Статья «Творческий подход к изучению литературных произведений в свете требования ФГОС НОО»


«Творческий подход к изучению литературных произведений в свете требования ФГОС НОО»
Учитель начальных классов
МКОУ Мировской СОШ
Панинского муниципального района
Королева Ольга Васильевна
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из главных задач педагогов становится: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа.
Целью данной работы является обоснование того, что уроки литературного чтения являются основой духовно-нравственного воспитания младшего школьника.
В.Сухомлинский сказал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием  первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
Ученики начальных классов прежде всего должны усвоить понятия о доброте, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарища, формировать в детях чувство ответственности, воспитывать качества патриота, любовь к Родине, семье и ближним.
Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность. В этом плане велика роль уроков литературного чтения. Часто мы говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. Любая сказка - это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом. Современному ребенку мало просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить осмысливать сказку, находить в ней скрытые смыслы и жизненные уроки. Помните? "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". В любой сказке можно найти целый список проблем и пути их решения. Слушая сказки, малыш накапливает некий «банк жизненных ситуаций». И, размышляя над каждой прочитанной сказочной историей, он будет «откладывать» знания в свой актив, постепенно подготавливаясь к жизни и формируя важнейшие нравственные ценности. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
Русские пословицы помогают нам яснее "высветить" намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. 
«Колобок» Чем хвалимся, на том и провалимся. На языке медок, да на сердце – ледок.
«Теремок» Не бравши топор, жилья не срубишь. Легко взято, легко и потеряно.
«Репка» Из многих малых одно большое выходит. Капля по капле и камень долбит.
«Лиса и журавль» Как аукнется, так и откликнется. Каков привет, таков и ответ.
«Курочка, мышка и тетерев» Хочешь есть калачи - не лежи на печи.
«Лисичка со скалочкой» Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить.
«Лёгкий хлеб» Хлеб горбом достают. Без труда не выловить и рыбки из пруда.
«Хаврошечка» Кто правдой живёт, тот добро наживёт. Кто добро творит, того Бог благословит.
«Царевна Несмеяна» Не всё то золото, что блестит. Телу − простор, душе – теснота.
«Морозко» Работай − сыт будешь, молись − спасешься, терпи – взмилуются. Без смиренья нет спасенья.
«Зимовье зверей» Согласного стада волк не берет.
«Заюшкина избушка» На чужой каравай рот не разевай. Пораньше вставай, да свой затевай. И на силу найдётся пересил.
Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.
Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских.
Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное – они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Прочитав рассказ Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» дети пишут о своей бабушке сочинения, проникнутые любовью, добротой, уважением.
Итак, уроки литературного чтения способствуют:
приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;
помогает детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей;
способствует их укоренению в детском уме и сердце;
вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;
даёт детям твердые ориентиры добра на основе веры, надежды, любви;
способствует восприятию интереса к отечественной истории;
воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
вводит детей в круг основных православных традиций, показывают их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;
способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого время провождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному;
создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений.
Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что уроки литературного чтения- это основа духовно-нравственного воспитания младшего школьника.
Чтобы глубже разобрать понятия о добродетелях и пороках, лучше изучать их в паре, чтобы видеть контрастность поступков, поведения или характеров.
Например:
добра - зла,
дружбы - предательства,
правды-ложи,
трудолюбия- лени,
милосердия-жадности,
равнодушия –чуткости,
послушания (почитания) –ослушания (непочтения) родителей и т.п.
Мной выработан следующий алгоритм изучения программного произведения . К примеру, урок литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: В.М.Гаршин«Сказка о жабе и розе» (урок первый)
Шаг 1:
Эмоциональная зарядка: читаем стихотворение, связанное с данной тематикой
Если стихотворение объемное, читаем только 4 первые строчки , в конце урока это стихотворение прочитаем полностью.
Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро – это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом – Добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну, в общем, добро – это что-то такое,
Что объяснить не в силах порою!
Шаг 2:
Словарная работа: разбираем значение слов
(Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями.)
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов:  «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
Шаг 3:
По данной тематике читаем притчу или басню.
Притча «О двух волках»
Когда-то давно один старик своему внуку одну жизненную истину.— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…  Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:— А какой волк в конце побеждает?Старик едва заметно улыбнулся и ответил:— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Шаг 4:Вопрос –ответ:
Ученикам предлагается игра
Какие из следующих поступков являются добрыми делами, а какие – злыми? Объясните ваше мнение.
Шаг 5:
Подбираем пословицы и поговорки о добре и зле ( не более 5-7)
(Во-первых, пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной. Во-вторых, пословицы в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом.
Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию.)
1. Красота спасет мир.
2. Добро победит зло.
3. О хорошем всегда помнят.
4. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
5. Доброе дело два века живёт.
6. Добрые дела и после смерти живут.
Шаг 6:
Переходим и изучению программного произведения.
Дети делают вывод: говорят , что тема урока –это …
Шаг 7:
Читаем с детьми произведение и беседуем.
(Эта короткая сказка учит читателей стремиться к прекрасному и доброму, игнорировать и избегать зло во всех его проявлениях, быть красивыми не только снаружи, но и, прежде всего, в душе)
Шаг 8:
В конце урока читаем стихотворение по данной тематике
Добро со злом неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый
видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
 
Заслужит только
тот награды,
Кто испытание пройдет.
Кувшинчик с кладом
он откроет,
И в мир добра он
с ним войдет.
или слушаем песню «Дорогою добра»
Хочется закончить свою работу словами стихотворения неизвестного автора:
Рождается ребёнок. Ангелок.Душа его – прозрачное стекло.И от того, чем мир его наполнит, Зависит роль, какую он исполнит, Наполнит светом, нежностью, теплом,Душа его откликнется добром.И будет человек тот много летСвечой любви и мира на земле.
Так будем следовать словам С.Соловейчика "Будем потихоньку, не ожидая быстрых результатов, учить маленького человека чувствовать человека".