Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему Какие бывают растения?


Класс: 2
УМК: «Школа России»
Предмет: литературное чтение
Учитель начальных классов МБОУ НСОШ
Сыроватская Анастасия Александровна
Тема урока: « Какие бывают растения ?»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока: создать условия для-формирования у учащихся представлений о делении растений на группы: деревья, кустарники, травы, об отличительных признаках этих групп;
-развития познавательного интереса, речи, наблюдательности, любознательности, эмоционального восприятия мира, общеучебных умений и экологического мышления;
-воспитания основ экологической культуры через понимание взаимосвязей в природе.
Планируемые результаты:
Предметные: научить различать растения по признакам; создать условия для расширения и углубления знаний о растениях;Личностные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Метапредметные :Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать свои  результаты.
Познавательные :  осуществлять  операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; задавать  вопросы; отвечать на  вопросы  других;
осуществлять совместную деятельность в группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Средства обучения: презентация, проектор, компьютер, учебник, гербарий.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся ФормируемыеУУД1. Орг.моментЦель: создать положительный настрой учащихся на урок, на восприятие учебного материала Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Настраиваются на рабочий лад Личностные УУД: выражают позитивное отношение к предстоящей работе
Коммуникативные УУД:
воспринимать на слух речь учителя; Регулятивные УУД: планировать свои действия
2.Актуализация знаний
Цель: актуализировать полученные ранее знаний об объектах живой и неживой природы, создать положительный эмоциональный настрой детей на изучение нового материала. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Ну а за селом река,
На лугу растет трава
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг … (природа)
- На какие две группы мы разделим объекты природы?
- О каких объектах природы мы говорили с вами на прошлых уроках окружающего мира?
- Что вы можете сказать о воздухе?
- Давайте поговорим о воде. Что вы о ней знаете?
- А еще красотой чистого неба и воды можно любоваться. Давайте послушаем ваши фоторепортажи. Смотрят в окно, слушают учителя
- Объекты живой природы и неживой природы.
- Мы говорили о воздухе и воде. Это объекты неживой природы.
- Воздух окружает нас повсюду. Его нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Чистый воздух – это главное богатство природы. Его нельзя загрязнять. На заводах и фабриках надо устанавливать специальные фильтры для очистки воздуха.
- Вода это прозрачная жидкость без цвета, чистая вода без запаха. Она бывает в жидком, газообразном (пар) и твердом состоянии (лед). Всему живому нужна чистая вода. Чтобы ее не загрязнять, на заводах и фабриках нужно строить очистные сооружения. Воду надо использовать бережно, не тратить ее напрасно, не забывать закрывать кран.
Выступления детей. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные УУД: умение слушать других, не перебивая.
Личностные УУД: понимание значения знаний; проявление интереса к изучаемому предмету и приобретение мотивации к процессу обучения.
3.Формулировка темы и целей урока
Цель: обеспечить условия для нахождения детьми целей работы на уроке - Как связаны объекты неживой природы воздух и вода с жизнью живой природы?
-Недаром говорят «Лес и вода – брат и (сестра).»(слайд1)
-Сегодня мы будем говорить об объекте живой природы. Отгадайте о чем?
Дышит, растёт, воду пьет,
А ходить не умеет.
- Чтобы говорить о растениях, мы совершим экскурсию, но куда, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
-Действительно, мы с вами совершим путешествие в наш лес (плакат с изображением леса). Давайте посмотрим, что изменилось в нашем лесу?
-Определим растения нашего леса и подумаем, все ли растения одинаковы в лесу?
-Какое это растение?
Русская красавица
Стоит на поляне.
В зелёной кофточке
В белом сарафане?
-Весной зеленела
Летом загорела
Осенью надела
Красные кораллы.
-Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год
-Стоят кругом сестрички:
Желтые глазки, белые реснички .

-И высок я, и могуч
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
-Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – серёжки;
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
-Белые горошки
На зелёной ножке.
-Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей
А сушеная в запас
От простуды лечит нас.
- Перед чтением загадок какой вопрос я всегда ставила?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?
Давайте проверим наше предположение по учебнику.
Работа по учебнику стр.56
- Прочитаем в учебнике тему урока. Составим план нашей работы вместе с любознательным Муравьишкой
-Значит какие цели на урок вы поставите для себя?
- Воздухом дышит человек, животные и растения. Воду мы пьем, поливаем растения, ее пьют и животные
- Растение
-В лес.
Высказывают предположения.
Появились карточки-определители.
- Берёза (слайд 2)
- Рябина(слайд 3)
-Ель(слайд 4)
- Ромашки(слайд 5)
-Дуб(слайд 6)
-Подорожник(слайд 7)
- Ландыш(слайд 8)
-Малина(слайд 9)
- Какое это растение?
-Какие бывают растения? (слайд 10)
Открывают учебник, зачитывают тему.
1) На какие группы можно разделить растения.
2) Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп.
3) Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений. (слайд 11)
Формулируют цели на урок Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, ставить цель на урок, строить умозаключения
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности.Познавательные: умение отвечать на вопросы , строить цепочку рассуждений, . осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
4. Изучение нового материала
Цель: создать условия для знакомства с новым материалом, расширить кругозор учащихся о растениях и их группах, отличительных признаках этих групп – Ребята, у вас на партах рисунки растения. Найдите на рисунке части растения, рядом со стрелками поставьте соответствующие цифры. Работаем парами.
– Определите, о каком растении идёт речь:
У него зелёные листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что же это такое?
– Чем деревья отличаются от остальных растений?
-Приведите примеры известных вам деревьев.
-Ребята, а на какие 2 группы можно разделить все деревья и по какому признаку?
-Ребята, какие еще группы растений кроме деревьев вы знаете?
– Назовите главные существенные признаки, которые помогут вам определить кустарник.
Приведите примеры кустарников.
-Ребята, а кроме деревьев и кустарников существуют ли еще какие-либо группы растений?
– Чем травы отличаются от других растений?
-Травы обычно имеют мягкие зелёные стебли. Травы живут значительно меньше, чем деревья и кустарники. Осенью некоторые из них полностью отмирают. Травы ниже кустарников. Но есть и очень высокие – кукуруза, подсолнечник.
-Ребята, значит на сколько групп мы можем разделить растения?
– Если представить лес в виде многоэтажного дома, какие растения вы расположите на первом, втором и третьем этаже? (слайд 17 ). Определяют в парах части растений, ставят соответствующие цифры.
-Дерево.
-У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви(слайд 12)
Приводят примеры.
-Лиственные и хвойные, по признаку формы листьев. (слайд 13)
-Кустарники.
-Кустарник имеет не один ствол, а много стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволики. (слайд 14)
Приводят примеры.
-Травы.
-У них нет одеревенелого ствола, покрытого корой, живут меньше деревьев и кустарников. (слайд 15)
-Кустарники, травы, деревья – 3 группы. (слайд 16)
- Травы - на 1, кустарники – на 2, деревья – на 3.
Коммуникативные УУД: воспринимать на слух речь учителя.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Предметные: научить различать растения по признакам; создать условия для расширения и углубления знаний о растениях;
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самопроверку, корректировать свою деятельность в случае необходимости.
Познавательные: умение отвечать на вопросы , строить цепочку рассуждений, . осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
5. Физминутка
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения - А сейчас немножко отдохнём.
Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, кустарник –хлопают в ладоши, травы - присаживаются на корточки
(Колокольчик,, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, комар, подснежник, берёза.Выполняют необходимые движения. Познавательные: умение осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя.
6. Закрепление
Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных в процессе работы на уроке Учитель раздает каждому ученику образцы гербария.
-Ребята, у вас у всех на партах есть гербарий разных растений, ваша задача определить, к какой группе относятся ваши растения и записать их названия в нужную группу в рабочей тетради, задание № 3.
-После того, как вы запишите названия в нужные строки, придумайте еще несколько название к каждой группе и допишите. Дети самостоятельно выполняют задание.
После выполнения задания осуществляется фронтальная проверка.
Регулятивные: осуществление контроля, корректировки и оценивания своей деятельности и деятельности партнера.
Личностные: осознание важности полученных знаний; приобретение мотивацию к процессу учения.
7.Подведение
Итогов.
Рефлексия
Цель: подвести итог своей деятельности на уроке, проверить, достигнута ли поставленная на урок цель – На какие группы можно разделить эти растения: берёза, одуванчик, смородина, ель, клён, сирень, мак, ромашка, шиповник. (Травы, кустарники, деревья).
– На какие две группы можно распределить эти деревья: берёза, ель, сосна, лиственница, дуб, липа. (Лиственные и хвойные).
– Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?
– Почему хвойные деревья круглый год зелёные?
– Зачем нам нужны растения?
– Человек должен не только использовать растения, но и охранять их, беречь. От того, что человек неумело пользуется окружающей природой, некоторые виды растений совсем исчезли. А некоторые на грани исчезновения. Учёные такие растения занесли в Красную книгу. Красная книга – это книга “боли”, тревожный сигнал Природы о сокращении численности животных и растений, об угрозе их истребления или о переходе в разряд редких. В нашей стране она утверждена в 1974году. Красная книга растений Алтайского края.
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость.- На уроке все хорошо работали.
- Оцените свою работу с помощью украшения поляны ( если вы довольны своей работой и считаете, что вы достигли целей урока - приклейте цветок;
Если вы считаете, что вы не совсем разобрались с новыми понятиями и вам трудно было работать на уроке приклейте дерево)-Какая полянка у нас получилась, каких растений на ней больше?
-Какие выводы можно сделать?
- При выполнении какого задания вы испытывали трудность? Почему?Как преодолеть ее?
- Как вы будете себя вести с растениями?
- С каким настроением вы уйдете с урока? Определяют группы растений, распределяют названия на доске на 3 группы.
Распределяют на группы на доске.
-Хвоинки у хвойных деревьев опадают не все сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые
- Кормят, лечат, одевают, дают много полезных вещей
Оценивают работу на уроке.
Отвечают на вопросы учителя, выявляют затруднения, способы их преодоления
Личностные: осознание важности полученных знаний; приобретение мотивацию к процессу учения.
Познавательные: освоение начальной формы рефлексии
Коммуникативные: умение полно и грамотно выражать свои мысли.
Регулятивные: осуществление контроля, корректировки и оценивания своей деятельности и деятельности партнера, адекватно воспринимать оценку своих действий на уроке учителем и сверстниками
Домашнее задание Домашнее задание: учебник стр.58-прочитать рассказ «Красота растений».
Тетрадь. Стр.40 – №5, 6, 7.
(слайд18) Записывают задание в дневник.