Туристско-краеведческая деятельность как форма внеклассной работы по географии

Отдел образования Молодечненского райисполкома
ГУО "Полочанская средняя школа Молодечненского района"









Туристско-краеведческая деятельность как форма внеклассной работы по географии







Метельский Юрий Михайлович,
учитель географии,
руководитель туристско-
краеведческого кружка "Поиск"









В современных условиях туризм является важной и перспективной отраслью мировой экономики, составной частью внутренней и внешней политики государств мира. Рекреационная деятельность и туризм – приоритетное направление хозяйственного комплекса и в Республике Беларусь.
Туристско-краеведческая деятельность на протяжении многих лет является наиболее эффективным направлением воспитательной работы с учащимися. Туристские походы, экскурсии и экспедиции в арсенале педагога являются незаменимым инструментом, позволяющим не только влиять на воспитание, но и расширять знания по учебным предметам, закалять ребят физически.
Возможности туризма, помогающие педагогу сделать процесс обучения и воспитания более эффективным, отражены в известном высказывании: "Туризм воспитывает, закаляет, учит". Школьники с большим удовольствием принимают участие в самых различных формах туристско-краеведческой работы, что позволяет учителю глубже узнать особенности характера своих подопечных.
С 2000 года в Полочанской средней школе функционирует туристско-краеведческий кружок "Поиск", целью работы которого является исследование и популяризация регионального культурно-исторического и природного наследия, повышение туристского мастерства, приобщение учащихся к здоровому образу жизни.
Программа кружка рассчитана на 140 часов в учебный год, т.е. 4 часа в неделю и включает два раздела: "Краеведение" и "Туризм". На теоретических занятиях по краеведению ребята знакомятся с природными, историческими, хозяйственными и культурными объектами Малой Родины на основании использовании энциклопедических справочников, исторических, географических и других монографий, в которых отражены объекты и явления, имеющие место к нашему изучаемому региону. Также здесь уделяется большое внимание изучению общегеографической и тематических карт Малой Родины, с выделением объектов для дальнейшего изучения и посещения их во время ближайшего туристского путешествия. Практическая часть раздела "Краеведение" направлена на отработку практических умений и навыков в изучении и описании природных, хозяйственных, исторических и культурных объектов.
В своей статье автор раскрывает роль географического краеведения и туризма в формировании познавательной активности школьников по географии. Любая форма краеведческой работы в большей или меньшей степени связана с изучением отдельных разделов, тем курса географии. Особенно чётко это проявляется при изучении начального курса географии в 6-7 классах и курса географии Беларуси в 10 классе.
А начинается всё с составления плана участка местности: ребята составляют план своего дома, двора, улицы, пришкольного участка. При выполнении этой работы школьники сталкиваются с необходимостью отображать участки местности с различной высотой и измерять эти высоты, измерять расстояния до объектов и отображать их при помощи масштаба, при помощи компаса определять азимуты и, исходя из них, отображать объекты на плане местности. Эта работа способствует укреплению положительной психологической мотивации изучения географии.
Изучение и описание геологического обнажения, горных пород и минералов позволяет учащимся глубже вникнуть в геологическое прошлое родного края. Ведь каждый минерал или горная порода могут поведать детям историю своего появления в данной местности. Так, отложения гранита говорят о том, что и у нас, на территории Беларуси в далёком прошлом были вулканы, известняк-ракушечник повествует о подтверждении данной территории морской трансгрессии. В течение последних лет традицией стали экскурсии в музей землеведения БГУ, где сотрудники музея Е.Н.Демешкевич и В.П.Смолякова с большим воодушевлением рассказывают ребятам о неизвестных им ранее таинствах какого-либо минерала или горной породы. После посещения таких занятий, у детей камни перестают называться камнями, а превращаются в сказочные минералы, воплощающие в себе неизведанные тайны планеты.
Немаловажную роль в географическом краеведении имеет процесс изучения климатических условий местности, раскрытие их зависимости от природных и антропогенных факторов, изучение и описание водоёмов, почвенно-растительного покрова. На протяжении ряда лет школьники ведут систематические наблюдения за состоянием реки Цветень, притока Западной Березины. В процессе работы составлена полная гидрометрическая характеристика реки. В текущем учебном году на занятиях кружка ребята выявили наиболее эрозионные участки земель СПК "Полочаны", подготовили стендовый доклад по этой теме и выступили с ним на учебно-практической конференции школы и в Республиканском экологическом центре детей и юношества.
Большое воспитательное значение имеет изучение количественного и качественного состава населения края, сбор сведений о выдающихся людях малой Родины, встреча с ветеранами войны и труда. Какое удивление у школьников вызвал тот факт, что 40 лет назад в старом здании Полочанской школы обучалось почти 900 учеников. А сейчас численность население Полочанского сельского Совета с каждым годом сокращается. Детей не оставляет равнодушным то, что они видят: в отдалённых от центра деревнях из 60-70 дворов, жилых – только 20-30. Невольно возникает вопрос: что же нас ждёт в перспективе? Возможно, агрогородок и вокруг него дачные участки или "мёртвые", забытые деревни.
На примере местных СПК "Полочаны", "Яхимовщина", асфальтобетонного завода, ПРУП "Березинское", Молодечненского отделения Белорусской железной дороги школьники знакомятся с технологическими процессами производимой продукции, изучают роль промышленного, сельскохозяйственного предприятия и определённого вида транспорта на состояние окружающей среды. Так, учащиеся подсчитали, что все виды автомобильного транспорта, движущиеся по центральной улице деревни Полочаны, выбрасывают в атмосферу 4,24 мг/м3 СО2 в час. При этом надо помнить, что ПДК (предельно допустимая концентрация выбросов автотранспорта) по оксиду углерода равна 5 мг / м3.
За истёкший период кружковцы разработали проект туристско-краеведческого маршрута "Сцежкамі Я. Купалы", который впоследствии был включён в районный областной туристско-краеведческий маршруты с посещением старинного усадебно-паркового комплекса "Яхимовщина", Груздовской Петропавловской церкви, костёла Святого Роха и Свято-Богородицкой церкви д. Полочаны, древнего кладбища, Полочанской конно-спортивной школы, курганных могильников у д. Схолино, каменного креста у д.Зоренька. Стоимость экскурсии из Молодечненского регионального туристского центра – 16 тысяч рублей.
В рамках республиканской акции "Жыву  Беларусі і тым ганаруся" ребятами была составлена картосхема Малой родины с отображением исторических, культурных и природных достопримечательностей родного края. Эта работа была отмечена Дипломом 1 степени на районном смотре-конкурсе. В текущем учебном году в рамках республиканского конкурса детских научно – практических проектов "Прозрачные волны Нарочи" кружковцы разработали долгосрочный проект туристско-рекреационной зоны "Яхімоскія пагоркі".
Туристско-краеведческое направление имеют и туристические слёты, которые в нашем районе ежегодно проводятся на турбазе "Вилия". Целью турслётов является пропаганда и развитие туристско-краеведческой работы как одного из средств воспитания. Данное мероприятие способствует развитию познавательной активности учащихся, сплочению детского коллектива. укреплению здоровья и воспитанию морально-волевых качеств подрастающего поколения. На слёте ребята реализуют приобретённые навыки в спортивном ориентировании, преодолении туристской полосы препятствий, участвуют в конкурсах на лучшую туристскую песню, туристскую газету, лучший походный обед, туристский быт и т.д.
Вот уже многие годы учащиеся нашей школы участвуют в различных туристских походах и экскурсиях. Ребята побывали в Бресте, Беловежской пуще, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Белостоке, Кракове. Подобные экскурсии позволяют детям ознакомиться с природными, культурными и социальными объектами посещаемых территорий, сравнить их с достопримечательностями родного края и поделится своими впечатлениями на уроках географии при изучении соответствующей темы или раздела программы.
Незабываемое впечатление оставляют у ребят и туристские походы. С каким нетерпением ждут они лето, чтобы в очередной раз отправиться в туристский поход. Для младших школьников практикуются походы выходного дня, средних – степенные походы, учащихся старшего возраста – категорийные походы. Школьники побывали на горе Дзержинской, в Налибокской пуще, совершили путешествие к истокам трёх рек: Западной Березины, Уши и Свислочи, на гору Маяк, на родину К.Агинского в Залесье, многочисленные степенные походы по территории Молодечненского района. Летом 2007 года был организован и осуществлён велосипедный туристский поход 1 категории сложности по национальному парку "Нарочанский". Ребята за 6 дней преодолели 317 км, проехали по территории трёх областей Беларуси, побывали на озёрах Вишневское, Свирь, Свирнище, посетили заказник "Голубые озёра", город Поставы, страусиную ферму агрофирмы "Новосёлки-Лучай", город Мядель, озёра Баторино, Мястро, Запортово. В августе 2008 года юные туристы школы совершили велосипедный поход 2-й категории сложности по территории Минской и Гроднеской областей, посетили имении Дзержиново, Мирский замковый комплекс, озеро Свитязь, города Новогрудок, Лиду, стеклозавод «Нёман».
Наша работа не остаётся не замеченной. Учащиеся школы являются неоднократными победителями различных районных, областных и республиканских туристко-краеведческих конкурсов, районных туристических слётов, о чём свидетельствуют полученные дипломы и грамоты.
Таким образом, внеклассная работа туристско-краеведческого направления содействует развитию познавательной активности школьников на уроках географии и тем самым способствует повышению внутренней мотивации учащихся к предмету.












Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415