Разработка,Образовательная программа дополнительного образования детей «Научное общество физиков»


Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №276
Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогическим советом Директор школы
«___»__________ 2014 г. _______________
Протокол № _________ Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Научное общество физиков»
Возраст обучающихся: 13-17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Педагог дополнительного
образования
Алексеева Е.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ. НОВИЗНА. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ.
Опыт работы в школе показывает, что большие возможности для развития мышления учащихся и их творческих способностей даёт специально организованная внеклассная работа. Из многообразия форм и методов организации внеклассных занятий наиболее эффективными являются исследовательские работы учащихся.
Учебные исследования, проводимые учащимися во внеурочное время, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации, необходимой для учебной деятельности; регулярные наблюдения и измерения формируют умения учащихся самостоятельно работать, что особенно актуально в современной жизни.
Учебные исследования, учитывающие практические нужды школы, а иногда и района, повышают ответственность ребят, поднимают авторитет каждого из них и школы в целом, сближают с реальной жизнью, дают возможность на практике применить свои знания. Актуально и то, что во время выполнения внеклассных заданий исследовательского характера учащимся часто приходиться заниматься общественно полезным трудом. Такой труд способствует не только физическому, но и умственному развитию и является решающим условием для успешной творческой деятельности. Новизна в комплексных заданиях позволяет всесторонне изучить исследуемое явление или объект, что приводит к осознанному пониманию единства и общих закономерностей природы. Самостоятельные исследования побуждают учащихся мыслить масштабно, искать причинно – следственные связи в изучаемых явлениях природы, делать самостоятельные выводы и обобщения, использовать результаты исследований в практике.
Цель программы
Повышение познавательного интереса школьников к физике.
Задачи программы
Образовательные:
Овладение учащимися методами самостоятельности через исследовательскую деятельность.
Овладение знаниями и умениями, необходимыми в научно-исследовательской работе, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Развивающие:
Учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы;
Развивать умение обрабатывать и оформлять результаты исследований.
Воспитательные: Учить высказывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Учить культуре выступления перед аудиторией с докладом.
Содействовать профессиональному самоопределению
Особенностью программы является межпредметная связь с предметами естественнонаучного цикла, а также с информатикой. Особое место в программе занимают лабораторный практикум и опыты. Предусмотрены занятия с виртуальной лабораторией по физике.
Образовательная программа «Научное общество физиков» реализуется в течение одного года и рассчитана на учащихся 13-17 лет. Занятия проводятся по 1 учебному часу два раза в неделю.
Реализация содержания программы осуществляется посредством информационно-познавательных и практически-прикладных технологий. Основными формами обучения являются: проекты, исследования, турниры, конференции, беседы, лекции, практические занятия, экскурсии «на природу», «на производство», доклады, сообщения, творческие отчёты.Ожидаемые результаты освоения программы
Учащиеся должны знать:
Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения и механической энергии , гидростатики, электролиза, распространения света.
Смысл физических величин: плотности, силы, давления, кинетическая энергия, потенциальная энергия, внутренняя энергия, температуры , количество теплоты, влажности воздуха, работа, мощность.
Учащиеся должны уметь:
объяснять физические явления;
предсказывать события, пользуясь при этом основными физическими законами;
самостоятельно проводить необходимые эксперименты для изучения еще непознанного;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
решать жизненные задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск учебной информации;
уметь оформлять результаты своей работы для представления их на научно-практической конференции;
уметь докладывать.

Способы определения результативности
обобщающие диагностические занятия по каждой теме;
отчеты о выполнение лабораторных и практических работ;
участие в играх и олимпиадах.
Формы проведения итогов реализации программы
защита проектов
диспуты
анализ творческой деятельности учащихся
участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях
Описание тем.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Знакомство с целями и задачами программы, правилами поведении во время занятий . ТБ при работе с приборами и материалами.
Отбор материала для исследований. Работа с дополнительной литературой(справочным материалом,)
Отбор материала для исследований (работа с научной литературой)
Проведение научно-исследовательских работ по физике. Работа с прибором для предсказания погоды, изучение сохранение признаков ясной и сухой погоды, наступления ненастья, изучение признаков улучшения погоды, определения скорости ветра, изучение испарения от рода жидкости исследования твердости различных материалов, исследование процесса гальванопластики, исследование явления света на направления роста растений, исследование силы тяжести и влияние на рост растений, изучение силы трения и сопротивления в организмах животных, определение частоты и периода дыхания, оценка энергетических затрат человека в течение суток, исследование подземных грунтовых вод и капиллярных свойств почвы.
Оформление работ.
Создание компьютерных презентаций.
Работа в виртуальной лаборатории (тема по выбору).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ п/п Название раздела, темы Количество часов
теория практика
1 1 ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ, ТБ-
знакомство с целями и задачами программы
правила поведения во время занятий
ТБ при работе с приборами и материалами
2 –
2 Отбор материала для исследований (работа с литературой) 2 2
3 Проведение научно-исследовательских работ по физике 22 22
Создание прибора для предсказания погоды 1 1
Изучение сохранения признаков ясной и сухой погоды 1 1
Изучение признаков наступления ненастья 1 1
Изучение признаков сохранения ненастья 1 1
Изучение признаков улучшения погоды 1 1
Определение скорости ветра 1 1
Исследование зависимости скорости испарения от рода испаряемой жидкости 1 1
Определение теплоты сгорания некоторых пород древесины 1 1
Исследование твёрдости различных материалов 1 1
Исследование процесса гальванопластики 1 1
Исследование отражающей способности материалов, окрашенных в разные цвета 1 1
Исследование влияния света на направление роста растений 1 1
Исследование влияния света на направление роста растений 1 1
Исследование влияния света на направление роста растений 1 1
Исследование влияния силы тяжести направление роста растений 1 1
Исследование влияния силы тяжести направление роста растений 1 1
Изучение силы трения и сопротивления в организмах животных 1 1
Определение частоты и периода дыхания 1 1
Оценка энергетических затрат человека в течение суток 1 1
Оценка собственной мощности 1 1
Исследование подземных грунтовых вод 1 1
Изучение капиллярных свойств почвы 1 1
4 Оформление работ 2 4
5 Создание компьютерных презентаций 1 5
6 Работа учащихся в виртуальной лаборатории «ФИЗИКОН» – 6
Всего часов: 29 39
ИТОГО: 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 классах сельских школ: кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 112с.: ил.
Газета «Физика». Приложение к «Первому сентября».
Глущенко Г.Р. «Интеллектуальные соревнования», Краснодар, 1999 год.
Кабардин О. Ф Внеурочная работа по физике: М.: Просвещение, 1983. – 224с.: ил.
Перельман Я.И., «Занимательная физика». Москва. 1994 год.
Шишкин Н.Н., «Клуб юных физиков». Москва. 1991 год.
Юфанова И.Л., «Занимательный вечера по физике». Москва, 1990 год.
Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога.- М., 1986г.
Глущенко Г.Р., «Интеллектуальные соревнования», Краснодар, 1999 год.
Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике. – М: Школа-Пресс, 2001г.
Манойлов В.Е. Электричество и человек.- Л.: Энергоатомиздат, 1988г.
Перельман Я.И., «Занимательная физика», Москва. 1994 год.
Суорц Кл.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. – М., 1986г.
«Физика -7», А.В. Пёрышкин.- М., Дрофа, 2012 г.
«Физика -8», А.В. Пёрышкин.- М., Дрофа, 2012 г.
«Физика -9», А.В. Пёрышкин.- М., Дрофа, 2012 г.