Рабочая программа по литературе основной профессиональной образовательной программы по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)


-38100
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Губернский колледж города Похвистнево»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ «ГКП»
____________ В.Г. Иванов
«____»_________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
основной профессиональной образовательной программы
по профессии
150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
2016 г.
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
Предметной (цикловой) комиссией
Председатель ПЦК
_____________Н.В. Петросюк« ____» ___________2016г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по учебной работе
_______________
« _____»_______________2016 г.
Составила: Беликова Н.А. - преподаватель русского языка и литература
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт рабочий ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
Область применения примерной программы
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисципли- ны «Русский язык и литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных про- грамм среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
В ГБПОУ СПО Губернский колледж города Похвистнево изучается как базовая учебная дисциплина в объеме 256 час.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях начального, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 256 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 час;
самостоятельной работы обучающегося 85часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 256
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 171
в том числе: лабораторные работы -
практические занятия 112
контрольные работы 27
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 85
в том числе: доклад
реферат
самостоятельное чтение и анализ произведения
слайдовая презентация
сочинение
сообщение
проект
эссе 13
21
15
9
6
10
8
3
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Литература
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень
освоения
1 2 3 Раздел 1 Литература XIX века
86 ВВЕДЕНИЕ 1 Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства.
1 1
Тема 1.1.
Русская литература первой половины XIX века 1 1
3
Содержание учебного материала
1 Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самостоятельная работа обучающихся: «Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения». 1 Содержание учебного материала 2 1
3
2 А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь поэта Самостоятельная работа обучающихся: Проект: «Женские образы в произведениях А.С.Пушкина (в поэмах и прозе). 1 Содержание учебного материала 1 2
3
3 Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «К морю» и др. Практические занятия Анализ стихотворения «К морю». 1 Самостоятельная работа обучающихся Реферат: «Южные» поэмы А.С.Пушкина». 1 Содержание учебного материала 1 3
3
6 Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина. Вольнолюбивая лирика. Стихотворения: «Вольность», «Деревня» и др. Практические занятия Письменная работа «Патриотические стихотворения А.С. Пушкина «Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой». 0,5 Самостоятельная работа обучающихся Слайдовая презентация темы «Сказки Пушкина» 1 Содержание учебного материала 2 3
3
7 Тема поэта и поэзии. Лирика любви и дружбы. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина. Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия.
Практические занятия Письменный анализ стихотворения «Мадонна» 0,5 Контрольные работы Зачёт: выразительное чтение стихотворений Пушкина наизусть. 1 Самостоятельная работа обучающихся Сообщение: «Повести Белкина в кино». 1 Содержание учебного материала 1 3
8 Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ Петра. Развитие реализма в творчестве Пушкина Практические занятия Чтение и комментирование эпизодов поэмы «Медный всадник». 1 Самостоятельная работа обучающихся Реферат: « Идейно- художественное своеобразие романа в стихах «Евгений Онегин». 0,5 Содержание учебного материала
1 2
3
9 В. Г. Белинский о Пушкине. Тест по творчеству А.С.Пушкина. Практические занятия Обучение конспектированию по статье В. Белинского «Сочинения Александра Пушкина» 0,5 Контрольные работы Тест по творчеству А.С. Пушкина 0,5 Самостоятельная работа обучающихся Сочинение по творчеству А.С.Пушкина. Реферат: «Место и значение поэтов пушкинской «плеяды» в русской поэзии. Своеобразие поэзии Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова, Д.В. Веневитинова». 2 Содержание учебного материала 1 1
3
10 М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Самостоятельная работа обучающихся: Реферат: «Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон», диалектика добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме». 1 Содержание учебного материала
2 2
3
11 Основные мотивы лирики. Мотивы одиночества. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество. Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Памяти А. И. Одоевского», «Желание».Практические занятия Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Родина». Выразительное чтение стихотворений . 2 Самостоятельная работа обучающихся Эссе: «Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»). Чтение глав «Тамань», «Княжна Мери» из романа «Герой нашего времени». 1 Содержание учебного материала 2 2
3
12 В.Г. Белинский о Лермонтове. Развитие понятия о романтизме. Практические занятия Конспектирование статьи В.Белинского «Стихотворения М.Лермонтова» (1841) 1 Контрольные работы Зачёт по стихам М.Ю Лермонтова 1 Самостоятельная работа обучающихся. Сообщение: Идейно-художественное своеобразие драмы «Маскарад». 1 Содержание учебного материала 5 13 Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Реализм. Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев) Практические занятия «Приёмы комического в повести Н.В.Гоголя «Портрет». 1 2
3
Контрольная работа. Тест по литературе 1 половины 19 в. 1 Самостоятельная работа обучающихся. Сообщение: «Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла поэмы «Мёртвые души». 1 Содержание учебного материала 1 1
3
Тема 1.2.
Русская литература второй половины XIX века
1 Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика. Самостоятельная работа обучающихся: Доклад: «Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма в XIX в». 1 Содержание учебного материала 8 1
2
3
2 А.Н. Островский. Сведения из биографии. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.
Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.
Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.
Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы. Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза». Комедии Островского «Свои люди – сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты» (одна из комедий по выбору учителя и учащихся). Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Практические занятия Чтение и комментирование эпизодов пьесы. Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры. Конспектирование статьи Н.А.Добролюбова «Тёмное царство» 4 Контрольные работы Сочинение по творчеству А.Н.Островского 2 Самостоятельная работа обучающихся: Чтение пьесы «Бесприданница»; сообщение: «Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях». 1 Содержание учебного материала 6 1
2
3
3 И.А. Гончаров. Сведения из биографии. «Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.). Практические занятия: Анализ эпизодов: «Сон Обломова», «День Ильи Ильича»,«Друзья Обломова»; сравнительная характеристика «Обломов и Штольц». 4 Контрольные работы Конспект статьи Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?» 1 Самостоятельная работа обучающихся Сообщение: «Идейно-художественное своеобразие романов И.Гончарова «Обрыв», «Обыкновенная история». 1 Содержание учебного материала 6 1
4 И.С. Тургенев. Сведения из биографии.
«Отцы и дети». Смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя. Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.
Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович). Практические занятия Основные идеи романа. Анализ образа главного героя романа. 2 3
Контрольные работы Сочинение по роману «Отцы и дети» 2 Самостоятельная работа обучающихся Доклад «И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие». 1 Содержание учебного материала 2 1
5 Н.Г. Чернышевский. Сведения из биографии.
Роман «Что делать?» (обзор).
Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции. Изображение “допотопного мира” в романе. Образы “новых людей”. Теория “разумного эгоизма”. Образ “особенного человека” Рахметова. Роль снов в романе. Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала романа. Содержание учебного материала 3 1
2
3
6 Ф.И.Тютчев. Сведения из биографии. Лирика.
Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.
Практические занятия Анализ «коротких» стихотворений. Выразительное чтение стихотворений наизусть по выбору обучающихся. 2 Самостоятельная работа обучающихся Реферат «Адресаты любовной лирики Ф.Тютчева». 1 Содержание учебного материала 2 1
2
3
7 А.А. Фет. Сведения из биографии.Лирика.
Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.
Практические занятия Анализ стихотворений «На заре ты её не буди», «Это утро, радость эта…»
1 Самостоятельная работа обучающихся Доклад «Жизнь природы в лирике А.Фета».
1 Содержание учебного материала 2 2
8 А.К. Толстой. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Колокольчики мои…», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Тебя так любят все; один твой тихий вид...», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Ты не спрашивай, не распытывай...».Практические занятия Анализ выразительных средств в стихотворениях А.К.Толстого 1 Контрольные работы Зачёт: чтение наизусть стихотворений Ф.Тютчева, А.Фета, А.К.Толстого 1 3
Содержание учебного материала 3 2
3
9 Н.А. Некрасов. Сведения из биографии. Лирика.
Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя. Интимная лирика.
Практические занятия Чтение и анализ стихотворений «Памяти Добролюбова», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Родина». 1 Контрольные работы Зачётная работа:Письменный анализ стихотворения 1 Самостоятельная работа обучающихся Реферат: «Н.А. Некрасов – организатор и создатель нового «Современника».
1 Содержание учебного материала 5 2
3
10 Н.А. Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века. Критики о Некрасове (Ю. Айхенвальд, К. Чуковский, Ю. Лотман) Практические занятия Образ женщины в поэме. Образ Гриши Добросклонова.Сатирическое изображение «хозяев жизни».
2 Контрольные работы Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо». 2 Самостоятельная работа обучающихся Сообщение: « Формирование идеи революционного народничества в России в 1870-х-1880-х г.г.».
1 Содержание учебного материала 5 1
2
3
11 Н.С. Лесков. Сведения из биографии.
Повесть «Очарованный странник».
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Практические занятия Тема дороги в повести. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. 2 Контрольные работы Письменный ответ на вопрос: «В чём видит счастье Иван Флягин?» 1 Самостоятельная работа обучающихся Проект: «Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»)». 4 Содержание учебного материала 4 1
12 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии.
«История одного города» (обзор). (Главы:«Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.
Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»). Практические занятия Объекты сатиры и сатирические приёмы в повести «История одного города». 1 2
Контрольные работы Анализ эпизода в главе «Органчик». 1 Самостоятельная работа обучающихся Слайдовая презентация ««Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, их основные темы, фантастическая направленность, эзопов язык» 1 3
Содержание учебного материала 7 1
2
3
13 Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии.
«Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Д.Писарев о романе.
Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского. Практические занятия « Сны Раскольникова», « Роль пейзажа в романе», «Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова», «Суть теории Раскольникова». 3 Контрольные работы Сочинение по роману «Преступление и наказание».
1 Самостоятельная работа обучающихся Реферат: «Идея, нравственная проблематика и система образов в романе Ф.М.Достоевского «Идиот». 1 Содержание учебного материала
7 1
2
3
14 Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.
Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции романа. Художественные принципы Толстого. Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.
Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Практические занятия «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Картины войны 1812 года. Женские образы в романе- эпопее. Любимые герои Толстого, их судьбы. Светское общество в романе. 4 Контрольные работы Анализ одного из образов романа.
1 Самостоятельная работа обучающихся Сообщения: «Значение образа Платона Каратаева», «Образ Наташи Ростовой», «Тема любви в романе».
1 Содержание учебного материала
3 1
3
15 Идейные искания Толстого. Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Теория литературы: понятие о романе-эпопее. Контрольные работы: Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого. 2 Самостоятельная работа обучающихся Сообщение: «Духовные искания Л.Толстого в романе «Анна Каренина». 1 Содержание учебного материала 4 1
3
16 А.П. Чехов. Сведения из биографии. Периодизация творчества Чехова. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Палата № 6», «Дом с мезонином». Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Практические занятия Анализ рассказов: «Ионыч», «Человек в футляре», «Палата №6». 2 Самостоятельная работа обучающихся Реферат: «Поиски положительного героя и идеалов А.П. Чехова в рассказах («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья»)». 1 Содержание учебного материала 2 1
3
17 Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. Комедия «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.
И. Анненский о Чехове. Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга. Практические занятия Анализ сцен пьесы «Вишнёвый сад».
1 Контрольные работы Сочинение по творчеству А.П.Чехова.
1 Самостоятельная работа обучающихся Слайдовая презентация «Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества». 1 Тема 1.3
Зарубежная
литература
Содержание учебного материала 2 1
3
1
В. Шекспир «Гамлет». Практические занятия Анализ системы образов пьесы. 1 Самостоятельная работа обучающихся Доклад: «Трагедии Шекспира «Король Лир», «Ромео и Джульетта. Конфликт, система образов.».1 Содержание учебного материала 1 1
3
2
О. Бальзак «Гобсек» Практические занятия Анализ образов главных героев повести. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Проект: « Человеческая комедия Оноре де Бальзака». 4 Содержание учебного материала 1 1
3
Г. Флобер «Саламбо». Самостоятельная работа обучающихся. Доклад: Роман Г.Флобера «Госпожа Бовари». 1 Содержание учебного материала 2 1
3
4
Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо, О. Ренуар, П. Малларме и др.). Практические занятия Выразительное чтение стихотворений Бодлера, Рембо и др. 1 Контрольные работы Тест по разделу «Литература XIX века» 1 Самостоятельная работа обучающихся: Проект: Импрессионизм в литературе, живописи, музыке». 4 Раздел 2.Литература XX века
85 ВВЕДЕНИЕ Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. 1 1
Тема 2.1
Русская литература на рубеже веков
Содержание учебного материала 2 1
1 И.А. Бунин. Сведения из биографии.
Рассказы: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Чистый понедельник», «Митина любовь», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи». Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Поэтика И. А. Бунина. Практические занятия Анализрассказов: « Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник», «Митина любовь», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи». 2 Самостоятельная работа обучающихся Сообщение: « Идейно-художественное своеобразие рассказов из сборника: «Тёмные аллеи». 1 3
Содержание учебного материала 1 1
3
2 А.И. Куприн. Сведения из биографии.
Рассказы: «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет».
Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Смысл названия повести «Гранатовый браслет», спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна. Практические занятия Идейно –художественное своеобразие рассказа «Гранатовый браслет». 1 Контрольные работы Сочинение по творчеству И.Бунина, А.И.Куприна. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Доклад «А.И. Куприн. Тема любви в произведениях писателя». 1 Тема 2.2
Поэзия начала ХХ века
Содержание учебного материала 2 1
2
3
1 Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.; общая характеристика творчества(стихотворения не менее трех авторов по выбору). Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Практические занятия Чтение и разбор стихов К.Бальмонта,Игоря Северянина, Николая Гумилёва. 1 Самостоятельная работа обучающихся Проект: «Серебряный век русской поэзии» 4 Содержание учебного материала 2 1
3
2 Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок). Практические занятия Урок-концерт по творчеству поэтов Серебряного века. 1 Контрольные работы Зачёт по стихотворениям поэтов Серебряного века. 1 Самостоятельная работа обучающихся Эссе : «Русское искусство начала XX века». 1 Содержание учебного материала 2 2
3
3 М. Горький. Сведения из биографии.
Ранние рассказы: «Челкаш», «Коновалов», «Страсти-мордасти», «Старуха Изергиль». Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. Практические занятия Анализ рассказов « Макар Чудра», «Коновалов», «Старуха Изергиль». 2 Самостоятельная работа обучающихся: Устный обзор трилогии «Автобиографические повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»
1 Содержание учебного материала 2 1
3
4 М. Горький. «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист. Теория литературы: развитие понятия о драме. Практические занятия Анализ эпизодов пьесы. Речевая характеристика героев.
2 Контрольные работы Сочинение по творчеству А.М.Горького.
1 Самостоятельная работа обучающихся : Сообщения: «Горький и МХАТ», « Горький – романист».
1 Содержание учебного материала
2 1
2
3
5 А.А. Блок. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Кармен»: «Скифы». Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Практические занятия Анализ выразительных средств в цикле : «Стихи о Прекрасной Даме». 1 Контрольные работы Зачёт: наизусть 2 стихотворения Блока (по выбору). 1 Самостоятельная работа обучающихся Доклад: «Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока». 0,5 Содержание учебного материала 2 3
6 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.
Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме. Практические занятия Характеристика образов красноармейцев. Анализ художественных средств. 2 Самостоятельная работа обучающихся Чтение и анализ поэмы «Соловьиный сад». 1 Тема 2.3
Литература 20-х годов (обзор)
Содержание учебного материала 1 3
1 Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.
Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др. Крестьянская поэзия 20-х годов (С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков, П. Васильев).Практические занятия Составление таблицы «Литературные группировки и журналы 20-х годов» 1 Самостоятельная работа обучающихся Доклад: «Тема России и революции в творчестве поэтов,А.Блока» 1 Содержание учебного материала 1 1
3
2 Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14–69» Вс. Иванова, «Конармия» И. Бабеля, «Голый год» Б. Пильняка, «Белая гвардия» М.Булгакова и др.).
Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Аэлита» А. Толстого). Практические занятия Анализ глав повести «Голый год» Б.Пильняка. 1 Самостоятельная работа обучающихся Реферат: «Изображение Гражданской войны в романе М.Булгакова «Белая гвардия» и в цикле «Донские рассказы» М.А.Шолохова. 1 Содержание учебного материала 2 1
3 Интеллигенция и революция в литературе 20-х годов («Города и годы» К. Федина, «Хождение по мукам» А. Толстого, «В тупике» В. Вересаева).Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.).
Становление жанра романа-антиутопии в 20-е годы – становление нарастающей тревоги за будущее («Мы» Е. Замятина, «Чевенгур» А. Платонова).
Альтернативная публицистика 20-х годов («Грядущие перспективы» М. Булгакова, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Письма Луначарскому» В. Короленко, «Окаянные дни» И. Бунина и др.). Практические занятия Объекты сатирического изображения в рассказах М.Зощенко: «Аристократка» и др. 1 3
Самостоятельная работа обучающихся Эссе «Публицистика 20-х годов: «Несвоевременные мысли» М Горького, «Окаянные дни» И.Бунина». 1 Содержание учебного материала 2 1
2
3
4 В.В. Маяковский. Сведения из биографии.Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», поэмы: «Про это», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник».
Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатирические стихи Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».
Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.
Сатира Маяковского. Пьесы «Клоп», «Баня» (одна из пьес по выбору). Практические занятия Анализ образного строя стихотворений «Разговор с фининспектором о поэзии», «Прозаседавшиеся», «О дряни». Объекты сатиры в пьесе «Клоп».
2 Контрольные работы Выразительное чтение стихотворений наизусть (по выбору 1-2 с.). 1 Самостоятельная работа обучающихся Чтение поэмы «Во весь голос», анализ художественных средств. 1 Содержание учебного материала 2 1
3
5 С.А. Есенин. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Практические занятия Самостоятельная работа «Символика цвета в стихотворениях С.Есенина». 1 Контрольные работы Зачёт: стихи С Есенина наизусть. 1 Самостоятельная работа обучающихся Письменный анализ стизтворения : «Русь советская» 1 Содержание учебного материала 2 1
2
3
6
«Анна Снегина» – поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.
Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности. Практические занятия Анализ сюжета, композиции, системы образов, художественных средств поэмы.
1 Контрольные работы Тест по творчеству А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина
1 Самостоятельная работа обучающихся Сочинение по творчеству А.Блока, В.Маяковского,С.Есенина.
1 Тема 2.4
Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор)
Содержание учебного материала 1 1 Становление новой культуры в 30-е годы. Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Практические занятия Литературные группировки и объединения 30-х годов (работа со статьёй учебника В.А.Чалмаева, С.А. Зинина). 1 Содержание учебного материала 1 1
3
2 О.Э. Мандельштам. Сведения из биографии.
«NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим».
Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама. Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности. Практические занятия Анализ стихотворений: «За гремучую доблесть….», «Я вернулся в мой город….» 1 Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение: «Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве О. Мандельштама». 1 Содержание учебного материала 2 1
3
3 А.П. Платонов. Сведения из биографии. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Повесть «Котлован».
Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя. Практические занятия Анализ художественных особенностей рассказа. Изображение коллективизации в повести «Котлован». 2 Контрольные работы Письменный ответ на вопрос: «Реальное и фантастическое в повести А. Платонова «Котлован». 1 Содержание учебного материала 1 1
3
4 И.Э. Бабель. Сведения из биографии.
Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль». Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.
Теория литературы: развитие понятия о рассказе. Практические занятия Гражданская война глазами И.Бабеля: анализ рассказов: « Переход через Збруч», «Письмо», «Мой первый гусь», «Соль» и др.
2 Самостоятельная работа обучающихся Сочинение: «Война глазами Лютова».
1 Содержание учебного материала
3 1
5 М.А. Булгаков. Сведения из биографии.
Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры. Фельетоны 20-х годов, «Записки юного врача», «Морфий», «Записки на манжетах», «Театральный роман». Практические занятия: «Сатирическое изображение советской действительности 30-х годов», «Ершалаимские главы», «Любовь в романе»; киноурок-обобщение «По страницам романа М.Булгакова»
3 Контрольные работы Сочинение по творчеству М.Булгакова.
2 Самостоятельная работа обучающихсяСообщение: «Булгаков – драматург: Сатирические пьесы М.Булгакова».
1 Содержание учебного материала 4 1
3
6 М.А. Шолохов. Сведения из биографии. «Тихий Дон» (обзорное изучение). Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. Практические занятия «Образ Григория Мелехова», «Судьба казачества в переломный момент истории», «Женские образы в романе». 3 Контрольные работы Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» 1 Тема 2.5
Литература русского
Зарубежья Содержание учебного материала 1 1
1 В.В. Набоков. Сведения из биографии. Роман «Машенька».
Тема России в творчестве Набокова. Проблематика и система образов в романе. Описание эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Смысл финала романа.
Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.
Самостоятельная работа обучающихся: Слайдовая презентация: Тематика и проблематика творчества писателей русского литературного Зарубежья 40х-90хгодов: В Набокова,И.Бродского, В. Некрасова и др. 2 Тема 2.6
Литература периода Великой Отечественной войны и
первых
послевоенных лет
Содержание учебного материала 1 1
2
1 Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой. Практические занятия Анализ произведений публицистики первых военных месяцев. 1 Самостоятельная работа обучающихся Слайдовая презентация: «Патриотическая поэзия и песни Великой Отечественной войны».
1 Содержание учебного материала 2 1
3
2 Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Исаковского, М. Алигер, Ю. Друниной, М. Джалиля и др. Практические занятия Чтение и анализ стихотворений, прослушивание песен. 1 Контрольные работы Зачёт: выразительное чтение наизусть 1-2 стихотворений о войне. 1 Содержание учебного материала 2 1
3
3 Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.
Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. Практические занятия Индивидуально подготовленные сообщения детей. 1 Самостоятельная работа обучающихся. Реферат «Военная тема в творчестве М. Шолохова».
1 Содержание учебного материала 2 1
4 Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др .Практические занятия Анализ повестей «Убиты под Москвой» В.Некрасова, «Сашка», «Прокляты и убиты» В.Астафьева. 2 3
Контрольные работы Сочинение по военным произведениям, написанным в годы войны или позже» 1 Содержание учебного материала 2 1
2
3
5 А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь.
Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя». Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Практические занятия Анализ стихотворений: «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя».1 Контрольные работы Выразительное чтение стихов наизусть.. Зачёт. 1 Содержание учебного материала 1 2
3
5 А.А.Ахматова. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Практические занятия Чтение и комментирование поэмы. 1 Самостоятельная работа обучающихся Реферат: «Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве Ахматовой» 1 Содержание учебного материала 2 1
2
1
6 Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений. Практические занятия Анализ художественных средств стихотворений: «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Гамлет». Выразительное чтение стихотворений. 2 Самостоятельная работа обучающихся: Реферат: «Идейно-художественное своеобразие романа «Доктор Живаго». 1 Содержание учебного материала 1 1
2
172 Б.Л. Пастернак. Поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт» (одна из поэм по выбору). Практические занятия Видение автором революции 1905 года в поэме «Девятьсот пятый год» - чтение фрагментов с комментариями.
1 Самостоятельная работа обучающихся Чтение и анализ стихотворений из романа «Доктор Живаго». 1 Содержание учебного материала 1 1
2
7 А.Т. Твардовский. Сведения из биографии. Лирика.Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты, дура смерть, грозишься людям», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» и др.Практические занятия Комплексный анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом…». 1 Контрольные работы Выразительное чтение стихотворений наизусть. 1 3
Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение: А. Твардовский «Василий Теркин». Книга про бойца – воплощение русского национального характера. 1 Содержание учебного материала 1 2
8 Сатира А.Т.Твардовского. Поэма «Тёркин на том свете». Практические занятия: Анализ поэмы: чтение отрывков с комментариями. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Доклад: «Поэма А. Твардовского «Дом у дороги»: проблематика, образы героев». Сочинение по творчеству А.Ахматовой, Б. Пастернака, А.Т.Твардовского. 2 Тема 2.7
Литература 50–80-х годов (обзор)
Содержание учебного материала 1 1
2
1 XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П.Нилин «Жестокость», В.Дудинцев «Не хлебом единым...» и др. Практические занятия Анализ отрывка из романа П.Нилина «Жестокость». 1 Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение: «Роман В.Дудинцева «Белые одежды»: сюжет, идея, система образов». 1 Содержание учебного материала 1 1
3
2 Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Богомолов «Момент истины», В.Кондратьев «Сашка», В.Быков «Сотников», Б.Окуджава «Будь здоров, школяр» и др.Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения. Практические занятия Анализ повести В.Кондратьева «Сашка». 1 Контрольные работы Сочинение «Человек на войне» (по произведениям Ю.Бондарева, В.Богомолова, В.Быкова, В.Кондратьева и др. 1 Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение: «В.Быков. «Сотников». Сюжет, система образов». 1 Содержание учебного материала 2 1
2
3 Поэзия 60-х годов. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др.Практические занятия Чтение и анализ стихотворений .1 Самостоятельная работа обучающихся Проект: «Поззия «оттепели». 4 Содержание учебного материала 1 1
2
4 «Городская» проза (В. Аксенов, Ю. Трифонов, В. Дудинцев и др.).
«Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, В.Астафьева и др. Практические занятия Анализ повести В.Астафьева «Царь-рыба».
1 Самостоятельная работа обучающихся : Проект: «Деревенская» тема в творчестве С. Белова.
4 Содержание учебного материала
1 1
2
3
5 Драматургия (пьесы А. Володина «Пять вечеров», А. Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В.Розова «Гнездо глухаря» и др.)Практические занятия Отличительные особенности драматического произведения (на примере пьесы А..Арбузова «Иркутская история»). 1 Самостоятельная работа обучающихся Доклад:Социально-психологические драмы А. Арбузова «Иркутская история», «Сказки старого Арбата», «Жестокие игры».
1 Содержание учебного материала
1 1
2
6 Тема утраты исторической памяти: «Прощание с Матерой» В. Распутина, «Буранный полустанок» Ч. Айтматова и др.
Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, о взаимоотношениях человека и власти в произведениях Б. Окуджавы, Н. Эйдельмана, В. Пикуля и др.
Автобиографическая литература. К. Паустовский, И. Эренбург. Практические занятия Анализ повести В.Распутина «Прощание с Матёрой». 1 Самостоятельная работа обучающихся Проект: «Философские романы Ч. Айтматова: «Буранный полустанок»,
«И дольше века длится день», «Плаха». 4 Содержание учебного материала 1 1
3
7 Публицистика. Журналы этого времени, их позиция. («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.).
Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др. Самостоятельная работа обучающихся Презентация темы: «Философская фантастическая проза А. и Б. Стругацких». 1 Содержание учебного материала 1 8 Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.
Многонациональность советской литературы. Практические занятия Урок-концерт по творчеству В.Высоцкого, Ю.Визбора, Б.Окуджавы, А.Галича. 2 Самостоятельная работа обучающихся Слайдовая презентация: «В.Высоцкий: жизнь и творчество» 1 Содержание учебного материала 1 1
2
3
9 А.И. Солженицын. Сведения из биографии.
Рассказ «Один день Ивана Денисовича».Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Практические занятия Анализ художественных особенностей рассказа «Один день Ивана Денисовича». 2 Самостоятельная работа обучающихся Обзор: ««Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». 1 Содержание учебного материала 2 1
2
3
10 В.Т. Шаламов. Сведения из биографии.
«Колымские рассказы» (два рассказа по выбору). Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность. Практические занятия Анализ рассказа «Сентенция» (возможен выбор других рассказов). 1 Самостоятельная работа обучающихся Проект: «Лагерная» проза в советской литературе. По произведениям В.Шаламова «Колымские рассказы», О.Волкова «Погружение во тьму». 1 Содержание учебного материала 3 1
11 В.М. Шукшин. Сведения из биографии.
Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина. Практические занятия Анализ художественных особенностей рассказов В.Шукшина «Срезал», «Сапожки», «Чудик», «Волки», «Обида». 1 2
3
Контрольные работы Сочинение: «Герои-чудики в рассказах Шукшина». 1 Самостоятельная работа обучающихся Реферат: «Повесть В.Шукшина «Калина красная». 1 Содержание учебного материала 2 1
2
3
12 Н.М. Рубцов. Сведения из биографии. Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).
Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова. Практические занятия Анализ художественных особенностей стихотворений «Звезда полей», «Видения на холме», «Тихая моя Родина» и др. 1 Контрольные работы Зачёт: стихотворения (1-2 по выбору) Н.Рубцова наизусть. 1 Самостоятельная работа обучающихся Реферат: «Н. Рубцов. Развитие есенинских традиций в книгах «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы» и др. 1 Содержание учебного материала 1 1
2
3
13 А.В. Вампилов.Сведения из биографии.
Пьеса «Провинциальные анекдоты» (возможен выбор другого драматического произведения).
Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова. Тема 2.8
Русская литература последних лет (обзор) Практические занятия Анализ художественных особенностей пьесы «Провинциальные анекдоты». Самостоятельная работа обучающихся Презентация: «Экранизация произведений А.Вампилова (по пьесам «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске»). 1 Содержание учебного материала 1 1
1 Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов. Самостоятельная работа обучающихся: Работа с интернет-ресурсом. Доклад: «Художественное освоение повседневного быта современного человека в «жестокой» прозе Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой и др.» 1 Тема 2.9
Зарубежная литература (обзор) Содержание учебного материала 2 1
2
1 И.-В.Гете. «Фауст». Э. Хемингуэй. «Старик и море».
Э.- М. Ремарк. «Три товарища». Г. Маркес. «Сто лет одиночества».
П. Коэльо. «Алхимик». Практические занятия Анализ отрывков из произведений П.Коэльо «Алхимик», Г.Маркеса «Сто лет одиночества». 1 Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельное чтение и анализ романа Э.- М.Ремарка «Три товарища». 1 Тема 2.10
Произведения для бесед по современной литературе Содержание учебного материала 2 1
2
3
1 Произведения для бесед по современной литературе
А. Арбузов «Годы странствий». В. Розов «В поисках радости».
А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске». В. Шукшин «До третьих петухов», «Думы».В. Ерофеев «Москва – Петушки» Практические занятия Чтение с комментариями произведенияВ.Шукшина «До третьих петухов». Обсуждение презентации: «Неомодернистская и постмодернистская проза В. Ерофеева. «Москва – Петушки». 2 Дифференцированный зачет.
1 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета литературы
документы, регламентирующие освоение программы среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО с учетом профиля получаемого образования:
«Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования»;
«Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180)».
Примерная программа учебной дисциплины «Литература»
Авторы: Тодоров Л.В., доктор педагогических наук, профессор
Белоусова Е. И., кандидат педагогических наук, доцент.Под общей редакцией Тодорова Л. В.
Оборудование учебного кабинета:доска
Технические средства обучения:компьютер, проектор, экран
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIXв.10 кл.:Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. – М., 2003.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб.пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2005.
Сахаров В.И., Зинин С.А.Литература. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч.- М., Русское слово, 2008.
Чалмаев В.А, Зинин С.А. Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. - М., Русское слово, 2008.
Дополнительные источники:
История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2001.
Литература. 11 класс: Методические советы / под ред. В.П.Журавлёва. – М.,1997.
Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.
Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.
Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине Литература, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися, умений и знаний; участвует в создании «портфолио» обучающегося.Формы промежуточной аттестации проводится в форме зачета, что соответствует учебному плану.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
знать/понимать:
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
устный зачёт;
тест;
конспект статьи;
устный опрос;
анализ стихотворения;
сравнительная характеристика героев;
выразительное чтение наизусть;
анализ эпизода из произведения;
письменный развёрнутый ответ на вопрос.
Творческие, в т.ч. письменные и устные работы:
слайдовая презентация;
сочинение-описание, рассуждение,
повествование;
рецензия;
сочинение-характеристика;
устное публичное выступление;
эссе.
Научные работы:
доклад;
реферат;
проект;
сообщение.