План-конспект интегрированного урока русского языка и литературы Тема: «Библейские мотивы сопровождаемые именами собственными в творчестве А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой»


План-конспект
интегрированного урока русского языка и литературы
Дата: ________
Класс: 9
Тема: «Библейские мотивы сопровождаемые именами собственными в творчестве А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой»
Цели урока:
1. Обучающая: привлечь внимание учащихся к новому аспекту в изучении творчества А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой; показать духовные, поэтические истоки и своеобразие “Библейских стихов”.; повторить понятие о собственных именах существительных; дать понятия о группах имен собственных, об особенности деления их в зависимости от лексического значения.
2. Развивающая: развивать способности к самостоятельной поисковой деятельности, работе с учебниками, текстами, продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; развивать речевые навыки.
3. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.
Методы: слово учителя, беседа, самостоятельная работа, упражнения, метод анализа языкового материала, объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; поисковый. Оборудование и наглядность: карточки с заданиями для групп, музыкальные иллюстрации к стихотворениям А.Ахматовой и М.Цветаевой; использование мультимедийной презентации.
Тип урока: интегрированный урок.
Эпиграф:
Всё понять и за всех пережить.
М.Цветаева.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
2.Подготовка к восприятию.
(Звучит романс из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина “Метель”)
- Женщина… Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, грустью, вселенской радостью и безграничной печалью.
Сегодня мы поговорим о женщинах, которые достигли славы своим поэтическим талантом, даром Божьим. Они опровергли мнение о том, что поэзия – это привилегия мужчин, их род занятий. Для обаятельнейших женщин, о которых пойдёт разговор, поэзия – не прихоть, не случайность. Она – смысл их жизни, средство выражения своего “я”, отклик сердца на радости и горести бытия.
3.Сообщение темы, целей и задач урока.
Зачитать эпиграф к уроку.
Таков эпиграф, а тема нашего урока посвящена Библейским мотивам сопровождаемым именами собственными в лирике А.Ахматовой и М.Цветаевой. Правда необычно звучит тема нашего урока. Это потому что урок, у нас сегодня интегрированный, и мы с вами на уроке будем активизировать свои знания не только по литературе, но и по русскому языку. Назвать цели урока.
(Звучит симфония №8 Ф.Шуберта.)
Век двадцатый. Век бурь, потрясений и потерь. Он принёс в литературу ещё два нетленных женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе перенесли тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие свои стихи.
Пересказать биографию поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не приземлили бы мыслей и поступков великого человека? Ведь в них, кроме обычного, “прозаического”, содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения.
4.Изучение нового материала.
На прошлом уроке вы были разделены на 2 группы, которым было дано задание подготовить небольшую справку о жизни М.И.Цветаевой и А.А.Ахматовой. Итак слово предоставляется ахматоведам.
Ахматоведы:
В то время я гостила на земле:Мне дали имя при крещенье – Анна,Сладчайшее для губ людских и слуха.Так дивно знала я земную радостьИ праздников считала не двенадцать,А столько, сколько было дней в году…
Справка о жизни А.А.Ахматовой (Приложение № 1)
Ахматова принесла в русскую литературу всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с “Анной Карениной”, Тургенева с “Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже Лескова…”
Эти же слова можно отнести к творчеству Цветаевой. А теперь слово предоставляется 2 группе цветаевцами.
Цветаевцы:
Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья.Я родилась.
Спорили сотниКолоколов.День был субботний:Иоанн Богослов.Мне и донынеХочется грызтьЖаркой рябиныГорькую кисть.
Справка о жизни М.И.Цветаевой (Приложение № 2)
Если сопоставить оба стихотворения, написанные разными поэтами. И посмотреть на тему нашего урока то, что можно заметить? Верно в стихотворении М.И. Цветаевой содержатся имена собственные, а в стихотворении А.А.Ахматовой их нет.
А вы знаете, что имена собственные подразделяются на несколько групп. (Выступление подготовленного ученика Приложение 3)
Сегодня мы с вами глубже изучим такой раздел имен собственных как агионимы.
Агионимы –– это имя собственное, служащее для именования лиц или объектов, на которых, по религиозным представлениям, почивает благодать Божия
Они так же в свою очередь делятся на:
- теоним - имя Бога. В православной традиции в эту группу можно включить наименования Святой Троицы, Лиц Святой Троицы, Спасителя, Небесных бесплотных Сил (Ангелы, Архангелы, Серафимы, Херувимы и др.), Богородицы;
- агиоантропонимы – имена собственные прославленных святых: великомученица Анастасия Узорешительница, преподобный Савва Освященный, апостол Андрей Первозванный, преподобный Серафим Саровский;
- агиотопонимы – имена собственные, обозначающие географические названия. К ним относятся топонимы, образованные от теонимов (Архангельск, Троицк, Богородицк), имен святых (Борисоглебск, Петропавловск), наименований Евангельских событий (Вознесенск, Успенское, Сретенка, Рождественское), важнейших христианских праздников (Воздвиженка, Покровское) и имеющие в сложном наименовании компонент свято- , бого- и в составном наименовании святой (Святогорск, Богослово, Боголюбск, Святой Афон, озеро Святое). Разновидностью топонимов являются агоронимы (названия площадей), годонимы (названия улиц, переулков), гидронимы (названия водных объектов).
- иконимы - имена собственные, обозначающие наименование икон: икона Всех Святых, икона святителя Николая, икона Божией Матери Утоли моя печали»;
- эортонимы – имена собственные, обозначающие названия церковных праздников: Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Собор Архистратига Михаила; святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца; иконы Божией Матери «Знамение»;
- экклезионимы - имена собственные, обозначающие названия соборов, храмов и монастырей, часовен: Свято-Данилов монастырь, Богоявленский Собор, храм Живоначальной Троицы, храм Иверской иконы Божией Матери, храм святого праведника. Иоанна Кронштадского; часовня благоверного князя Александра Невского.
Физмитутка (рефлексия)
Сегодня мы обращаемся к библейским мотивам в творчестве А.Ахматовой и М.И.Цветаевой. И делаем это не случайно. В любых обсуждениях судьбы библейских мотивов в русской поэзии 20 века имена Ахматовой и Цветаевой возникают одними из первых – как авторов “Рахили”, “Лотовой жены” и “Мелхолы”.
А.А. Ахматовой, особенно в ранний период творчества, весьма близок именно библейский взгляд на мир, когда все, что не грех, благословенно.
Именования из Библии и Евангелия помогают А.А. Ахматовой существенным образом раздвинуть границы поэтических произведений, указать, что вопросы, которые поднимает в них автор – вечные: размышления о добре и зле, о сущности веры и неверия существовали всегда.
М.И.Цветаева в своей лирике (как ранней, так и зрелой) очень часто обращается к религиозному наследию христианства как к богатому источнику образов и мотивов. Имена библейских и мифологических персонажей, конфессиональная лексика, названия религиозных атрибутов появляются в ее творчестве. В ее произведениях часто встречаются религиозные образы, стихи датируются названиями церковных праздников, что свидетельствует, хотя бы внешне, о религиозном подходе к жизни.
Давайте проведем анализ ряда стихотворений А.А.Ахматовой и М.И. Цветаевой (Приложение 4), заполнив таблицы (Приложение 5 ), которые лежат у вас на столе и выявим кто из поэтов в большей мере использовал в своем творчестве агионимы и какие именно. Работу мы проведем так же по группам. Каждая группа анализирует произведения своего поэта.
(Звучит музыка)
Итак, предоставляю слово ахматовцам (заслушиваем анализ), а теперь слово вам цветаевцы(анализ).
После всего сказанного группами какой вывод можно сделать? Верно можно сказать что так оба поэта творили почти в одно и то же время и оба они были верующими людьми, то имена собственные религиозного происхождения довольно часто используются в их произведениях и можно сказать в почти равном комичестве.
5.Обобщение.
Сегодня мы проанализировали стихотворения двух замечательных поэтесс – А.Ахматовой и М.Цветаевой. Чуть позже анализ этих стихотворений поможет нам при составлении словесной миниатюры.
- Вам понравились их стихи?
- А кто из вас ранее уже встречался с их стихотворениями?
- Есть желающие почитать свои любимые строки А.Ахматовой или М.Цветаевой?
Спасибо!
6. Домашнее задание.
А теперь небольшое домашнее задание по группам :1 группа - составить словесную миниатюру “Моя Ахматова”
2 группа - составить сиквейн на тему библейские мотивы в творчестве поэтов.
3 группа - составить словесную миниатюру “Моя Цветаева”.
5.Подведение итогов.
- Понравился вам сегодняшний урок? Насколько уютно вы чувствовали себя на нём? (показать карточки) – рефлексия.
Да, урок действительно получился красивым. Наверно потому что он был о Боге, о женщинах…
Женщины… Умные, красивые, талантливые. Всё понять и за всех пережить(показать на доске эпиграф). Они горели сами и освещали путь другим.
На фоне музыки звучат слова:
О вы, служительницы Музы,Связав с поэзией все узы,Вы ей отдались до конца,Крепив, порой, перо борца.Любовь и верность воспевали,В уныние вы не впадали,Святое свято берегли –Иначе жить вы не могли.Пусть тьма всегда огня боится,Пусть всё прекрасное струится!Да будут жить стихи вовек,Пусть не умолкнет строчек бег!Пусть рифма слов не иссякает,Пусть быт восторг не заедает,Пусть радость душу теребит!Поэта сердце не сгорит!
Спасибо за урок.
Урок окончен.
Приложение к уроку № 1
Краткая биография Анны Ахматовой

Анна Ахматова (при рождении – Горенко) родилась 11 (23) июня 1889 года на даче в одесском курортном районе Большой фонтан. Этот факт позволяет включить ее в число знаменитых одесситов, несмотря на то, что уже через 11 месяцев семья Горенко поселилась в Царском Селе, хотя каждое лето они обязательно проводили у Черного моря. Уже в детстве Анна выделялась среди своих ровесниц вызывающим поведением – ходила без шляпки, купалась в море во время шторма, гуляла босяком. Первое стихотворение было написано ей в 11 лет после тяжелой болезни.
 В 1903 году состоялась роковая встреча Анны с Николаем Гумилевым, влюбившимся в необычную девушку с первого взгляда. После долгих и страстных ухаживаний они начали встречаться, но в 1905 на время расстались, когда юноша попытался покончить жизнь самоубийством. В том же году развелись и разъехались родители Анны. Ахматова вместе с матерью переехала на Украину и начала готовиться к поступлению в гимназию, параллельно закрутив роман со студентом-репетитором, закончившийся грандиозным скандалом. В 1906 году состоялось примирение с Гумилевым. Он опубликовал одно из ее стихотворений в альманахе «Сириус». Тогда и родился псевдоним «Анна Ахматова», ведь отец запретил девушке позорить дворянскую фамилию Горенко, на что она начала подписываться девичьей фамилией своей прабабушки. Что интересно, тогда ни Анна, ни Николай не считали ее стихи чем-то выдающимся, осознание редкого таланта пришло позже.
В 1910 году Анна и Николай обвенчались. Скорее всего, Ахматова никогда не любила мужа, ведь уже во время свадебного путешествия в Париже она горячо влюбилась в тогда еще неизвестного художника Амедео Модильяни. Увлечение так и осталось бы чем-то несерьезным, если бы после возвращения в Россию муж вдруг не охладел к молодой жене и не уехал на полгода в Африку в качестве исследователя. Все это время девушка переписывалась с Модильяни и через год отправилась в Париж, повинуясь своим чувствам. Роман был ярким, но непродолжительным, закончившись в том же 1911 году. Модильяни успел сделать 16 рисунков молодой поэтессы, но после войны уцелел лишь один.
 Не без поддержки мужа Ахматова быстро становилась известной поэтессой. Весной 1912 года вышел сборник ее стихов «Вечер», хорошо принятый читателями и критикой, а осенью родился сын Лев. Увы, Анна не была готова к материнству, поэтому не слишком протестовала, когда мальчика забрала к себе мать Гумилева, у которой тот прожил почти 16 лет.
 Сразу после рождения ребенка Гумилев вновь отправился в Африку, а Анна с удовольствием окунулась в светскую жизнь, издав очередной сборник стихов «Четки». Вокруг нее постоянно находились толпы воздыхателей, она дружила с Блоком, Пастернаком, Мандельштамом и другими известными личностями, но самым близким ей человеком был Николай Недоброво, отчаянно влюбленный в нее. Он и познакомил ее со своим другом Борисом Анрепом, с которым у Ахматовой случился один из самых запоминающихся романов в ее жизни, хотя виделись они очень редко. Через два года Борис навсегда уехал в Англию, а она посвятила ему большую часть стихов в сборнике «Белая стая».
 В 1918 году поэтесса попросила у Гумилева развод, чтобы выйти замуж за… Владимира Шилейко, что стало полной неожиданностью для ее окружения. Нелепый брак был неудачным и закончится в 1921 году. Этот год стал сложным в жизни Анны, ведь тогда умер Александр Блок, покончил с собой ее брат Андрей Горенко, а Гумилева арестовали и расстреляли. Все свои переживания она выплеснула в сборнике «Подорожник».
 Период с 1923 до 1954 год стал очень тяжелым для Ахматовой, ведь советская власть не жаловала поэтессу из-за ее дворянского происхождения. Анне то разрешали издаваться, то накладывали запрет на ее имя. Не сложились отношения с подросшим сыном. Льва Гумилева неоднократно арестовывали, в общей сложности он провел в лагерях около 15 лет, обижаясь на мать, что она не помогла ему, хотя это было совсем не так. К тому же периоду относятся странные романы Ахматовой со слабыми мужчинами: Николаем Пуниным, Владимиром Гаршиным и Исайей Берлиным. Ахматова не имела собственного дома и влачила нищенское существование.
 Жизнь начала налаживаться после 1954 года. Запрет на ее творчество был окончательно снят, Льва Гумилева освободили, она получила дачу и возможность выезжать за границу. Умерла поэтесса в 5 марта 1966 года, в дату смерти Сталина, которую она так любила отмечать.
Приложение к уроку № 2
Краткая биография Марины Цветаевой

Цветаева Марина Ивановна (1892-1941 гг.) Родилась в Москве, в семье И. В. Цветаева, известного учёного, основателя Музея изобразительных искусств. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в Лозанне и Фрейбурге. В 16 лет прослушала в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы. Писать стихи начала в детстве. Первые сборники «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912) были одобрены в поэтических кругах.
Годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны были временем стремительного творческого взлёта поэтессы. Октябрьскую революцию не приняла, видя в ней «восстание сатанинских сил». Муж Цветаевой С.Я. Эфрон был офицером белой армии.
В послереволюционные годы Цветаева работала над циклом романтических пьес: «Метель», «Фортуна» и др.
В 1922 Цветаева с дочерью Ариадной уехала за границу к мужу, который учился в Пражском университете. Здесь они прожили три года и в 1925 переехали в Париж.
Обострение отношений с эмигрантскими кругами привело к тому, что её перестали печатать. Последний прижизненный сборник стихов «После России», включавший стихотворения, написанные в 1922-1925, вышел в Париже (1928).
Летом 1939 вернулась в СССР. Вскоре муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия оказалась в лагере. Цветаева зарабатывала на жизнь поэтическими переводами. С началом войны была эвакуирована с сыном в Елабугу. Измученная, одинокая и безработная поэтесса в 1941 покончила жизнь самоубийством.
Цветаева — поэтесса трагического склада, трагической судьбы, она осталась в истории русской литературы «одиноким духом». Романтический максимализм, обреченность любви, неприятие повседневного бытия — темы ее поэтических сборников «Версты», «Ремесло», «После России», поэм «Поэма Горы», «Поэма Конца». Писала эссеистскую прозу — «Мой Пушкин», воспоминания об А. Белом, В. Брюсове, М. Волошине, Б. Пастернаке и дрПриложение к уроку № 3
Имена собственные
Изучением имен собственных занимается наука ономастика
Существуют такие направления ономастики: антропонимика, топонимика, этнонимика, зоонимика, космонимика, агеонимика, теонимика, хрематонимика, карабонимика, эргонимика, прагматонимика.
Антропонимика изучает собственные имена, относящиеся к человеку: имена, фамилии, прозвища и так далее. Все они носят названия антропонимов (от греч. «anthropos» – «человек» и «onyma» – «имя»). Примеры антропонимов: Игорь, Фёдор Михайлович Достоевский, Рюрик, Сталин.
Топонимика (от греч. «topos» – «место», «местность» и «onyma» – «имя») изучает собственные имена географических объектов. Примеры топонимов: Москва, Вашингтон, Эльбрус, Волга. Топонимика в свою очередь также подразделяется на несколько направлений.
Этнонимика (от др.-греч. εθνος — «народ, племя» и δνομα — «наименование, имя») — часть ономастики, занимающаяся этнонимами. Этнонимы – наименования племён, народов, наций.
Этнонимика имеет важное значение при проведении этнографических и исторических исследований. Этнонимика изучает не только самоназвания, но и те имена и названия, данные какой-либо этнической группе другими народами. Она используется также для реконструкции исторических событий, так как в этнонимах сохраняются названия уже исчезнувших народов.
Зоонимика изучает имена собственные (клички) животных. Примеры зоонимов: Мухтар, Мурка, Звездочка, Буцефал
Космонимика изучает наименования зон космического пространства, галактик, созвездий. Примеры космонимов: Весы, Орион, Млечный Путь.
Астронимика изучает имена отдельных небесных тел: планет, комет, астероидов и так далее. Примеры астронимов: Юпитер, Марс, Луна, Венера.
Карабонимика изучает имена собственные кораблей, судов, катеров и так далее. Примеры карабонимов: Аврора, Варяг.
Эргонимика изучает наименования деловых объединений людей. Различают эмпоронимы — названия магазинов; фирмонимы — названия фирм. Сюда же относятся названия парикмахерских, баров, кафе, бильярдных клубов, благотворительных организаций и др.
Прагматонимика изучает наименования товаров и других результатов практической деятельности людей. Различают парфюмонимы — названия парфюмерной продукции, ароматов (Chanel, J'adore, Lauren), чоконимы — названия шоколадной продукции (Кара-Кум, Метелица, Ласточка).
Теонимика изучает собственные имена богов и божеств любого пантеона, а также других мифических лиц. Такие слова называются теонимами. Примеры теонимов: Перун, Сварог, Макошь, Зевс, Арес, Гера, Шива, Тор.
Хрематонимика изучает собственные имена предметов материальной культуры (алмаз Орлов, меч Дюрандаль, пушка Гамаюн).
Хрононимы – собственные имена отрезков времени. Примеры хрононимов: Петровская эпоха, День Победы, Новый год, Отечественная война, Восьмое марта.
Агионимика (от греческого 'святой' и 'имя, название'; ср. агиография — жизнеописание святых) изучает имена святых; каждое из них приурочено к календарному дню. Примеры агионимов: Иоанн Креститель, Илья-пророк.
Стихотворения А.А.Ахматовой
*************
А юность была – как молитва воскресная,
Мне ли забыть её?..
...Напев ХерувимскойУ закрытых дверей дрожит:
Поднимались, как к обедне ранней...
И я стану – Христос помоги! –
На покров этот, светлый и ломкий...
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу...
Я у Бога вымолю прощенье
И тебе, и всем, кого ты любишь.
Много нас таких бездомных,
Сила наша в том,
Что для нас, слепых и тёмных,
Светел божий дом,
И для нас, склонённых долу,
Алтари горят,
Наши к божьему престолу
Голоса летят.

Приложение № 4
***********
И я стану – Христос помоги –
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,

Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить проблемы?

Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети.
Пусть когда - нибудь имя мое
Прочитают в учебниках дети,

И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнутся лукаво.
Мне любви и покоя не дав,
Подари меня горькой славой.
1913г.
**************
Все обещало мне его:
Край неба, тусклый и червонный,
И милый сон под Рождество,
И Пасхи ветер многозвонный,

И прутья красные лозы,
И парковые водопады,
И две большие стрекозы
На ржавом чугуне ограды.
И я не верить не могла,
Что будет дружен он со мною,
Когда по горным склонам шла
Горячей каменной тропою.

************
Вижу выцветший флаг над таможней
И над городом желтую муть.
Вот уж сердце мое осторожней
Замирает, и больно вздохнуть.
Стать бы снова приморской девчонкой,
Туфли на босу ногу надеть,
И закладывать косы коронкой,
И взволнованным голосом петь.
Все глядеть бы на смуглые главы
Херсонесского храма с крыльца
И не знать, что от счастья и славы
Безнадежно дряхлеют сердца.
<февраль> 1913
**********
"Горят твои ладони,
В ушах пасхальный звон,
Ты, как святой Антоний,
Виденьем искушен".
"Зачем во дни святые
Ворвался день один,
Как волосы густые
Безумных Магдалин".
"Так любят только дети,
И то лишь первый раз".
"Сильней всего на свете
Лучи спокойных глаз".
"То дьявольские сети,
Нечистая тоска".
"Белей всего на свете
Была ее рука".
1915
Стихотворения М.И.Цветаевой.
МИРОК
Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
*************
Собирая любимых в путь,
Я им песни пою на память -
Чтобы приняли как -- нибудь,
Что когда-то дарили сами.
Зеленеющею тропой
Довожу их до перекрестка.
Ты без устали, ветер, пой,
Ты, дорога, не будь им жесткой!
Туча сизая, слез не лей, -
Как на праздник они обуты!
Ущеми себе жало, змей,
Кинь, разбойничек, нож свой лютый.
Ты, прохожая красота,
Будь веселою им невестой.
Потруди за меня уста, -
Наградит тебя Царь Небесный!
Разгорайтесь, костры, в лесах,
Разгоняйте зверей берложьих.
Богородица в небесах,
Вспомяни о моих прохожих!
17 февраля 1916
*********
Устилают -- мои -- сени
Пролетающих голубей -- тени.
Сколько было усыновлений!
Умилений!
Выхожу на крыльцо: веет,
Подымаю лицо: греет.
Но душа уже -- не -- млеет,
Не жалеет.
На ступеньке стою -- верхней,
Развеваются надо мной -- ветки.
Скоро купол на той церкви
Померкнет.
Облаками плывет Пасха,
Колоколами плывет Пасха...
В первый раз человек распят -
На Пасху.
22 марта 1916
ТВЕРСКАЯ
Вот и мир, где сияют витрины,
Вот Тверская, — мы вечно тоскуем о ней.
Кто для Аси нужнее Марины?
Милой Асеньки кто мне нужней?
Мы идем, оживленные, рядом,
Все впивая: закат, фонари, голоса,
И под чьим-нибудь пристальным взглядом
Иногда опуская глаза.
Только нам огоньками сверкая,
Только наш он, московский вечерний апрель.
Взрослым — улица, нам же Тверская —
Полувзрослых сердец колыбель.
Колыбель золотого рассвета,
Удивления миру, что утром дано…
Вот окно с бриллиантами Тэта,
Вот с огнями другое окно…
Все поймем мы чутьем или верой,
Всю подзвездную даль и небесную ширь!
Возвышаясь над площадью серой
Розовеет Страстной монастырь.
Мы идем, ни на миг не смолкая.
Все родные — слова, все родные — черты!
О, апрель незабвенный — Тверская,
Колыбель нашей юности ты!
«Как весело сиял снежинками…»
Как весело сиял снежинками
Ваш — серый, мой — соболий мех,
Как по рождественскому рынку мы
Искали ленты ярче всех.
Как розовыми и несладкими
Я вафлями объелась — шесть!
Как всеми рыжими лошадками
Я умилялась в Вашу честь.
Как рыжие поддевки — парусом,
Божась, сбывали нам тряпье,
Как на чудных московских барышень
Дивилось глупое бабье.
Как в час, когда народ расходится,
Мы нехотя вошли в собор,
Как на старинной Богородице
Вы приостановили взор.
Как этот лик с очами хмурыми
Был благостен и изможден
В киоте с круглыми амурами
Елисаветинских времен.
Как руку Вы мою оставили,
Сказав: «О, я ее хочу!»
С какою бережностью вставили
В подсвечник — желтую свечу…
— О, светская, с кольцом опаловым
Рука! — О, вся моя напасть! —
Как я икону обещала Вам
Сегодня ночью же украсть!
Как в монастырскую гостиницу
— Гул колокольный и закат —
Блаженные, как имянинницы,
Мы грянули, как полк солдат.
Как я Вам — хорошеть до старости —
Клялась — и просыпала соль,
Как трижды мне — Вы были в ярости! —
Червонный выходил король.
Как голову мою сжимали Вы,
Лаская каждый завиток,
Как Вашей брошечки эмалевой
Мне губы холодил цветок.
Как я по Вашим узким пальчикам
Водила сонною щекой,
Как Вы меня дразнили мальчиком,
Как я Вам нравилась такой…
Декабрь 1914
Приложение к уроку № 5
Агионимы в произведениях А.А.Ахматовой.
Теонимы(имя Бога) Агиоантропонимы(святые) Иконимы(названия икон) Эклизионимы
(название соборов) Агиотопонимы(географ названия) Эоротопонимы(церковные праздники)
Агионимы в произведениях М.И.Цветаевой.
Теонимы(имя Бога) Агиоантропонимы(святые) Иконимы(названия икон) Эклизионимы
(название соборов) Агиотопонимы(географ названия) Эоротопонимы(церковные праздники)