Разработка плана открытого урока на тему Соли (8 класс)


Учитель химии Молдагалиева Самал КалиевнаКазахстан. Мангистауская область г.Актау средняя школа № 2.
Тема урока: Соли. Их классификация. Химические свойства.
Цели и задачи:
Образовательные:
Сформировать знания учащихся о солях как классе неорганических соединений;
Привести в систему знания учащихся о классификации солей;
Познакомить со свойствами и применением солей.
Развивающие:
Развить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;
Правильно оформлять результаты опытов, составлять уравнения реакций;
Развивать умения наблюдать и делать выводы.
Воспитательные:
Формирование всесторонне развитой личности;
Воспитывать любовь к родному краю;
Воспитание трудолюбия, взаимовыручки, умение работать в парах.
Методы: рассказ, беседа, демонстрация презентации “Соли”, выполнение лабораторной работы в парах с реактивами, работа с карточками.
Оборудование: мультимедийная презентация-слайд по теме урока, раздаточный материал – карточки с заданиями; таблица «Названия кислот и их солей»; образцы солей (мел, пищевая сода, поваренная соль, медный купорос); пробирки, мел CaCO3;растворы HCI, CuCl2, CuSO4, Fe (гвозди), NaOH, Na2SO4, BaCl2.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка знаний учащихся (фронтальный опрос).
1)Назовите основные классы неорганических соединений.
2) Что такое кислоты?
3)Что называется реакцией нейтрализации?
3.  Актуализация темы.
На демонстрационном столе образцы солей:
мел (карбонат кальция)
сода техническая (карбонат натрия)
медный купорос (сульфат меди)
поваренная соль (хлорид натрия)
О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О солях)
Я, конечно, очень нужен.Без меня не сваришь ужин, Не засолишь огурца,Не заправишь холодца.Но не только лишь в еде -Я живу в морской воде.Если льет слеза из глаза,Вкус припомнишь мой ты сразу.Кто догадлив, говорит:Это – (натрия хлорид)
- Ребята, а что получится, если заменить атомы водорода в кислоте на атомы металлов? (таблица «названия кислот и солей» на интерактивной доске)
Соли-это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.
Раздаточный материал к уроку: – учащиеся в парах работают с карточками
Выбрать знакомое, понятное и сгруппировать новые формулы. В итоге получается три группы формул.
Na 2 CO3 Al OH Cl2
Cu SO4 Na H CO3
Cu OH ClNa HSO4
Классификация. В зависимости от количественных соотношений взятой кислоты и основания в реакциях нейтрализации могут образоваться различные по составу соли:
Средними или (нормальными) солями называют соли, которые образуются при полном замещении атомов H2 в молекулах кислот атомами металлов
2HCl + Ba(OH)2 ->BaCl2 + 2H2O

Кислыми солями называют соли, которые образуются в результате неполного замещения атомами металлов атомов H2в молекулах кислот (получается при избытке кислоты):
H3PO4 + NaOH ->NaH2PO4 +H2Oдигидрофосфат натрия.

Основными называют соли, в молекулах которых, кроме кислотных остатков имеются также гидроксогруппы (получаются при избытке основания) Mg(OH)2 + HCl ->Mg(OH)Cl + H2Oгидроксохлорид магния.

Физические свойства. Соли твердые вещества рудного цвета. Растворимость их различна. Некоторые соли хорошо растворимы в воде (нитраты), а другие соли- совсем не растворимы в воде. (BaSO4- и т.д)
Химические свойства (учащиеся выполняют практическое задание в парах)
Соли реагируют с кислотами: CaCO3+2HClCaCl2+H2CO3
Соли реагируют со щелочами в водных растворах: CuCl2+2NaOHCu(OH)2+2NaClСоли реагируют с другими солями: BaCl2+Na2SO4 BaSO4+2NaCl4.Соли реагируют с металлами: CuCl2 +FeFeCl2 + Cu
Закрепляем практические задания по электронному учебнику – лаборат. работа №3
Вывод:более сильный металл вытесняет менее сильный металл из растворов их солей.
Закрепление материала.
Сборник задач №4-121 (стр.81)
Даны формулы солей: NaNO2,K2S, KHS, CuSO4, Na2HPO4, NaH2PO4, MgOHCl, CaCO3, NaHCO3, Al(OH)Cl2, AgNO3, FeCl3, FeSO4.Разместите формулы по соответствующим графам таблицы и назовите их:
Средние соли Кислые соли Основные соли
2. Самостоятельная работа учащихся - разноуровневые задания
I уровень.Работа по карточке (легкий).Карточка №1. Из следующего списка выпишите формулы солей и подпишите их названия:
NaCl, SO3, HBr, Al2S3, KOH, Fe2(SO4)3, H2O, H3PO4, Cu(NO3)2, HgCl2.
Карточка №2.Из следующего списка выпишите формулы солей и подпишите их названия:
Ba(OH)2, Fe (NO3)3, CO2, NaBr,Cr2(SO4)3, CaO, KF, ZnO, Ca3(PO4)2, PbCl2.
Карточка №3.Из следующего списка выпишите формулы солей и подпишите их названия:
MgO, KCl, PbSO4, NaF, CaS, NO2, Mg3(PO4)2, ZnCl2, Al(NO3)3, Li2O.
IIуровень.Задания на генетическую связь между классами неорганическихсоединений. (средний)
Mg MgO MgSO4 Mg(OH)2
Решение:
2Mg+O2 2MgO
MgO+H2SO4 MgSO4+H2O
MgSO4+2NaOH Na2SO4+Mg(OH)2
III уровень.Решение расчетной задачи- сборник задач №4-77 (сложный)
Вычислите массу серной кислоты, необходимую для нейтрализации 5,6 г. гидроксида калия.
Дано: Решение:
m(KOH)=5,6 г H2SO4+2KOH K2SO4+2H2O
х г. 5,6 г.
Найти: 1 моль 2 моль
m (H2SO4)-? 98 г./моль 56 г./моль
98 г. 112 г.
QUOTE = QUOTE
х = QUOTE = 4,9 ( г.)
Ответ: 4,9 грамм
Разминка: Задание на внимательность «угадай-ка»
Угадайте, сколько раз будут названы химические элементы.
Гляжу в таблицу, ряд, период
И группы элементов в нём,
И днём и ночью цинк-учёный
Всё ходит с кислотой кругом.
Пойдёт направо - рядом галлий,
Налево – медь пред ним стоит.
Там чудеса, там кремний бродит
И углерод над ним сидит.
Там на неведомых оксидах
Следы несбыточных вещей
И Менделеев над таблицей
Сидит, задумавшись над ней.
А кислород там мимоходом
Пленяет углерод – царя
А аммиак перед народом
Летает в небе, травит зря
В темнице той аргон уж тужитА хмурый фтор здесь верно служит
Там лантаноиды грядой
Идут – бредут сами собой
Там цезий – царь над златом чахнет
Там водород, и хлором пахнет
И я там был, растворы пил
Таблицу видел всю зелёной
Я видел химиков учёных
И этот бред им подарил. (Ответ: 17 раз)
Дополнительный вопрос: Из какого произведения было переделано данное стихотворение и кто является автором?( А.С. Пушкин.У лукоморья дуб зелёный. Из поэмы "Руслан и Людмила")Игра – эстафета « Третий лишний».
Каждому ряду ( команде ) даётся по карточке с заданиями. Эстафету начинает 1ая парта по принципу передай другому (назад ). Игра рассчитана на смекалку и скорость. В каждой строчке необходимо вычеркнуть формулу «лишнего» соединений принадлежащего не тому классу, к которому относятся два других.
H2S ZnSHNO3
CaOLi2O Na3PO4
NaH2PO4 Mg(OH)2 KHCO3
H2SO4 Al(OH)3 Zn(OH)2
Обобщение:
Что такое соли?
Как они классифицируются?
Какие химические свойства для них характерны?
Домашнее задание:
§48 упр. 6-7стр.131
Итог урока. Оценка знаний учащихся.