Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе по программе Школа 2100

Окружающий мир (А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан)
68 часов (2 часа в неделю)
Тематическое планирование по окружающему миру составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы «ШКОЛА 2100» и обеспечено УМК: учебниками «Наша планета Земля» в 2-х частях, рабочими тетрадями, тетрадями для проверочных работ, методическими рекомендациями для учителя, авторы А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан.
Пояснительная записка
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Предмет «Окружающий мир» создает фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удается решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
-развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- называть основные природные зоны и их особенности.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.


Распределение учебного материала:

Введение – 4 ч.
Земля и солнце – 16 ч.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта – 8 ч.
Формы земной поверхности – 7 ч.
Земля – наш общий дом – 11 ч.
Части света – 10 ч.
Наша маленькая планета Земля – 3 ч.
Повторение пройденного материала – 4 ч. (по 1 часу в разделах: «Земля и солнце», «Формы земной поверхности», «Земля – наш общий дом», «Наша маленькая планета Земля»)
Часы по усмотрению учителя – 5 ч. (резервные)

ИТОГО: 68 ч.
















Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе.


п/п
Дата

Раздел, тема
Кол-во часов
Планируемые результаты
Виды деятельности





Предметные
Метапредметные и личностные (УУД)


Введение
4
Знать:
- как устроен учебник 2 класса;
- три состояния вещества;
- состав предметов, свойства веществ;
- стороны света;
- Земля имеет форму шара;
- понятие горизонта;
- глобус – модель Земли, вращение Земли;
- цветовые обозначения на глобусе;
- что такое календарь.
Уметь:
- ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться условными обозначениями учебника и тетради;
- различать предметы, относящиеся к живой и неживой природе;
- различать 3 состояния веществ.
Личностные:
- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окр. мира при изучении данной темы;
- ознакомление с терминами «понятие» и «наука» при ознакомлении с общими словами-понятиями.
Регулятивные:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
- планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя;
- умение прогнозировать свою деятельность в соответствии определенным ранее алгоритмом;
- умение контролировать свою деятельность;
- умение корректировать и оценивать способ решения, результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям.


Познавательные:
-осознанно и произвольно стоить речевые высказывания в устной форме;
- уметь пользоваться новыми терминами: «понятие», «наука», «вещество», «календарь», «компас», «горизонт», «стороны света», «полюс», «экватор»; «космос», «небесные тела», «звезды», «планеты», «притяжение Земли», «невесомость», «количество солнечного тепла», «полярная ночь», «полярный день», «полярная станция», «температура воздуха», «облачность», «осадки», «ветер», «круговорот воды в природе», «климат», «погода», «термометр»; «условные знаки», «масштаб», «карта», «план», «река», «гора», «меридианы», «параллели», «модель», «часть света», «материк», «океан», «бассейн реки», «долина», «течение реки», «правый и левый берег», « подземные воды», «бессточное озеро», «проточное озеро»; «экологическая система», «природная зона», «закон природной зональности», «ледяная пустыня», «тундра», «лесная зона», «тайга», «лиственные леса», «степная зона», «пустынная зона», «саванны», «высотные пояса», «страна», «столица», «политическая карта»; «символика страны», «флаг», «герб», «экспонаты»;
- пользоваться глобусом, как моделью Земли, ориентировать с помощью компаса;
- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач.
- уметь сравнивать живую и неживую природу, сопоставлять окружающие предметы и их взаимосвязи;
- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, сопоставлять наблюдаемое с изображением на рисунках, высказывать предположения и аргументировать их;
- уметь проводить опыты под руководством учителя или родителей и отображать результаты исследования в таблицах.
- характеризовать времена года, погодные климатические условия;
- различать смену времен года и смену дня и ночи;
- уметь проводить под руководством учителя или родителей опыты: земное притяжение, измерение температуры воды и воздуха, смена дня и ночи и времен года с помощью теллурия.
- пользоваться глобусом, физической картой России и картой полушарий, планом местности, масштабом, условными знаками;
- характеризовать и сравнивать глобус, карты и план местности, расположение и размеры материков, океанов, растительность и животных, обитающих на том или ином материке, формы земной поверхности, водоемы;
- уметь создавать проекты под руководством учителя «Моделирование формы земной поверхности из песка, глины или пластилина», «Как реки и озера служат людям», «Строим город», «Как стареют горы», «Моя страна».
- уметь пользоваться новыми терминами: - уметь пользоваться картой природных зон, политической картой мира, видеть границы природных зон, различать города и страны;
- уметь сравнивать природные зоны, сопоставлять растительный и животный мир, труд и быт людей разных природных зон;
- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать их при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;
- уметь создавать проекты под руководством учителя «Природные зоны холодного пояса», «Природные зоны умеренного пояса», «Путешествие в теплые края», «Горные экосистемы», «Люди, города и страны».
- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей;
уметь пользоваться политической картой мира, видеть границы материков, различать города и страны;
- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей. - уметь сравнивать географическое положение, особенности климата и рельефа, животного и растительного мира стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды;
- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать их;
- уметь практически работать с глобусом и политической картой, находить и показывать изученные страны мира;
- находить дополнительную информацию о странах с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств; готовить небольшое сообщение или доклад для выступления перед одноклассниками;
- вести наблюдения по плану, принятому на уроке, за особенностями рельефа своей местности, водоёмами;
- уметь строить план местности, работать с контурными картами;
- уметь создавать проекты под руководством учителя «Всемирная выставка», «Мой зоопарк»,
« Путешествие в дальние страны».
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию при ознакомлении с живой и неживой природой;
- формулировать вопросы, выполнять правила работы в парах и группах при проведении опытов и изучении материала;
- уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах.
- игры;
- игры-исследования;
- опыт-наблюдение;
- групповая работа;
- наблюдения-исследования за предметом;
-ориентирование по компасу (практическая работа с компасом);
- работа с иллюстрациями учебника;
- работа с учебником и тетрадью, ИКТ;
- экскурсия;



Как мы будем учиться.
1






Общие слова – понятия.
1







Из чего состоят все предметы.
1






Проверочная работа № 1.
1




Земля и солнце
16 + 1
Знать:
- Земля – планета;
- элементарные сведения об астрономии;
- общее представление о форме и размерах Земли;
- закон всемирного тяготения (притяжение Земли) и его проявления;
- связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, её вращением вокруг Солнца;
- соразмерность ритма в жизни человека с сутками;
- времена года, их особенности;
- правила безопасного поведения в разное время года;
- особенности природных условий на различных участках земного шара;
- понятия: «количество солнечного тепла», «полярная ночь», «полярный день», «полярная станция»;
Уметь:
- характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления;
- сравнивать и различать день и ночь, времена года;
- объяснять движение Земли относительно солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;
- измерять температуру воздуха и воды с помощью термометра;
- сравнивать погоду и климат;
- характеризовать круговорот воды в природе;
- применять полученные знания и умения на уроках в жизни.

- опыты;
-исследования;
- кроссворды;
- наблюдения за природой;
- выполнение заданий в тетрадях;
- экскурсия;
- групповая работа, ИКТ;
- просмотр фильмов «Земля в космосе»;
- работа с
плакатами из
комплекта наглядных пособий для 2 класса;
работа с теллурием.



Природные часы, календарь и компас.
1






Природные часы, календарь и компас.
1






Земля имеет форму шара.
1






Глобус – модель Земли.
1






Повторение по теме «Земля – шар». Проверочная работа
№ 2.
1






Контрольная работа
№ 1. «Предметы. Глобус – модель Земли».
1






Земля в космосе.
1






Притяжение Земли.
1






Смена дня и ночи.
1






Проверочная работа
№ 3.

1






Смена времён года.
1






Смена времён года.







Где на Земле теплее.
1






Погода и климат.
1






Погода и климат.
1






Проверочная работа
№ 4.
1






Контрольная работа
№ 2. «Земля в космосе. Сезонные изменения».
1




Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта.
8
Знать:
- различать план и карту, иметь представление о масштабе; части света, материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте;
- название особых точек и линий на глобусе;
- высоты и глубины различных географических объектов;
- растительность и животных, обитающих на том или ином материке;
- правила безопасного поведения на водоеме в разное время года;
- понятие «бассейн реки»;
- формы земной поверхности;
- правила безопасного поведения на дорогах, в лесу в разное время года;
- рождение гор, их превращение в равнины;
- правила безопасного поведения при землетрясении.
Уметь:
- характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки;
- находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков;
- сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоемы на примере своей местности;
- находить на физической карте России и полушарий разные водоемы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их название;
- извлекать необходимую информацию из дополни-тельных источников;
- применять полученные знания и умения на уроках в жизни





План и карта.
1






План и карта.
1






Глобус и карта.
1






Повторение. Проверочная работа
№ 5.
1






Что изображают на карте.
1






Что изображают на карте.
1






Материки и океаны.
1






Повторение. Проверочная работа
№ 6.
1




Формы земной поверхности
7 + 1






Реки и озёра.
1






Реки и озёра.
1






Равнины и горы.

1






Равнины и горы.

1






Повторение. Проверочная работа
№ 7.
1






Моря и острова.
1






Проверочная работа
№ 8.
1






Контрольная работа
№ 3. «План и карта. Глобус и карта».
1




Земля – наш общий дом
11 + 1
Знать:
- лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные);
- отличительные признаки живых организмов от неживых предметов;
- природные зоны России: общее представление, основные природные зоны;
- смену природных зон на поверхности земли;
- закон природной зональности;
- последствия нарушения экосистемы;
- зоны жаркого пояса: степи, пустыни, саванны и тропические леса;
- горные экосистемы;
- многообразие стран и народов на Земле;
Уметь:
- характеризовать экосистемы;
- описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон;
- объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон;
- находить и показывать на глобусе и политической карте мира страны

- работа с плакатами из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса»;
-групповая
работа, ИКТ;
- работа с иллюстрациями учебника, с разрезными карточками;
- работа с учебником и тетрадью;
- работа с картой «Природные зоны», политической картой;
- решение кроссвордов;
- работа с гербарием;
- выступления с докладами;
- наблюдения в природе;
- составление плана местности.




Экологические системы.

1







Экологические системы.
1






Природная зональность.
1






Природные зоны холодного пояса.
1






Леса умеренного пояса
1






Засушливые зоны умеренного пояса.

1






Путешествие в тёплые края. (Самостоятельная подготовка докладов).
1






Горные экосистемы.
1






Повторение.
Проверочная работа
№ 9.
1






Люди, города и страны.
1






Проверочная работа
№ 10.

1






Контрольная работа
№ 4. «Природные зоны».
1




Части света
10
Знать:
- многообразие стран, народов на Земле;
- территорию материков, их границы, в каких поясах лежат, омывающие океаны, страны и столицы этих материков, населяющие народы, особенности географического положения, животный и растительный мир, достопри-мечательности этих стран;
- карту России, государственную границу России, полезные ископаемые, народы, населяющие Россию, их численность, народные промыслы, символику;
- природу родного края, народы, населяющие край и их численность, природные зоны края;
Уметь:
- называть и показывать на политической карте крупнейшие европейские, азиатские, африканские, американские страны, Австралию и Антарктиду;
- различать флаги этих государств, называть их главные достопримечатель-ности, особенности климата и рельефа, известных людей;
- называть и показывать на карте территорию России, её границу, столицу, свой регион, свой город;
- различать флаг, герб, главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своей страны, города;
- применять полученные знания и умения на уроках в жизни.

- ролевая игра;
- работа с контурными картами, физической, политической картами, картой полушариев;
- работа с плакатами из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса»;
-групповая работа, ИКТ;
- работа с иллюстрациями учебника, с разрезными карточками;
- работа с учебником и рабочей тетрадью;
- выступления с докладами;
- составление кроссворда «Страны Азии», «Страны Азии»;
- работа с энциклопедиями, Интернет – ресурсами;
- наблюдения в природе.




Путешествие тучки по Европе.
1







Путешествие тучки по Европе.

1






Азия.
1








Путешествие в дальние страны (сообщения школьников).

1








Путешествие в дальние страны (сообщения школьников).
1







Путешествие в дальние страны (сообщения школьников).
1






Россия – наша родина.
1






Проверочная работа
№ 11.
1










Экскурсии (формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона)
1






Экскурсии (формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона)
1




Наша маленькая планета Земля
3 + 1







Наша маленькая планета Земля.

1







Наша маленькая планета Земля.
1






Повторение.
1






Контрольная работа
№ 5. « Земля – наш общий дом».
1




Часы по усмотрению учителя
5







Резервные уроки
1







1







1







1







1




ИТОГО:
68















15