Рабочая программа внеурочной деятельности Казачий фольклор 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа № 1
ст. Багаевская Ростовской области

«Утверждаю»
Директор МБОУ БСОШ № 1
Приказ от__________.2016 № ___
_____________/О.А. Калинина/
место печати


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Казачий фольклор»
начального общего образования 3 «В» класса


Количество часов: 34 часа


Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы «Край родной» (авторы - составители: Бутенко Т. А., Небратенко В. Б Ростов-на-Дону - «Баро-Пресс», 2013).


Учитель: Евтушенко Елена Владимировна

2016
Рабочая программа по математике разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ БСОШ№1, фундаментального ядра содержания общего образования, с использованием хрестоматии для младших школьников «Край родной» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
1. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Казачий фольклор» к концу 3-го года обучения
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов приобретение обучающимися социальных знаний (начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры ), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми .
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества(осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; ), ценностного отношения к социальной реальности в целом (знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи).
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия (первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности), формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения (нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; опыт социальной и межкультурной коммуникации; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества). Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Предметные:
-общие представления о традиционной казачьей культуре: быте и укладе жизни, ратных подвигах, устном народном творчестве.
-укрепление ценности семейных отношений, развиться чувство уважения к старшим, любви к своим близким, любви к своей малой родине.
1.Личностные универсальные учебные действия.
Будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне эмоционально–положительного отношения к казачеству, чувства гордости за принадлежность к нему, готовности продолжать его традиции;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач.
- воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков.
-развитие нравственных качеств, эстетической и экологической воспитанности, творческих способностей;
-формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности;
- воспитание патриотизма, формирование семейных и общечеловеческих ценностей; формирование межличностных отношений.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
-достаточный объем усвоенных навыков для свободного выражения мыслей и чувств в процессе творчества; способность к самооценке на основе наблюдения за собой;
-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к родному краю, уважительного отношения к культуре Донского казачества.
2.Регулятивные универсальные учебные действия:
Будут сформированы:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом;
-мотивация на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи;
-обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности; обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
-позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками;
-ответственность за свои дела и поступки.
3.Познавательные универсальные учебные действия:
Будут сформированы:
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-получение знаний о красоте живой природы, культуре, культурных ценностях;
-формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину;
-совершенствование умения искать, анализировать и обобщать информацию;
-знакомство с произведениями устного народного творчества.
- строить рассуждения в форме связи простых суждений о поступках героев сказок и их личностных качествах, формулировать выводы.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
умение применять теоретические знания в исполнительской практике.
-творческих способностей;
4.Коммуникативные универсальные учебные действия.
Будут сформированы:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
-совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам;
-обогащение словарного запаса;
-обучение невербальному общению, умению распределять роли, чувствовать как весь коллектив, так и каждого его члена в отдельности, --учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
-отработка умения слушать и вступать в диалог, выступать на сцене;
-участие в коллективных творческих делах.
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- способность заниматься исследовательской и проектной деятельностью;
- умение выступать перед аудиторией сверстников; давать устную и письменную оценку своего выступления и выступления одноклассников.

2.Содержание учебного курса

Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки, небывальщины.
Тематика малых жанров: о Родине, казачья дружба, казак и конь, о житейской мудрости, о явлениях природы, о животных, о природе.
Сказки.
Казачьи народные сказки. Волшебные сказки.
Казачьи песни.
Походные песни. Семейные песни. Народные песни. Бытовые песни. Обрядовые песни. Былины. Исторические песни. Баллады. Духовные стихи.
Мотивы донского казачьего фольклора в творчестве региональных авторов.
Казачьи игры и забавы.
Праздники. Покровская ярмарка, Рождество Христово,Рождественский вертеп. Святки, Масленица, Казачьи посиделки, Пасха.

Курс «Казачий фольклор» содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология». Постепенность, последовательность изучения данного курса позволяют создать условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

2 . Формы организации учебных занятий:
Посиделки, праздники, театральные постановки, игры – драматизации, викторины, сюжетно-ролевые, театрализованно-дидактические игры, беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, концерты для родителей, выступления, конкурсы, викторины.

3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата:
Слушание музыки, песен, былин. Знакомство обучающихся с лучшими образцами фольклорного жанра, музыки, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры
Пение. Разучиванием песен. Воплощение музыкальных образов при разучивании иисполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений инавыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Музыкально-пластическое движение. Индивидуально-личностное выражение образного содержание музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений спомощью средств выразительности различных искусств.
Игры, забавы донских казаков.
Посиделки, праздники, театральные постановки.
Встречи с интересными людьми.
Концерты для родителей, выступления.


3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата
Тема
Количество часов
Основные виды учебной деятельности
Оборудование
Виды контроля

1-3

Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки, небывальщины. (Проект)
3
Музыкально-пластические движения. Танцевальные импровизации. Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Сочинение своих пословиц и поговорок.
Ноутбук. Экран.
Проектор. Мобильный класс. Презентация.

Беседа, исполнение, книжка - малышка

4

Покровская ярмарка
1
Музыкально-пластические движения, исполнение песен, драматизация
Ноутбук. Экран.
Проектор. Мобильный класс. Презентация.

Праздник, выступление перед родителями

5 - 11

Казачьи песни.


7
Музыкально-пластические движения. Танцевальные импровизации. Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами.
Ноутбук. Экран.
Проектор. Мобильный класс. Презентация.

Беседа, инсценирование песен, игры-драматизации исполнение

12

Рождество Христово. Рождественский вертеп. Святки.
1
Музыкально-пластические движения, исполнение песен, драматизация
Ноутбук. Экран.
Проектор. Мобильный класс. Презентация.

Праздник, выступление

13-18

Казачьи народные сказки. (Исследовательская работа)
6
Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Сочинение своих сказок.
Ноутбук. Экран. Проектор. Мобильный класс. Презентации.

Беседа, исполнение, инсценирование сказок, игры-драматизации книжка - малышка

19

Масленица
1
Музыкально-пластические движения, исполнение песен, драматизация
Проектор. Мобильный класс. Презентация.
Выступление

20-26

Мотивы донского казачьего фольклора в творчестве региональных авторов. (Проект)
7
Исследовательская работа, работа с литературой, интернет ресурсами. Сочинение своих сказок.
Ноутбук. Экран. Проектор. Мобильный класс. Презентация.

Беседа, исполнение, инсценирование сказок, игры-драматизации

27-32

Казачьи игры и забавы.
6

Проектор. Мобильный класс. Презентация.


33

Пасха
1
Музыкально-пластические движения, исполнение песен, драматизация

Праздник, выступление

34

Казачьи посиделки
1
Музыкально-пластические движения, исполнение песен, драматизация
Ноутбук. Экран. Проектор. Мобильный класс. Презентация.
Праздник, выступление

























СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета МБОУ БСОШ № 1
МБОУ БСОШ № 1
от августа 2016 года № 1 __________ /Мулько Г.В./
___________/Обидина Н.А./ __ августа __ 2016 года

 
·