Конспект урока по окружающему миру на тему Берегите воду 3 класс


1. Ф.И.О. учителя: Бочкарникова Наталья Викторовна
2. Класс: 3
3. Дата: 3 октября
4. Предмет: окружающий мир
5.№ урока по расписанию: 3
Место в системе уроков: 1 урок по теме «Берегите воду. Водоёмы Приморского края»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология групповой работы
Цели: Рассмотреть причины загрязнения водоемов; познакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить ее; расширить знания детей о водоемах Приморского края.
Оборудование: презентация (приложение1), учебник Плешаков А.А. «Мир вокруг нас»
Технология: технология групповой работы, технология развития критического мышления через чтение и письмо
Ход урока:
Организационный момент
Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадку и сформулируйте тему и цели нашего урока
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Жить нельзя нам без….(воды).
Работа по теме урока
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тема нашего урока «Берегите воду» (слайд №1)
Без воды не может жить самое маленькое насекомое, не может расти самая маленькая травка.
Все воды, как и земли, прекрасны.(слайд №2) Тихие пруды и озера, заводи и речки, ласкают взоры и умиротворяют душу, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветье неба, сверкание звезд и сияние Луны. Можно часами любоваться их изменчивой живописной палитрой. Воды не только видимы, но и слышимы нами: в шуме дождя, журчании ручья, в мерных всплесках моря и штормовом гуле океана чудится музыка планеты.
Человек не только любуется водой, он ее использует для своих нужд. (слайд №3) Где человек использует воду?
Конечно, людям требуется не любая вода, а только чистая. Но ее остается все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди.
IV.Постановка проблемы
- Оказывается, вода находится в опасности! Почему?
- Чистой воды на Земле становится меньше, а потребность в ней возрастает. Учитель: Ребята, на адрес нашей экологической дружины « Родничок» пришло сообщение.
Текст: Помогите! Дорогие третьеклассники! Жители планеты Земля! Я обращаюсь к вам за помощью, я задыхаюсь, перенасыщаюсь кислотами и другими ядами от отходов. Помогите мне решить эту проблему. Мировой океан.
Что будем делать?
Дети: постараемся разобраться, в чём проблема, будем искать выход из создавшегося положения, сделаем всё, что в наших силах.
Постараемся помочь.
Учитель: Молодцы. Я так и думала, что вы отзывчивые души. Давайте вместе разберёмся в этой проблеме.
Приём « Фишбоун» (Рыбная кость)
Я предлагаю вам в парах прочитать текст учебника на странице 60 и составить схему, в которой отобразить, как люди загрязняют воду и что необходимо делать, чтобы этого не происходило.
( Учащиеся составляют схему и представляют у доски) (Приложение 2)
- Воды на земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская соленая вода не пригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства. Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.(слайд №4,5,6)
Сказка А.А. Рыжова «Жила-была река»
ЖИЛА-БЫЛА РЕКА
Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: «Какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье!» Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она.
Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся.
Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».
Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.
А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.
Обсуждение:
- Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми?
- Как речка помогала людям?
- Как люди относились к реке? Правильно ли они себя вели? Почему?
- Что случилось с горожанами, когда река ушла?
-Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что еще они могли бы сделать для своей реки?
Вывод: не надо загрязнять водоемы, от этого страдает все живое.(слайд 7)
Водоемы Приморского края
Есть в мире много всяких рек,Великих, сильных, полноводных,Коварных, тихих, благородных,Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,Есть Волга матушка-река.Меконг, Янцзы и Хуанхэ,Где жёлтый берег вдалеке. Амур, Даугава и Миссури,Рассветы там синей лазури.Я слышал Конго, есть река,Темна, опасна, глубока.Есть Амазонка, Ориноко,Текут они в дали далёкой,Есть Нил великий, Ганг огромный,Есть множество - больших и скромных……Но мне милей речушка та, Быстра, прозрачна и чиста,Где я босым мальчишкой в детстве,На даче, летом, по соседству, Рубцом, оставив в сердце память,Нарвал кувшинок жёлтых маме.
- А вы знаете, какие реки протекают в нашем крае?
Сейчас мы с вами посмотрим презентацию и составим кластер по рекам Приморского края. (Приложение 3)
Кластер
Водоёмы Приморского края
Реки Озёра Водопады
Водопадная Ханка Ворошиловский
Амгу Поднебесный Бикин Большой Амгинский Журавлёвка Неожиданный Самарга Партизанская
Уссури
Итог урока
- Что нового вы узнали о значении воды для людей?
- Отчего загрязняется вода в реках, озерах, морях?
- Чем опасно загрязнение воды?
- Как люди охраняют воду от загрязнений?
- Как каждый человек должен беречь воду?
Вывод в учебнике на стр. 61 :Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоемы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм пропускают через очистительные сооружения. Строятся такие предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод. Каждый человек должен беречь воду!
Домашнее задание
Прочитать статью в учебнике «Береги воду» с.57-60
Выполнить задания 1,2 р.т.