Методическая разработка плана-сценария открытого занятия Полезный и безопасный Интернет


Комитет по образованию и делам молодежи администрации города Алейска Алтайского краяМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» города Алейска Алтайского края
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«Полезный и безопасный Интернет»
(адресована учащимся 12 - 13 лет)
Составитель:
Утегенова Татьяна Николаевна,
педагог дополнительного образования
Алейск
2017
План-сценарий занятия
«Полезный и безопасный Интернет»
Тема: «Полезный и безопасный Интернет»
Форма занятия: смешанное (интегрированное занятие - лекционный материал, упражнение «Проблемные ситуации», практическая работа «Кодекс Интернет-безопасности»).
Тип занятия: занятие освоение новых знаний и способов действий.Количество детей: 10 человек.
Время проведения: 45минут.
Цель: совершенствование знаний грамотного и ответственного использования сети Интернет, а также способов деятельности учащихся при столкновении с неприятными и опасными ситуациями в виртуальном мире.
Задачи:
совершенствование знаний учащихся об опасностях при использовании сети Интернет: проникновение вирусов и вредоносных программ, заражение компьютера, потеря данных; агрессивное общение и оскорбления от других пользователей; встреча с людьми, с которыми дети познакомились в интернете; предоставление личной информации в интернете; обман и мошенничество;
изучение правил безопасного использования Интернета;
формирование навыков оценки опасных ситуаций при использовании сети Интернет;
развитие системы действий и способов совладания при столкновении с неприятными и опасными ситуациями;
развитие внимания, памяти, критического мышления, индуктивных (от частного к общему) и дедуктивных (от общего к частному) умозаключений;
воспитание способности работать в команде и продуктивно организовывать процесс обсуждения.
Возрастная категория: 12-13 лет.
Оборудование: ПК, проектор, экран, электронный носитель для демонстрации презентации занятия, стенд «Дети в Интернете».
Материалы: бумага, ручки для записей, кейс.
Методические рекомендации: помещение, в котором проводится занятие, должно быть:
технически подготовлено к проведению презентации, оборудовано компьютером, проектором и экраном;
достаточно просторным и соответствующим общепринятым санитарно- гигиеническим и физиологическим нормам (требования к освещению, температуре и др.), комфортным, защищенным от шума, звонков, вибрации, разнообразных посторонних запахов (краски, пищи) и других неблагоприятных, отвлекающих факторов.
Так же необходимо чётко распределить время и виды деятельности на различных этапах занятия. Основанием для выделения этапов может служить классический процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение - систематизация.
Учебное занятие «Полезный и безопасный Интернет» классифицировано с учетом поставленной дидактической цели. Взаимосвязь типа, дидактической цели и структуры учебного занятия представлена следующим образом:
Организационный.
Мотивационный.
Актуализация знаний и способов действий.
Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях.
Самостоятельное применение знаний.
Контроль и самоконтроль.
Коррекция.
Рефлексия.
Этапы занятия Задачи этапа Содержание деятельности
1. Организационный Приветствие. Введение в занятие. Подготовка к работе на занятии. Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. Актуализация представления актуальности темы занятия.
2. Основной блок
Мотивация  Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности (целеполагание - мозговой штурм «Чему научит занятие»).
Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения (изучить проблемы информационной безопасности посредством выполнения заданий и практикумов, которые активизируют познавательную деятельность). Просмотр и проигрывание проблемных ситуаций, обсуждение особенности поведения в той или иной ситуации, с учетом рисков и норм поведения «Правило 1 «Личное значит только для меня» - предоставление личной информации в сети. Встреча с незнакомцами.
Правило 2 – Негативный контент. Вирусы. Агрессивное общение и оскорбления в интернете. За помощью к взрослым.
Первичная проверка понимания изученного Систематизация правил безопасного поведения в Интернете. Коррекция представлений о проблемных ситуациях виртуального общения. Систематизация на разделы: «Личное-безопасный контент». Тестирование «Личное – безопасный контент». Взаимоконтроль-взаимопроверка итогов теста.
Закрепление новых знаний, способов действий и их применение Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения Формирование целостного представления знаний по теме Практическая работа за ПК. Работа с интерактивной тест-игрой - разработка кодекса интернет-безопасности3. Итоговый блок
Контрольный Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий Повторение правил безопасного использования сети Интернет. Представление кодекса
Итоговый Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы Самооценка учащимися своей работоспособности в достижении цели
Рефлексивный Мобилизация детей на самооценку Самооценка учащимися психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы
Информационный Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий
Подготовительная работа: подготовить иллюстративный материал к занятию: буклеты «Безопасный Интернет детям. Советы для тебя и твоих друзей», «Как бороться со спамом в почте», брошюра «Советы и рекомендации родителям», кейс для практической работы (Приложение 1-5), презентация, выполненная в режиме переключения «по щелчку». Это позволяет задавать необходимый темп занятия. Подготовить тест-игру «Кодекс интернет-безопасности», с использованием приложения Microsoft PowerPoint и с помощью Visual Basic или технологии «триггер».
Ход мероприятия
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об интересном и захватывающем мире интернета, который занимает важное место в нашей ежедневной реальности. В настоящее время у Интернета даже есть свои праздники. В первый вторник февраля отмечается Международный день безопасного Интернета.
Главным координатором Дня выступает некоммерческая организация ИНСЕЙФ (Insafe- European safer Internet Network) которая состоит из национальных организаций, созданных при участии Еврокомиссии. Своей основной задачей ИНСЕЙФ считает поддержку граждан в безопасном, этичном и эффективном использовании Интернета. А в настоящий момент в России проходит Всероссийский Форум «Технологии безопасности». Чтобы поддержать такие глобальные мероприятия мы и проводим такое занятие, а значит его тема . . . Попробуйте сами сформулировать?
Тема занятия «Полезный и безопасный Интернет».
Педагог: Ребята, а как, по-вашему, с какой целью нужен разговор на эту тему и что интересного и полезного можно узнать из нее? (целеполагание)
(Работа с кейсом «Возможности Интернета», «Основные угрозы безопасности детей в Интернете»)
Ответы детей:
возможности: чтобы сделать домашнее задание, пообщаться с друзьями, обменяться информацией и для многих других целей;
вред: неприличный контент (содержание), назойливая реклама, мошенники, киберхулиганы, вторжение в частную жизнь.
Педагог: правильно порассуждали, молодцы! На этом занятии вы научитесь грамотно и ответственно использовать сеть Интернет, поймете, как правильно действовать при столкновении с неприятными и опасными ситуациями, научитесь принимать верные решения.
Педагог: изучить способы представления себя в Интернете нам помогут упражнения. Сейчас перед вами на экране монитора будут, появляется проблемные ситуации. Я буду зачитывать описание этой ситуации.
Ваша задача определить основные виды опасности и попробовать сформулировать простые правила и особенности поведения в той или иной ситуации. А помогать вам будут афоризмы и выражения из известных сказок и кейсы с набором справочных таблиц.
Упражнение № 1 «Волку дверь не открывайте!»
Создатели Интернет позаботились о том, чтобы мы были защищены от тех, кто хочет причинить нам какой-либо вред, но у них ничего не получится, если …
Проблемная ситуация: «Ваня (13 лет) – поклонник игры World of Warcraft. Он играет в неё уже три года и развил своего персонажа до высокого уровня. Год назад Ваня в игре познакомился с Колей (15 лет). Они вместе сражались, переписывались. Во время переписки Ваня рассказывал о своих увлечениях, где живет и учится, по какой улице ходит в школу и во сколько возвращается, чем занимаются и где работают его родители. Однажды Ваня даже «купил» у Коли «Большой меч гладиатора», переведя ему деньги на электронный кошелек. Вчера же Коля написал Ване, что желает с ним встретиться, чтобы познакомиться и пообщаться в реальности. Коля также предлагает Ване «купить» у него особый щит, о котором мальчик давно мечтал, а также просит не сообщать родителям, а то вдруг не пустят…»
Вопросы для анализа ситуации:
Стоит ли Ване согласиться на встречу? Почему?
Что вас настораживает в ситуации? Доверяете ли вы Коле?
Какие могут быть последствия встречи?
Стоило ли Ване рассказывать так много о себе незнакомому человеку?
Какими способами Ваня мог бы себя обезопасить?
Особенности ситуации:
У Вани нет никаких реальных свидетельств того, что Коля – тот за кого себя выдаёт. Однажды Коля оправдал его доверие, передав ему оплаченный «товар», однако нет никаких оснований полагать, что на этот раз Коля поступит так же.
Возможное правильное решение: обсудить ситуацию с родителями, получить их разрешение пойти на встречу одному или с кем-нибудь из взрослых, выбрать для встречи людное место, сообщить родителям, куда и когда планируется идти.
Педагог:
возможное правильное решение: мы сами подвергаем себя опасности, когда «открываем дверь злоумышленникам». Не сообщим им наши пароли или другую важную информацию, не загрузим на свой компьютер сомнительные файлы или не дадим возможность пользоваться нашей сетью незнакомым людям.
Когда кто-то стучится к нам в дверь мы сначала спрашиваем «Кто там?», а только потом открываем дверь, если дома родители и не открываем её вовсе, если их нет дома. Ведь именно так мы поступаем в обычной жизни, давайте также поступать и в виртуальном мире. Помните личное – значит только для меня.
Правила категории «Личное - значит только для меня»
Берегите свою личную информацию, не разглашайте такие личные данные, как имя, номер школы, возраст, домашний адрес или номер телефона.
Не передавайте по сети Интернет свои фотографии.
Создавайте галереи своих фотографий и видео на своих сайтах, блогах, страницах, включайте в друзья людей, которым вы доверяете.
Пароли - это очень личная информация - держите их в тайне. Выберите пароль, о котором никто не сможет догадаться.
Подумайте, прежде чем разместить материал в Интернете или открыть к нему доступ. Ты не знаешь, как эту информацию можно будет использовать против тебя.
Пользуйтесь ограниченной/защищённой учётной записью.
Я буду обсуждать с родителями незнакомые ситуации. Спрашивать их мнение и разрешение. Я расскажу им обо всем, что я делал в сети Интернет.
Упражнение № 2 «Не пей из копытца! Козленочком станешь!»
Педагог: Даже когда мы испытываем жажду, мы не будем пить из грязной лужи. Также и в среде Интернет, испытывая чувство любопытства и не справившись с ним, вы оказываетесь в случайном месте и …
Проблемная ситуация: «Соня (14 лет) получила задание от учителя истории написать реферат на тему «Флаг и герб Российской Федерации». Для выполнения домашней работы ей необходимы были картинки, описание и даты создания герба и флага РФ. Некоторую информацию она нашла в энциклопедии, а вот картинки решила скачать из Интернета. Не зная название и адреса сайта, на который нужно зайти она воспользовалась поисковой системой. Выбор был огромный, её привлекали различные страницы, ссылки, они открывали всё новые и новые зрелищные сайты. Она увлекалась различными предложениями ДЕМО-версий игровых программ, рекламными сообщениями, которыми пестрили ярко-оформленные сайты. Отвечала на запросы подтвердить логин и пароль, отправляла платные СMC и номера телефонов своих родителей и вдруг … С компьютером стало происходить что-то не то: он стал перезагружаться, стали появляться сообщения что система заблокирована…»
Вопросы для анализа ситуации:
Как вы думаете, реальна ли эта история?
Кто пострадал в этой ситуации?
Кто поступил не правильно?
Какие действия на ваш взгляд неправильны?
Какими способами Соня могла бы себя обезопасить?
Можно ли утверждать в Интернете есть надежные сайты?
Особенности ситуации:
Случайно оказавшись в месте, которое производит как привлекательное, так и отталкивающее впечатление агрессивного и замусоренного, лучше покинуть его, переборов чувство любопытства. Это защитит вас от негативных эмоций, а компьютер – от вирусов, «червяков» и другого вредоносного программного обеспечения. Посещать лучше известные сайты с проверенной репутацией.
Возможное правильное решение: рассказать о случившемся родителям. Или позвонить на линию бесплатного консультирования «Дети он-лайн». Вместе с родителями обустройте собственное пространство в компьютере и в сети Интернет и управляйте им, посещайте сайты с надежной репутацией и безопасным контентом, включите в друзья людей, которым вы доверяете и тогда вместо бессмысленного блуждания по сети ваше путешествие и общение будет приносить пользу - и вам, и другим людям.
Выступление учащегося «Контет-фильтры».
Правила категории «Безопасный контент»
Используйте инструменты браузера, «избранное», «закладки», «быстрый доступ», чтобы избежать встречи с интернет-хулиганами.
Проверяйте адрес сайта, на который заходишь. Обратите внимание на настоящий адрес сайта. При наведении мыши реальный адрес отображается во всплывающей подсказке. Подлинный адрес сайта начинается с комбинации https:// — это значит, что ваше соединение с веб-сайтом зашифровано и злоумышленникам будет сложнее получить ваши личные данные. Кроме того, в некоторых браузерах рядом с обозначением протокола https:// отображается значок замка: это значит, что соединение защищено и более безопасно.
Проверяйте систему своим антивирусом.
Удаляйте письма с незнакомых адресов. Это СПАМ.
Игнорируйте неизвестные ссылки.
Игнорируйте отправку СМС.
Используйте кнопки «Это спам», «Заблокировать отправителя».
Соблюдай сетевой этикет.
Проверяйте достоверность информации по книгам и другим источникам.
Педагог: итак благодаря упражнениям мы поняли, что не всё так гладко и хорошо бывает в мировой паутине! Но если знать несколько главных правил и следовать им, то с нами ничего плохого не случится. Правил получилось много давайте попробуем их систематизировать по двум основным категориям 1 – «Личное – значит только для меня»; 2 – «Безопасный контент».
Расширить представления о личной безопасности и повторить эти правила вам поможет тест «Личное-безопасное» (Приложение 3).
Задание: распредели правила по двум основным категориям, поставив флажок красного цвета в поля – личное – значит только для меня; синего – безопасный контент. Взаимопроверка.
Физминутка.
Практическая работа:
Педагог: С 9.02 проходит Всероссийский форум «Технологии безопасности» сегодня я предлагаю вам всем принимать участие в нем для этого вам необходимо разработать «Кодекс интернет-безопасности». Он состоять из трех разделов: что можно делать в интернете – ПРАВА; что нужно делать в интернете – ОБЯЗАННОСТИ; что нельзя делать в интернете – ЗАПРЕТЫ. Этот кодекс войдет в копилку технологий, а ваши друзья, родители и одноклассники смогут пользоваться им и совершенствовать свои знания в области информационной безопасности. Поможет нам разработать кодекс интерактивное приложение.
Практическая работа за ПК.
Педагог:
Ребята, форум «Технологии безопасности» заканчивает свою работу. Давайте посмотрим, какой вклад мы внесли в его деятельность. Давайте посмотрим на экраны мониторов и выясним все ли у вас получилось, как было задумано:
Все ли типы правил в нем представлены?
Зачем в интернете нужны обязанности и запреты? (дисциплинирует человека, он более ответственно относится к ситуации, поведение более ответственное).
Может быть кто-то хочет добавить что-нибудь в наш универсальный кодекс?
Можно ли применить эти правила для всех пользователей интернета?
Можно ли утверждать, что данный кодекс будет, может служить стратегией ответственного использования сети Интернет?
Педагог: Хорошо справились с данным заданием. Скажите, мне кто из вас помнит:
Какую цель перед собой ставили?
Удалось ли её решить?
Довольны ли вы своей работой?
Что было самым трудным?
Рефлексия - понравилось занятие ли занятие – игра «Комплимент» (сегодня над проблемными ситуациями вы работали в парах. Выскажите своё мнение своему напарнику, охарактеризовав его работу на занятии, сделайте комплимент ему).Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие. Настало время прощаться. Сегодня вы узнали о правилах поведения в сети, а также выработали свою стратегию полезного и безопасного использования Интернета. Следуйте этим правилам каждый раз, когда «выходите» в Интернет. До свидания. До новых встреч.
.
Список литературы
Дети в информационном обществе, журнал.
Информационная этика и правовые аспекты защиты информации.
Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч.1. Лекции. — М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. — 165 с.
Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч.2. Практикум. — М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. — 137 с.
Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста: метод. руководство / под ред. Г.У. Солдатовой. − М.: Федеральный институт развития образования, 2012.– 48 с.
Приложение 1
Глоссарий
Кодекс - сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные между собой, однородные общественные отношения (Консультант плюс).
Кодекс - законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли (Википедия).
Свод (перечень правил, содержащий основные принципы поведения систематизируются правовые нормы) правила поведения, общеобязательные.
Антивирусная программа (антивирус) – любая программа для обнаружения компьютерных вирусов, а также нежелательных (считающихся вредоносными) программ и восстановления зараженных (модифицированных) такими программами файлов, а также для профилактики – предотвращения заражения (модификации) файлов или операционной системы вредоносным кодом.
Блог (от англ. web log, «сетевой журнал или дневник событий») – сайт, онлайн-дневник, содержащий регулярно добавляемые записи, ссылки, изображения или мультимедиа в обратном хронологическом порядке.
Браузер (от англ. web browser) – программное обеспечение для просмотра веб-сайтов, т. е. для запроса веб-страниц, их обработки, вывода и перехода от одной страницы к другой.
Веб-сайт, сайт (от англ. website: web – «паутина, сеть» и site – «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») – совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединенных под одним адресом.
Вредоносная программа – любое программное обеспечение, предназначенное для получения несанкционированного доступа к вычислительным ресурсам компьютера или к информации, хранимой на компьютере, с целью использования ресурсов компьютера или причинения вреда (нанесения ущерба) владельцу информации.
Груминг – установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи, вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Такие знакомства чаще всего происходят в чате, на форуме или в социальной сети.
Игнорирование, либо игнор – функция многих интернет-сервисов, например социальных сетей, форумов. Пользователь, которому присвоен статус «игнор», теряет право посылать Вам сообщения, смотреть Вашу страницу.
Кибербуллинг – агрессивное, умышленное действие, совершаемое группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта, повторяющееся неоднократно и продолжительное во времени в отношении жертвы, которой трудно защитить себя.
Кибермошенничество – один из видов киберпреступления, целью которого является умышленный обман или злоупотребление доверием пользователей с целью получения какой-либо выгоды.
Компьютерный вирус – разновидность компьютерных программ или вредоносный код, отличительной особенностью которых является способность к размножению (саморепликация). В дополнение к этому вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные пользователя, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом.
Контент (от англ. content – содержание, содержимое) – любое информационно значимое наполнение или содержание какого-либо информационного ресурса: текст, графика, музыка, видео, звуки и т. д.; мобильный контент – мультимедийное наполнение, адаптированное для использования в мобильных устройствах (телефоны, смартфоны, коммуникаторы и т. д.), – текст, графика, музыка, рингтоны, видео, игры, дополнительное программное обеспечение. Для контента важными параметрами являются объем, актуальность, доступность, дизайн, привлекательность.
Мессенджер (от англ. messenger – связной, курьер), либо IMS (от англ. Instant Messaging Service – Система мгновенного обмена сообщениями) – группа программ для обмена сообщениями в реальном времени через интернет.
Онлайн (англ. online, от англ. on line – «на линии», «на связи», «в сети», «в эфире») – «находящийся в состоянии подключения». В отношении программного обеспечения почти всегда означает «подключенный к интернету» или «функционирующий только при подключении к интернету». Также – «происходящее в 33 интернете», «существующее в интернете». Является антонимом термину оффлайн.
Социальная сеть – программный сервис, площадка для взаимодействия людей в группе или в группах, сайт, объединяющий отдельных людей или организации. Ее участники реальны и связаны друг с другом теми или иными отношениями: от случайных знакомств до тесных семейных и дружеских связей. В качестве подобия социальной сети можно рассматривать любое онлайн-сообщество, члены которого участвуют, например, в обсуждениях на форуме. Социальная сеть также образуется читателями тематического сообщества, созданного на любом сервисе блогов. Многие профессиональные сообщества превратились в инструмент поиска людей, рекомендации сотрудников и поиска работы.
Спам (от англ. spam) – анонимная массовая не запрошенная рассылка по электронной почте коммерческой, политической и другой рекламы или иного вида сообщений от неизвестных людей или организаций без согласия получателя.
Тро́ллинг (от англ. trolling – блеснение, ловля рыбы на блесну) – размещение в интернете (на форумах, в дискуссионных группах, социальных сетях и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, оскорбления. Лицо, занимающееся троллингом, называют троллем, что совпадает с названием мифологического существа.
Файл – основной элемент хранения данных в компьютере, позволяющий находить, изменять, удалять или выполнять с ним другие операции. В файлах могут храниться тексты, документы, программы и любые другие данные.
Форум – интернет-сервис для общения (обычно на определенную тему), где каждый пользователь может оставлять свои текстовые сообщения, доступные для прочтения другим. Форум отличается от чата разделением обсуждаемых тем и возможностью общения не в реальном времени. Форумы часто используются для разного рода консультаций, в работе служб технической поддержки. В настоящее время форумы являются одним из 34 наиболее популярных способов обсуждения вопросов в интернете.
Чат (от англ. to chat – болтать, болтовня, разговор) – средство обмена сообщениями между двумя или более участниками по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение.
Шпионские программы – программное обеспечение, осуществляющее деятельность по сбору информации о конфигурации компьютера, деятельности пользователя и любой другой конфиденциальной информации без согласия самого пользователя.
Приложение 2
ФизминуткаИгра «Сеть»
Цель игры: эмоциональная разрядка и снятие напряжения. Повторение правил безопасного использования интернета.
Процедура проведения: два ребенка берутся за руки и поднимают руки вверх. Ведущий с остальными ребятами становится в цепочку, взявшись за руки. Ведущий проводит цепочку из ребят под руками и одновременно произносит стихи. Например, Где найти подругу Олю? Прочитать, что было в школе? И узнать про все на свете? Ну, конечно, в ИНТЕРНЕТЕ! При слове «интернет» дети опускают руки, и тот, кто оказался между ними, становится в круг и поднимает руки. Игра продолжается до тех пор, пока всех детей не поймают.
Приложение 3
Задание: распредели правила по двум основным категориям, поставив флажок красного цвета в поля – личное – значит только для меня; синего – безопасный контент. Ответ:
Личное - значит только для меня: 1; 4; 6; 8; 11; 12; 14
Безопасный контент: 2; 3; 5; 7; 9; 10; 13; 15; 16; 17; 18; 19
Тест «Личное – Безопасное»
Берегите свою личную информацию, не разглашайте такие личные данные, как имя, номер школы, возраст, домашний адрес или номер телефона.
Используйте инструменты браузера, «избранное», «закладки», «быстрый доступ», чтобы избежать встречи с интернет-хулиганами.
Используйте фильтры и антивирусные программы.
Не передавайте по сети Интернет свои фотографии.
Проверяйте адрес сайта, на который заходишь. Обратите внимание на настоящий адрес сайта. При наведении мыши подлинный адрес отображается во всплывающей подсказке.
Создавайте галереи своих фотографий и видео на своих сайтах, блогах, страницах, включайте в друзья людей, которым вы доверяете.
Проверяйте систему своим антивирусом.
Пароли - это очень личная информация - держите их в тайне. Выберите пароль, о котором никто не сможет догадаться.
Удаляйте письма с незнакомых адресов. Это СПАМ.
Игнорируйте неизвестные ссылки. Игнорируйте отправку СМС.
Пользуйтесь ограниченной/защищённой учётной записью.
Подумай, прежде чем разместить материал в Интернете или открыть к нему доступ. Ты не знаешь, как эту информацию можно будет использовать против тебя.
Удаляйте письма с незнакомых адресов. Игнорируйте неизвестные ссылки. Игнорируйте отправку СМС. Используйте кнопки «Это спам», «Заблокировать отправителя».
Я буду обсуждать с родителями незнакомые ситуации. Спрашивать их мнение и разрешение. Я расскажу им обо всем, что я делал в сети Интернет
Соблюдайте сетевой этикет.
Проверяйте достоверность информации по книгам и другим источникам.
Откажись от общения с неприятным человеком, включи его в «черный список», удали из «друзей».
Не используй чужие материалы без разрешения.
Не выкладывай в Интернет сцены насилия и унижения.
Приложение 4




Как бороться со спамом в почте Mail.ruСОВЕТ ОПЫТНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ: отметить как спам
Алгоритм действий «Отметить как спам»
Для начала надо выделить письмо, поставив напротив него галочку (цифра 1 на рис. 1, кликните по рисунку для его увеличения):

Рис. 2 Отметить письмо как спам в почте Mail.ru 
Теперь жмем на команду «Спам» (цифра 2 на рис. 1). Эта команда будет действовать только на письма, напротив которых стоит галочка (то есть, на выделенные письма). В результате письмо будет перемещено в папку «Спам», а почтовый сервер mail.ru запомнит отправителя как спамера. Так работает ручная процедура «пометить как спам».
Процедуру отправки письма в «Спам», возможно, придется повторить неоднократно. Ибо  почтовый сервер с первого (да и со второго) раза может и не сообразить, что Вы хотите его научить письма от этого отправителя отправлять сразу в Спам. Не зря говорят, что «повторенье – мать ученья», на почтовые серверы это правило тоже распространяется.
При желании можно удалить письмо из папки «Спам», нажав на команду «Очистить» (цифра 3 на рис. 1) по прошествии 30 дней письма из папки «Спам» автоматически будут удаляться.
Как бороться со спамом в почте Yandex.ru.
Точно такая же процедура, как описано для Mail.ru, чтобы отметить письмо как спам, подходит для почтового ящика Yandex.ru.

Рис. 2 Отметить письмо как спам в почте Yandex.ru
 
Алгоритм действий «Отметить как спам»
Отметить письма нежелательной рассылки (поставить галочку напротив письма) (цифра 1 на рис. 2)

2. Нажать на кнопку «Это спам» (цифра 2 на рис. 2)

3. Нажать на кисточку для очистки папки Спам (цифра 3 на рис. 2). Но это необязательно, ибо через 30 дней такие письма из папки «Спам» удаляются автоматически

Интернет-фильтрация
Советы безопасного использования сети
Существует несколько способов, которые помогут пользователям осуществлять интернет-фильтрацию:
Первый способ
Многие пользуются программами «Лаборатории Касперского». В антивирус Касперского встроена функция «Родительский контроль».
С помощью этой функции можно защитить детей от пагубного влияния интернета во время таких занятий, как онлайн-игры, общение в социальных сетях и просмотр сайтов и др.
«Родительский контроль» выполняет несколько функций:
Запрещенные слова:
Ограничивает доступ к сайтам по ключевым словам. Можно отменить передачу в интернет личной информации (адреса, телефоны, персональные данные).
Время работы:
определяет расписание пользования компьютером и Интернетом: выбираем допустимое время суток и продолжительность работы.
Допустимые программы:
Выбираем, какие программы ребенку разрешается запускать, а какие нет.
Второй способ
Контент фильтры – или программы ограничения web-контента. Они служат для фильтрации сайтов по их содержимому. Помогают системе блокировать веб-сайты с содержимым, не предназначенным для просмотра, не позволяют получить доступ к определённым сайтам или услугам сети Интернет.
Как правило, контент-фильтры бывают платными и бесплатными:
Wot - бесплатная надстройка к браузеру.WOT совместим с такими браузерами как Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera, Google, Chrome.
Adblock Plus - расширение для браузеров и другого ПО, позволяющее блокировать загрузку и показ различных элементов страницы: чрезмерно назойливых или неприятных рекламных баннеров, всплывающих окон и других объектов, мешающих использованию сайта.Public Fox - нужен для того, чтобы дети не смогли отключить дополнения, отвечающие за контент-фильтрацию. Позволяет установить пароль для настроек.
SkyDNS - сервис родительского контроля.
Какие задачи решает SkyDNSОтключает баннеры, всплывающие окна и другую рекламу, в том числе и рекламу, которая появляется внутри приложений.
Блокирует ресурсы с платными подписками.
Ограничивает доступ к онлайновым играм, магазинам приложений, социальным сетям.
Контролирует доступ детей в интернет, где бы они ни находились.
Блокирует сайты с нежелательным контентом.
Блокирует доступ к любым сайтам и тематикам, которые вы задаете в настройках.
Ведет детальную статистику о всей активности ребенка в интернете.
Перенаправляет детей на безопасный поисковик poisk.skydns.ru.
Блокирует опасные и мошеннические сайты.
Фильтрует интернет как на компьютерах с любой операционной системой, так и на планшетах и смартфонах любого типа.
Словом, с помощью контент-фильтра SkyDNS вы превращаете интернет из бушующего океана, где полно опасностей, в настоящую тихую гавань, куда не страшно отпустить ребенка.
 
  Во-первых, в SkyDNS заложено 58 типов сайтов. И вы сами решаете, к каким из них будет доступ у детей, а к каким нет. Таким образом, больше не возникнет вопрос, как заблокировать сайт, который не подходит вашим детям.
  Во-вторых, вы сами можете создать белый и черный список сайтов. Если сайт в белом списке, то он всегда доступен, даже если ранее вы заблокировали категорию, куда он относится. Если же сайт в черном списке – он будет недоступен при любых условиях. 
  В-третьих, вы можете задавать разные правила фильтрации для различных устройств. Например, поставить жесткие ограничения на общем домашнем компьютере, а для собственного ноутбука убрать их. 
  В-четвертых, в SkyDNS можно создать несколько профилей пользователей и у каждого будет своя настройка фильтрации. Например, если ребенок под своей учетной записью Windows включает компьютер, то он получает доступ в интернет с детскими настройками. Если же вход осуществлен через вашу учетную запись, то доступ в интернет открыт без ограничений, либо с совершенно иными настройками, которые вы же и задали. 
  В-пятых, вы можете ограничивать время действия фильтрации. Например, прописать в настройках, что фильтрация не нужна с 8 утра и до полудня (пока ребенок в школе). Тогда интернет будет у вас без ограничений, но ровно в 12:01 фильтры снова заработают. 
  В-шестых, в любой момент вы можете за считанные секунды отключить фильтрацию, чтобы не ограничивать себя в интернете.









Приложение
Тест
«Риски и угрозы Интернета: правила безопасности»
Как могут распространяться компьютерные вирусы?
Посредством электронной почты?
При просмотре Web-страниц.
Через клавиатуру.
Их могут распространять только преступники.
Зачем нужен брандмауэр?
Он не дает незнакомцам проникать в компьютер и просматривать файлы и документы.
Он защищает компьютер от вирусов.
Он обеспечивает защиту секретных документов, хранящихся на компьютере.
Он защищает компьютер от пожара.
Всегда ли можно быть уверенным в том, что электронное письмо было получено от указанного отправителя?
Да.
Да, если вы знаете отправителя.
Нет, поскольку данные отправителя можно легко подделать.
Только в Рунете.
На экране компьютера отображается непонятное сообщение. Какое действие предпринять?
Продолжить, как будто ничего не произошло.
Нажать кнопку «ОК» или «ДА».
Обратиться за советом к педагогу, родителю или опекуну.
Больше никогда не пользоваться Интернетом.
Что нужно сделать при получении подозрительного сообщения электронной почты?
Удалить его, не открывая.
Открыть его и выяснить, содержится ли в нём какая-нибудь важная информация.
Открыть вложение, если таковое имеется в сообщении.
Отправить его родителям.
6. На адрес вашей электронной почты (на ваш Email) пришло «письмо счастья». В письме говорится, чтобы вы переслали его пяти своим друзьям. Какое действие предпринять?
Переслать письмо пяти друзьям.
Переслать его не пяти, а десяти друзьям.
Не пересылать никакие «письма счастья».
Ответить отправителю, что вы больше не хотите получать от него письма.
7. В каких случаях можно, не опасаясь последствий, сообщать в Интернете свой номер телефона или домашний адрес?
Во всех случаях.
Когда кто-то специально просит об этом.
Когда собеседник в чате просит об этом.
Такую информацию следует с осторожностью сообщать людям, которым вы доверяете.
8. Вы случайно прочитали пароль, который ваш друг записал на листке бумаги. Как вы должны поступить?
Запомнить его.
Постараться забыть пароль.
Сообщить другу, что вы прочитали пароль и посоветовать ему/ей сменить этот пароль и никогда больше не записывать.
Сообщить пароль родителям.
9. Что такое сетевой этикет?
Правила поведения за столом.
Правила дорожного движения.
Правила поведения в Интернете.
Закон, касающийся Интернета.
10. Что запрещено в Интернете?
Запугивание, оскорбление и шантажирование других пользователей.
Поиск информации.
Игры.
Общение с друзьями.