или погружение в тему
7
«Мозговой штурм»
Учащиеся сбирают всю известную им информацию о данных произведениях: что общего, в чём различие, особенности авторского стиля, отношение автора к герою, к городу, к событиям

Формирование ожиданий учеников
2
«Хранилище забот»
Учащиеся на отдельных листочках записывают свои ожидания и опасения, складывают их в «банк»

Интерактивная лекция







Эмоциональная разрядка



3







3








«Сравни себя с известным человеком»



Учитель объясняет систему работы, возможность использования текстов, предлагает круг вопросов по теме





Учащиеся формируют 3 группы в зависимости от того, какой тип характера их привлекает: волевой, решительный, сильный- Наполеон;
сентиментальный, мягкий, лиричный-Карамзин; талантливый, оригинальный, непредсказуемый- Энштейн




Проработка содержания темы




15



Работа в группе
«Карта группового сознания»
На листе рисуют тему и способы её решения( план-заготовка для устного ответа)



Руководитель группы распределяет задания для выполнения и строит план высказывания, одновременно «Художник» рисует заготовку для оценивания «Витраж»(делим оконное стекло на то число, которое соответствует числу участников группы. Задание 1 группе:
«Образ Петербурга»
Каким видит город герой?
Каким видит город автор?
Что общего в образе города?
В чём различие?
В каких ещё произведениях звучит эта тема и как она интерпретируется?
Задание 2 группе:
«Маленький человек» в изображении Н.В.Гоголя и А.С.Пушкина
Образ главного героя.
Происхождение.
Имя
Детали портрета.
Род деятельности.
Интересы.
Задание 3 группе:
«Человек и власть»
Каков главный герой, его отношение к власти? В каких произведениях звучит эта тема?
Какова власть (как изображаются её представители)
Через какие эпизоды можно рассмотреть взаимоотношения человека и власти(2-3 эпизода, анализ)
Какие пороки изобличает автор?
В каких ещё произведениях звучит эта тема?

Подведение итогов
7

Учащиеся оценивают работу группы по предложенному учителем плану( примерные ответы по теме высказывания даются заранее):
Полнота
аргументированность
самостоятельность
речевое оформление
дополнительный балл(обосновать -за что)


Ф.И.О. ____Стрельцова С.В.__________________________________________________

Ключевые процессы
Вопросы организации

Ответ

эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса

Каким образом будет обеспечена интеракция участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока?
Используемые приемы, формы организации познавательной деятельности (демонстрация слайдов, работа с текстом, работа в группах) активные методы обучения направлены на активизацию аналитической, коммуникативной и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, социализацию учащихся.

упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса

Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися?
Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить?
Организация двустороннего и многостороннего обсуждения (диалог и полилог), использование различных форм коммуникации: лабораторная работа с текстом на микропространстве (каждый учащийся выбирает известный ему эпизод и на его основе даёт ответ по предложенному учителем плану, ответы суммируются и обсуждаются в группе), использование методов стимулирования коммуникативного процесса (если ученики в группе откровенно «Слабые» -учитель помогает найти необходимые эпизоды, направляет деятельность учащихся)- все это позволяет обеспечивать эффективность взаимодействия. Если продумать четкую структуру урока, учесть психолого-возрастные особенности обучаемых уровень их подготовки по предмету, то мешать свободной коммуникации ничего не будет. Важно учесть и возможности возникновения конфликтных ситуаций, но если учитель преподает не первый год в коллективе, то он учтет это при распределении на группы.

обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация)

Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого?
Использование наглядных пособий (распечатанные задания, алгоритмы работы и её оценивание), мультмедиакомпонентов, введение в группу «Художника», который будет делать иллюстрации в ходе процесса

мотивацию всех участников образовательного процесса

Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок?
С самого начала урока учитель должен чётко объяснить: зачем мы это делаем? Где, когда и в какой мере будет важна работа в группе, зачем нужно подробно изучать эти темы русской классики, как будет оцениваться работа участников, где найдут применение полученные знания. На каждом этапе урока необходимо поощрять инициативу, «находки» каждой группы, их самостоятельность, внимательность, умение работать в группе. Домашнее задание по возможности тоже необходимо делать вариативным в зависимости от способностей и подготовленности учащегося. Для меня важен процесс перехода от «неговорящего» к «говорящему»: если ребёнок не умеет строить монологический ответ, я предлагаю создать презентацию или цикл рисунков по заданной теме и объяснить, что изображено, в какой момент, что происходит с героем и т.д, то есть даю возможность «заговорить»; учащиеся, хорошо умеющие строить высказывания по теме, получают более сложные задания: посмотреть экранизацию и сравнить с текстом произведения, рассмотреть данную тему на примере другого произведения, найти музыкальное, сценическое, живописное воплощение образа, темы, идеи.

мониторинг образовательного процесса

Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики?
1. Четкое следование времени, отведенному на каждый этап.
2. Подведение промежуточных итогов на каждом этапе урока.
3. Корректировка групповой работы.
4.Запись выводов в тетрадь
5. Планирование домашнего задания с учётом выполненной работы: сочинение, презентация по теме, создание цикла рисунков, просмотр кинофильма и выявление режиссёрского решения проблем, поставленных на уроке и т. д

рефлексию педагога и обучающихся

Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока?
Важно понять, какие знания и какое настроение получили учащиеся на уроке, поэтому использую приём «Витраж»: стёклышки каждый ученик закрашивает цветом, отражающим его настроение(жёлтй-весело, хорошо, комфортно; красный-плохо, дискомфортно; синий-равнодушно, обычно, скучно, ничего нового), здесь же на стёклах пишет , что «Унесёт с собой»:ХИМС


15