Статья на тему Оценка качества образования в учреждениях дополнительного образования


Артамонова Тамара Иосифовна, методист ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
Оценка качества образования в учреждениях дополнительного образования
Основным направлением государственной политики в области образования выступает повышение его качества, что актуализирует необходимость изменения системы оценки качества, как со стороны самой образовательной системы, так и со стороны общества и государства.
В Санкт-Петербурге региональная система оценки качества образования (РСОКО) создавалась в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 4 декабря 2007 года № 1535 «О программе развития региональной системы оценки общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2010 годы». Для реализации программы были выделены следующие ведущие направления:
создание единой системы индикаторов оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга.
оптимизация региональной системы регламентации (лицензирования и аккредитации) общего и дополнительного образования детей в рамках деятельности органов управления образованием различных уровней.
разработка системы государственно-общественной оценки деятельности образовательных учреждений.
совершенствование системы государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов в формате ЕГЭ и 9 классов в новой форме (государственная итоговая аттестация).
мониторинг здоровьесозидающей деятельности в образовательных учреждениях.
исследование профессиональной компетентности педагогов как фактора качества образования
создание системы оценки качества воспитания в образовательных учреждениях.
Хочется обратить внимание, что отличительной особенностью создаваемой в Санкт-Петербурге модели оценки качества образования является включение в эту систему дополнительного образования. Это обусловлено значительным потенциалом данного вида образования для реализации социального запроса общества на его услуги и востребованностью этих услуг.
До настоящего времени качество дополнительного образования оценивалось только на основе статистических данных, достижений обучающихся в конкурсных мероприятиях (дипломы и грамоты) и достижений педагогических кадров. Поэтому важной составляющей системы оценки качества дополнительного образования стало создание инструмента социально-педагогической оценки деятельности.
Формирование независимой система оценки качества образования, в том числе дополнительного, регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.12.2014 №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность», Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 №286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги», Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2014 №37-р «Об утверждении модели Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования (СПб РСОКО), Положения о СПб РСОКО и критериев СПб РСОКО» и др.).
В Санкт-Петербурге с 2009 года ведётся целенаправленная работа по созданию региональной системы оценки качества образования. В рамках данной работы по инициативе Центра развития дополнительного образования было проведено несколько городских согласованных исследований, в которых приняли участие учреждения дополнительного образования и отделения дополнительного образования детей.
Актуальность создания технологии оценки качества дополнительного образования детей обусловлена:
отсутствием федеральных государственных образовательных стандартов для системы дополнительного образования детей (наличие ФГОС в общем образовании позволяет получить объективную оценку результатов образовательной деятельности на основе итогов государственной аттестации учащихся 9 и 11 классов, в ходе государственной аккредитации общеобразовательных учреждений);
разнообразием видов и направлений деятельности в УДОД и ОДОД, которые затрудняют приведение к «единому знаменателю» образовательные результаты обучающихся;
«самостандартизацией» образовательных результатов в УДОД и ОДОД (самостоятельным определением ожидаемых результатов освоения обучающимися образовательных программ дополнительного образования детей).
Данная технология представляет собой инструмент социально-педагогического измерения различных сторон деятельности учреждения дополнительного образования детей. В ее основе лежат разработки специалистов кафедры социально-педагогических измерений Академии постдипломного педагогического образования под руководством Валентина Федоровича Курлова для учреждений общего образования.
Она включает несколько содержательных компонентов, среди которых можно выделить социально-педагогические индикаторы оценки качества образования и анкеты для сбора информации от участников образовательного процесса и административных кадров.
В Санкт-Петербурге были разработаны критерии региональной системы оценки качества образования.
В перечень критериев оценки качества дополнительного образования детей были включены следующие пункты:
1. Образовательные результаты обучающихся образовательной организации (качество результатов образования и развития способностей обучающихся, стабильность контингента, мониторинг индивидуальных достижений обучающихся, результативность участия обучающихся в международных, всероссийских и региональных конкурсных мероприятиях, удовлетворенность участников образовательного процесса представляемыми организацией образовательными услугами).
2. Качество условий осуществления образовательной деятельности в образовательной организации (кадровые условия, т.е. образование, квалификация, стаж работы, профессиональные достижения педагогических работников, а также, качество инфраструктуры образовательного учреждения и характеристики контингента обучающихся).
3. Управление образовательной организацией (разнообразие образовательных программ, инновационная деятельность, использование информационно-телекоммуникационных технологий в управлении и т.д.).
Одним из компонентов технологии оценки качества являются анкеты для сбора информации. Было разработано 4 вида анкет для участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей) и представителей администрации образовательных учреждений.
По результатам исследования было разработано учебно-методическое пособие (Оценка качества образования в УДОД: учебно-методическое пособие для специалистов учреждений дополнительного образования детей. – РИС ГБОУ ЦО «СПБГДТЮ», 2013).
В 2016 году в Санкт-Петербурге по инициативе городского учебно-методического объединения педагогов-исследователей совместно со специалистами кафедры социально-педагогических измерений СПб АППО в рамках мониторинга оценки качества дополнительного образования проведено городское согласованное исследование, целью которого стало выявление актуальных потребностей родителей и учащихся в дополнительном образовании, оценки их удовлетворенности спектром и качеством услуг дополнительного образования детей.
Исследование проводилось методом анкетного опроса. В качестве диагностического инструментария исследования использованы анкеты для учащихся старше 12 лет, занимающихся в творческих объединениях УДОД и ОДОД, и для их родителей.
Исследование показало высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся качеством образовательных услуг, что обусловлено наличием в УДОД и ОДОД условий по раскрытию творческого потенциала ребенка и возможностей выбора индивидуальных образовательных маршрутов.