Мой прадед не только воевал


Областной конкурс молодежных проектов патриотической направленности «Знаю. Помню. Дорожу…»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Фоминская средняя общеобразовательная школа» Гороховецкий район
Владимирской области

Фамилия и имя авторов: Курбатова Елизавета, Курбатова Варвара
Фамилия и имя руководителя: Чурушкина Лидия Васильевна
Тема (название) проекта:

«Мой прадед не только воевал»
с. Фоминки 2015г
2. Актуальность проекта: все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу — одна из задач гражданско-патриотического воспитания.
День Победы — праздник победы Советской армии над нацистской Германией. Это день окончания страшной, безмерно жестокой войны, которая длилась 1218 дней и ночей. Путь к победе был длинным испытанием, но благодаря мужеству, боевому мастерству и героизму советских воинов на полях сражений, самоотверженной борьбе партизан и подпольщиков за линией фронта, каждодневными трудовыми подвигами работников тыла мы смогли противостоять фашизму и восстановить мир.
В преддверии празднования 70-летия Великой Победы в нашей семье появилась идея о создании проекта «Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ!»

3. Цель проекта: воспитание гражданственности и патриотизма; привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений; увековечивание подвига многонационального народа в Великой Отечественной войне; противодействие фальсификации событий Великой Отечественной войны; повышение интереса к истории Родины.
Задачи проекта:
изучать историческое прошлое нашей Родины;
воспитывать уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны;
формировать чувства патриотизма;
развивать интерес к изучению истории;
формировать четкое представление о страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни;
воспитывать чувства гордости за членов своей семьи.
- воспитывать чувства гордости за свое Отечество, свой народ и свою семью;
4. Краткая информация о разработчиках проекта:
1. Курбатова Елизавета, учащаяся 9 класса МБОУ Фоминской СОШ, отличник учебы, председатель детского общественного объединения «Альтаир», занимается исследовательской деятельностью по краеведению и экологии.
2. Курбатова Варвара, учащаяся 5 класса МБОУ Фоминской СОШ, отличник учебы, член детского общественного объединения «Альтаир»
Руководитель проекта –Чурушкина Лидия Васильевна, учитель МБОУ Фоминской СОШ, классный руководитель 9 класса.
5. Ход реализации проекта в том числе этапы, сроки и механизм реализации.
Реализация поставленных целей и задач проекта осуществляется по направлениям:
№ Мероприятия Краткое описание мероприятия
1 Презентация Презентация на тему «Мой прадед не только воевал»
2 Стихотворение Стихотворение, написанное дочерью Михаила Глушкова к его юбилею.
3 Встречи Встреча с дочерью Курбатовой Любовью Михайловной
4 Интервью Интервью, взятое у дочери ветерана Курбатовой Любови Михайловны
5 Сбор материала про прадеда Михаила Глушкова Курбатова Елизавета, Курбатова Варвара
7 Выступление на тематических классных часах в младших классах. Курбатова Елизавета,
Курбатова Варвара
8 Участие в научной школьной конференции по краеведению. Курбатова Елизавета,
Курбатова Варвара
6. Проект «МОЙ ДЕД НЕТОЛЬКО ВОЕВАЛ»
Стихотворение к 80-летию Глушкова
Михаила Григорьевича, написанное его снохой.
10.11.2005г
Холодной осенью в предзимников начале
У Гриши и Опроши с Крутиков
Родился мальчик, и его назвали
Михаил Григорьевич Глушков .Избушка в два окошка, печь, полати,
И никак игрушек в доме нет,
Так, чурочки, костяшки, старый лапоть
И керосиновый лампадки свет.
Мальчишка рос, учился говорить и бегать,
Сестер Марию с Тосей узнавал.
Ходил с отцом во двор скотину сведать
И рано весь крестьянский труд познал.
Вступил в колхоз, со взрослыми работал,
Ходил за плугом, сеял и косил.
В мороз зимой и в летний зной до пота
И лес валил, и в поле пастушил.
Парнишка вырос статным и красивым,
Стал на гармошке хорошо играть.
И молодежь колхозная любила
Под музыку его потанцевать.
За Мишкой гармонистом, заводилой
Ходили девицы и парни всей гурьбой.
Но сердце гармониста покорила
Анюточка, пригожая собой.
С малых лет они друг друга знали
И школа ведь у них была одна.
О светлом будущем, как все, мечтали…
Но страшное известие пришло: ВОЙНА.
И в октябре сорок второго года
Призвали Михаила на войну
В Котельниче в вагоны погрузили
Везли в товарняке через страну.
Он оказался в Комсомольске на Амуре
Стал там военную науку постигать:
Маршировать, стоять на карауле ,Стрелять, взрывать и взводом управлять .Стал в 18 младшим лейтенантом,
Погоны, гимнастерка, сапоги…
Снабдили на дорогу провиантом
На Украинский фронт всех повезли.
Вот первый бой под Белой Церковью,
Стрельба и первые потери.
Но взвод его задачу выполнил
И выгнал немцев из деревни.
От тишины оглохли, когда взрывы стихли,
Сначала очень страшно воевать.
Но постепенно и к стрельбе привыкли
А дома за него молилась мать.
В Карпатах воевал с врагом поганым.
Враг наверху, а у подножья мы
Бои в обход. И с хитростью, обманом.
Но гнали фрицев дальше из страны.
Дошли до Польши: Сан Загут, Овражки…
Бои за каждый дом и огород.
Достали Михаила пули вражьи,
Он получил ранения в живот.
Не долго там залечивал он раны,
И встретили его фронтовики.
И снова бой, и снова Миша ранен.
Две пули перебили кость руки.
И в госпитале Новоградволынска
Узнал он, что закончилась война.
С родными встреча стала уже близкой,
И ликовала вся наша страна.
Домой солдат вернулся – победитель,
Невеста встретила его и мать.
Но умер за войну отец – родитель –
Не довелось его уж повидать.
Весной они с Нюрой поженились,
Работали в колхозе оба снова.
И дети постепенно нарадились:
Николай, Павел, Любовь и Вова.
А дни год за годом бежали,
И жизнь постепенно сменилась.
И дети все взрослыми стали
И внуки уже появились.
Деревня их тихо старела,
С работаю стали заминки
Решили они как – то смело
Уехать с семьею в Фоминки.
И здесь прижились и остались,
Тридцать пять лет уж живут.
Только вот Нюры не стало…
Но что же поделаешь тут…
На свинокомплексе совхоза
Работал долго Михаил.
И всю Владимирскую область
Он мясом вкусным накормил.
И вот мы собрались сегодня
На твой восьмидесятилетний юбилей.
Желаем все тебе здоровья
И много ясных теплых дней!
Сколько прожил лет –
Их не надо считать.
В этот праздничный день
Мы хотим пожелать :Не болеть, не стареть ,Не грустить, не скучать,
И еще много лет
Дни рожденья встречать.

ГЛУШКОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ – 10 ноября 1925 года рождения. В октябре 1942 года (не было и 17 лет) был призван в армию. Прошёл подготовку в Комсомольске-на-Амуре и в начале 1943 года попал на фронт. Воевал под Белой Церковью, в Польше. Дважды ранен. В 1945 году вернулся с фронта, женился на Лугининой Анне Петровне. Жили в деревне Крутики Кировской области, работали в колхозе. Михаил был бригадиром, а Анна работала на ферме, в разное время ухаживала за телятами, за курами, за свиньями. В 1971 году ферму в деревне ликвидировали, работать стало негде, и семья переехала в посёлок Фоминки Владимирской области. Жена Анна вскоре заболела и умерла в 1974 году. А Михаил 14 лет, до выхода на пенсию, трудился на совхозном свиноводческом комплексе. У Глушковых Михаила и Анны четверо детей: Николай, Павел, Любовь и Владимир.
Рассказы Глушкова Михаила Григорьевича о войне
(записано летом 1991 года).
В 1941 году был Крутиковский колхоз. Все там работали. Был сенокос, когда сообщили, что началась война. Сразу стали приносить повестки. Отца взяли в трудовую армию. Он был направлен в Гостовский лесоучасток (ушёл осенью и до весны).
В 1942 году осенью взяли Михаила (ему было 17 лет). Взяли в Котельнич на лошадях. Увезли в Комсомольск-на-Амуре в вагоне, нары, печки, на остановке запаслись топливом. Строили казармы, бараки. Уже шёл снег. Тут жили месяц. Ехали месяц. Потом расформировали. Нас оставили в пехотно-пулемётном училище, говорили, что на два года. Большинство были кировские, котельничские. Василий Павлович Лугинин из д. Смородиновской, Леонид Степанович Шабалин из д.Шабалинцы, Павел Николаевич Шабалин от шабалинцев.
Одежда: ботинки с обмотками. Если в караул, то давали полушубки и валенки. Кормили больше рыбой, давали американский сахар. Кормили нормально, не голодали. Начали учёбу уже в 1943 году, проучились 10 месяцев, и пришёл приказ «Выстрел». Присвоили звание младший лейтенант. Дали сапоги, гимнастёрку, диагоналевые американские отрезы материи ( пока ехали, пропили).
Ехали весной в 1944 году, дорога была уже не такой длинной, давали сухой паёк. На больших станциях водили в столовую. На вокзалах торговали бабки разными продуктами. Идёшь человека четыре-пять, один вроде покупает… В это время свисток, поезд отправляется, убегаем… «Деньги, делим», - кричит бабка. «Поедем с фронта, рассчитаемся», - кричат военные.
Москву объехали. Ехали уже в специальных вагонах, не в товарных. За Москвой стояли дня три. Было нас лейтенантов человек 150. Привезли за Киев, он был освобождён. Стояли тут долго, месяца полтора, жили лагерем.
Где-то в августе попали под Белую Церковь. Были затяжные бои. Я командовал взводом, человек из 35, в том числе, радист. С неделю добирались, оказалось левее Белой Церкви. Надо было взять деревушку. Прошла артподготовка. Укрывались в это время в траншеях. Потом пошли танки и одновременно пехоты. Каждый взвод отвечал за свой участок. У солдат автомат, гранаты 2-3 штуки на боку, на взвод один станковый пулемёт, три ручных пулемёта. У командира автомат, пистолет ТТ.
По овражку вышли левей деревни. Немцы сидели в своих траншеях. Расстояние между позициями приблизительно 800 метров. Мы задачу выполнили, немцев выбили из деревушки, гнали до следующего рубежа. Бой длился час-полтора. Потом идёшь без стрельбы, пока немцы не стреляют. В первом бою спиртного не давали. Погибло 4 человека, ранило 3. Ночью спали, только караул ставили. Сначала было очень страшно. Снаряды летели, пригибаешься. А потом почему-то привыкаешь. Уже чувствовали, в тебя летят, или мимо.
Во взводе были люди разной национальности, но никакой вражды, неприязни не было, не помню такого. У узбеков, если кого-то ранило или убило, они, бой не бой, останавливаются, лицо руками гладят «аллах, аллах!».
Спали в траншеях, хоть жара, хоть дождь или холод, но почему-то не было болезней, а хотелось иногда полежать в госпитале на простынях.
Зашли в Карпаты. Немцы вверху, мы внизу. Бой в обход. Разведка делает как бы обман: начинает стрельбу, а солдаты в другое место лезут. В Карпатах было плохо с продуктами.
Это была Западная Украина. Солдаты ходили в деревню за продуктами. Бендеры народ вредный.
Прошли в Польшу, город Сан-Загут, Овражки, не очень гористая местность. Поляки вредный народ. По одному не ходили, бывало, солдат убивали. Местные при немцах жили в лесах. Когда немцев выгоняли, Западные украинцы, чехи, поляки полезли как медведи из берлоги.
В Польше ранило в живот, потом в госпитале лежал месяца два. Там повысили в звании (лейтенант). Шли тогда с хорошим настроением. Хотелось взять Берлин.
В Сан-Загуте снова ранило, в руку. Лежал в госпитале Новоградволынска.
Было уже начало 1945 года. Две пули перебили кость. Наложили гипс, месяц пролежал, лучше не становилось, сделали вторую операцию под общим наркозом. Там в госпитале и услышал о конце войны. Личное оружие не отбирали. На радостях палили в небо. Выписали из госпиталя и направили в Киевский военный округ. В мае дали отпуск. Пришёл домой, женился на Нюре Лугининой. Раны не заживали. Через месяц поехал в Котельнич, снова положили в госпиталь, делали ещё одну операцию, осколки вынимали. Из госпиталя отправили в Свердловский округ. Кантовался там приблизительно месяц, потом пришёл приказ о демобилизации, отпустили домой осенью.
Когда ехал в Комсомольск-на-Амуре, сидор свой с продуктами положил на нары, уснул, проснулся – мешок пустой.
В армии были люди всякой национальности, но ссор не было, никакой «дедовщины» не было. Баб не было, ни дум, ни речей об этом не было, не помню. В училище был случай. Солдат стоял на посту, начальник караула пошёл посты проверять. Солдат предупредил, а командир, видимо, не отзывался, идёи и идёт. Солдат выстрелил и убил его.
Приложение:
Презентация «Мой дед не только воевал»
3.2 - видеозаявка
Информация об авторах проекта

1. Курбатова Елизавета, учащаяся 9 класса МБОУ Фоминской СОШ, отличник учебы, председатель детского общественного объединения «Альтаир», занимается исследовательской деятельностью по краеведению и экологии.
2. Курбатова Варвара, учащаяся 5 класса МБОУ Фоминской СОШ, отличник учебы, член детского общественного объединения «Альтаир»
Руководитель проекта –Чурушкина Лидия Васильевна, учитель МБОУ Фоминской СОШ, руководитель МО классных руководителей.
2.Краткая информация об учебном заведении
Фоминская средняя школа образована 1 сентября 1936г. В МБОУ Фоминская СОШ обучаются дети с. Фоминки, д. Быкасово, д. Гришино,д. Федорково, д. Мясниково.
Основные направления по которым работает школа:
1.Эколого-краеведческая
2.Патриотическая
3.Название конкурса:
Областной конкурс молодежных проектов патриотической направленности «Знаю. Помню. Дорожу…»
4.Название проекта:
«Мой прадед не только воевал»
5.Краткое содержание проекта:
В ходе реализации проекта была подготовлена презентация на тему: «Мой прадед не только воевал»; была проведена встреча и взято интервью у дочери ветерана Курбатовой Любови Михайловны.
Было проведено мероприятие в младших классах и участие в научной школьной конференции по краеведению.
От родственников из Шабалинского района были выявлены дополнительные сведения о Глушкове Михаиле Григорьевиче.
В ходе проекта через знакомство с опытом ветеранов Великой Отечественной войны у школьников формируется активная гражданская позиция. Совместный труд обучающихся, педагогов, родителей, ветеранов, общественности способствует формированию духовно-нравственных патриотических ориентиров обучающихся.