Сценарный план литературно-поэтической композиции «Серебряный век русской поэзии», посвященной 100-летию революции 1917 г.


Сценарный план литературно-поэтической композиции
«Серебряный век русской поэзии», посвященной 100-летию революции 1917 г.
№ Сценарный планТехническое оснащение1 Вступительная часть
(На экране транслируется видеоролик о Революции)
Ведущий 1: (слайд 1)Добрый день! Мы рады приветствовать вас на литературно-поэтической композиции «Серебряный век русской поэзии», посвященной 100-летию революции 1917 г.
Ведущий 2: (Слайд 2)Революция 1917 г. что сейчас для нас, новых поколений означают эти слова?
(Слайд 3)«Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось. Начинают заседать». Эти строки – воспоминания и ощущения поэта В. Маяковского в 1917 г. Но что скрывается за этими строками и все ли так же относились к революции как поэт. Давайте попытаемся разобраться вместе.
Фоновая музыка 1. Экранная заставка
2 Основная часть
Ведущий 1: (Слайд 4)Если спросить, что такое революция, то каждый ответит по-своему. Итак, ребята, что такое, на ваш взгляд, революция?
(Ответы учащихся)
Ведущий 2: Действительно, когда мы говорим о революции, то представляется что-то невероятное, молниеносное, страшное. Но главное слово, которое характеризует революцию – перемены. И эти перемены революции 1917 г. касались всего: политической системы, социального устройства, быта, и, конечно же, искусства.
Но обо всем по порядку, разберемся с хроникой революции:
Февральская революция началась как стихийный порыв народных масс. Происходили массовые антиправительственные выступления петроградских рабочих и солдат петроградского гарнизона. Митингующие были недовольны единоличной политикой императора Николая II. Хлебные бунты, антивоенные митинги, демонстрации, стачки на промышленных предприятиях города наложились на недовольство и брожение среди многотысячного столичного гарнизона, присоединившегося к вышедшим на улицы революционным массам. 27 февраля 1917 года всеобщая забастовка переросла в вооружённое восстание; войска, перешедшие на сторону восставших, заняли важнейшие пункты города, правительственные здания. (Слайд 5) В сложившейся обстановке царское правительство проявило неспособность к быстрым и решительным действиям. (Слайд 6) И как итог этих действий 2 марта 1917 г. был подписан Акт об отречении Императора Николая II и власть страны переходит к Временному правительству.
Ведущий 1: Все эти события очень остро воспринимались, в первую очередь, поэтами. (Слайд 7) Это были поэты серебряного века. Их имена вы легко сможете назвать. Итак, каких представителей поэзии серебряного века вы знаете?
(Учащиеся отвечают)
Ведущий 2: (Видеоролик) Да, вы ваши ответы верны. Не все поэты принимали революцию и те коренные преобразования, которые она влекла за собой. Так, многие из них эмигрировали, но продолжили свою литературную деятельность. Вот наиболее известные вам имена: Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Владимир Набоков, Игорь Северянин, Марина Цветаева, Саша Черный и многие другие.
Ведущий 1: В своих произведениях они, конечно же, затрагивали тему революции. Не воспевали ее, не показывали свое негативное отношение к ней. Стихотворения периода эмиграции пронизаны тоской по родине и по той России, которой уже не будет никогда. (Слайд 8) Вот что пишет Марина Цветаева.
(Учащиеся читают стихотворение «Над церковкой — голубые облака…»)
Ведущий 1: (Слайд 9) Зинаида Гиппиус, стихотворение «Сейчас»
(Учащиеся читают стихотворение «Сейчас»)
Ведущий 2: Да, тема революции не могла не звучать в произведениях поэтов серебряного века. И если, февральская революция явилась предпосылкой к преобразованиям и давала надежду на изменения лучшему, то октябрьская революция принесла разочарование для поэтов.
Ведущий 1: (Слайд 10) Владимир Маяковский, Александр Блок, Анна Ахматова – громкие имена серебряного века. Во время революционных событий они оставались в России.
Ведущий 2: (Слайд 11)Владимир Маяковский незамедлительно реагирует на происходящее и пишет Поэтохронику революции.
Граждане! Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде». Сегодня пересматривается миров основа. Сегодня до последней пуговицы в одежде жизнь переделаем снова.
Граждане! Это первый день рабочего потопа. Идем запутавшемуся миру на выручу! Пусть толпы в небо вбивают топот! Пусть флоты ярость сиренами вырычут!
Пишет поэт в апреле 1917 г.
Ведущая 1: А после всех революционных событий Маяковский пишет Октябрьскую поэму «Хорошо», которая является своеобразным поэтическим портретом эпохи. Здесь поэт говорит о революции ни плохо, ни хорошо. А только как свершившийся факт, факт, о котором должны знать потомки. Маяковский стремится здесь наиболее объективно отразить события революции, но все же расставляет некоторые акценты. Поэма написана в 1927 году, к юбилею революции и здесь поэт говорит о том, сколько же всего пришлось пережить людям, стране, чтобы построить новое общество, и сколько еще придется сделать. Маяковский говорит о полосе трудностей, жестокостей, которые выпали на 1917 год и последующие. Но в поэме явно прослеживается надежда на счастливый финал.
Ведущая 2: (слайд 12)Александр Блок в своем очерке «Интеллигенция и революция» прямо выражает свое отношение к революционным событиям, используя такие выражения как: "Россия гибнет", "России больше нет", "вечная память России", слышу я вокруг себя. России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой.
Ведущая 1: Главное произведение А. Блока это, конечно же, поэма «Двенадцать». Давайте послушаем, как начинается поэма.
(Учащиеся читают 1 главу поэмы «Двенадцать»)
Ведущая 2: Что же мы можем здесь увидеть? Образ ветра - это образ чего, как вы считаете?
(Учащиеся отвечают)
Ведущая 2: Да, абсолютно верно, ветер – это образ революции некоей стихии, которая сметает все на своем пути, причем стихия эта всеобъемлющая: «Ветер на всем божьем свете», пишет поэт. Новый мир в поэме символизируют двенадцать красноармейцев – «апостолы новой веры», как принято их называть. Сама поэма построена на контрасте «Черный вечер, белый снег», но «ветер» смывает здесь все границы.
Ведущая 1: Эта поэма получила разные отзывы. Большинство негативно отзывались о ней, и лишь небольшая часть близких поддержала поэта. Безусловно, поэма содержит в себе много ярких оценок, символов, которые нужно читать и воспринимать в совокупности со всеми событиями революции 1917 г. Фоновая музыка 2.
Видеоролик 2
Фоновая музыка 3.
Видеоролик 3
Фоновая музыка 4.
Музыка микшируется.
Музыка микшируется.
Фоновая музыка 5.
3 Заключительная часть
Ведущая 2: (Слайд 13) Среди итогов революционных событий 1917 г можно выделить следующие: вместо Российской империи была образована Советская власть, на несколько лет страна превратилась в мощную аграрную державу, всеобщая грамотность населения, отсутствие безработицы, отсутствие деления на бедных и богатых и т д.
Ведущая 1: (Видеоролик 3) Но ко всем возможным плюсам революции мы должны помнить и о минусах. О том, что в многочисленных войнах, которые вела Россия в годы Советской власти, в результате террора, от различных экономических экспериментов, погибли десятки миллионов человек, судьбы наверняка стольких же людей были сломаны, исковерканы, миллионы покинули страну, став эмигрантами.
Ведущая 2: (Слайд 14) Но, несмотря на произошедшие изменения, и на то, как они отразились в современном мире, мы должны помнить о том, что мы живем в великой стране – России и именно от нас зависит ее благосостояние и процветание. Помните об историческом прошлом, уважайте традиции и любите страну, в которой вы живете.
(Учащиеся читает стихотворение Александра Блока - «Россия»)
Видеоролик 3
Фоновая музыка 6.
Музыка микшируется.