Конспект Индийские касты История Древнего мира 5-й класс


Урок согласно ФГОС нового поколения по теме "Индийские касты". История Древнего мира. 5-й класс
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Планируемые образовательные результаты
Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные: Личностные:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;– самостоятельно делать выводы;– структурировать тексты,включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. – самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;– планировать пути достижения целей;– принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. – участвовать в диалоге;–слушать и понимать других;– работать в группах. Понимать важность учебы и познание нового, понимают ценности других народов
Основные понятия, изучаемые на уроке: Каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: Проектор, презентация, компьютер.
Предварительное задание: Прочитать §21 Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер. – М.: Просвещение, 2021.Подготовить дополнительный материал о Будде и религии буддизма.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. Актуализация знаний
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор о Древней Индии.  И отправимся в необычное путешествие.На доске вам представлены слова: бог Брахма, жрецы, касты, знатные войны, слуги, земледельцы, неприкасаемые.– Скажите, какое слово объединяет все эти понятия? (Касты)– Поэтому сформулируйте тему нашего урока.   (Тема нашего урока «Индийские касты»)– Запишите тему урока в тетрадь.
2. Создание проблемной ситуации
– Продолжаем наше путешествие. Итак, давайте представим, что вы живете в Древней Индии, к какой бы касте вы бы хотели принадлежать? (Брахманы. земледельцев, слуг, неприкасаемые, брахманы)Записывается на доске и фиксируется, сколько раз называли те или иные касты.– В ваших ответах меня кое-что удивило, а вас? (Мы часто называли касту – брахманов)– Поэтому, какой можно задать вопрос?Проблема: Почему из представленных каст вы отдали предпочтение именно этой?Проблема записывается на доске.
3. Целеполагания, версии
– Давайте предположим и ответим на вопрос нашей проблемы.Учащиеся: – Брахманы – богатые, знатные, приносили жертвы богам, читали молитвы.– Войны – умеют сражаться, смелые, а остальные касты имели очень мало –– Земледелец имел свой дом, пахали и сеяли.– Неприкасаемые – самые бедные.Учитель: Ребята, а как вы считаете, справедливо ли это? (Нет, поэтому и была создана религия – буддизм.)– Таким образом, мы выделили несколько версий и для того, чтобы ответить на вопрос, мы должны составить план.
4. Планирование
Учащиеся:1. Миф о происхождении каст.2. Основные занятия и особенности жизни.3. Будда – основатель религии буддизм
5. Открытие нового знания
– В Древней Индии мы столкнемся с вами с особым способом деления общества на слои, которые получили название касты. Представители этих групп от рождения получали права и обязанности, профессию и не могли поменять свое положение в обществе.Запишите в тетрадь определение понятия:Касты – замкнутые, наследственные, профессиональные группы людей в индийском обществе.
6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания
1. Миф о происхождении каст
Индусские легенды возводят появление каст к богу Брахме, который создал людей из частей своего тела и разделил их на 4 части, каждая из которых имела свои права и обязанности.У вас на столе лежат рабочие листы, в которых вы  должны отметить, к какой части тела принадлежала каждая каста. (Приложение 1)
2. Основные занятия и особенности жизни
Работа по группам. Каждая группа получает одну из каст, через 5-6 минут работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы.
Название касты Цвет касты Основные занятия Особенности жизни
Брахманы (I группа) белый Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество
Воины (кшатрии) (II группа) красный Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука  
Земледельцы (вайшью) III группа) желтый Возделывали поля, работали в мастерских, торговали  
Слуги (шудры) (IV группа) черный Служить представителям высших каст Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам
Неприкасаемые (V группа) Не принадлежали ни к какой касте.
Учащиеся должны подтвердить правильность заполнения таблицы цитатами из текста.
Задание №3 в рабочем листе – работа с текстом.
Найдите и подчеркните ошибки в тексте ( разбор текста)
3. Будда – основатель религии буддизм
– Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей? (Нет)– Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное?  Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно!– И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.
Сообщения о Будде и о религии буддизм
– Я считаю, что Будда – основатель религии буддизма, учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.
– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске) Чьи версии подтвердились? (Почетной из  каст в Индии были брахманы, т.к. во-первых, они были знатными и богатыми, во-вторых, приносили жертвы богам)
7. Рефлексия (итог урока)
Задание №4 Ответить «да» или «нет»
1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. (Да)2. Из ступней бога вышла каста воинов.  (Нет)3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. (Да)4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. (Нет)5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. (Да)
– Как оцените свою работу?  Вам на рабочих листах представлены смайлики, раскрасьте тот, который считаете нужным.
8.  Домашнее задани: § 22  сообщение о Конфуции.