Профилактическая программа К успеху верным путем

Профилактическая программа психолого-педагогического сопровождения
«К успеху Верным путем»
Пояснительная записка.
Общество, в котором мы живем, характеризуется крайней степенью социально-психологической и политической нестабильности. В таких условиях везде и всегда возникала и возникает почва для социально-негативных явлений, девальвации культурных ценностей, неуверенности в завтрашнем дне, неспособности части населения, особенно подростков, активно справляться с жизненными трудностями.
Развивающемуся гражданскому обществу России нужны по настоящему образованные, успешные, высоконравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу своей Родины.
Только формирование навыков эффективной адаптации в обществе, расширение знаний учащихся о правилах здорового образа жизни, развитие коммуникативных умений, способность противостоять негативному давлению со стороны, пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, смогут способствовать развитию и становлению активной социально-адаптированной личности.
Реальные условия для практического включения учащихся в активную деятельность, способствующие выбору правильного жизненного пути, создает кадетское движении, которое, как и другие участники образовательного процесса охвачены психолого-педагогическим сопровождением.
Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития детей, будущих патриотов нашей Родины.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание условий, способствующих личностному росту учащихся, профессиональному самоопределению в соответствии с выбранным профилем обучения, формирование нравственного потенциала и морально-этических норм личности учащихся, содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи программы определены её целью и связаны с развитием у учащихся социально значимого комплекса жизненно важных навыков.
Формировать умения адаптироваться в социальной среде.
Формировать умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих.
Пробудить интерес к различным видам общественной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, умении справляться с жизненными трудностями.
Сформировать навыки поведения, направленные на улучшение межличностной коммуникации среди сверстников.
Отработать стратегии и навыки поведения, ведущие к здоровью и препятствующие злоупотреблению психоактивными веществами.
Новизна программы состоит в том, что она позволяет осуществлять ориентацию молодого поколения на позитивные социальные и личные ценности через процесс самопознания, самовоспитания, повышение уровня психологической компетентности, вовлечение молодежи в профилактическую деятельность.
Основными принципами реализации программы являются:
       - программно-целевой подход;
- поддержка школьных инициатив
-формирование актива во всех целевых группах;
       - циклическое расширение охвата контингента;
       -анализ результативности профилактической работы;
       - освещение об успехах профилактической деятельности в средствах
массовой информации;
       - осуществление мониторинга и оценки эффективности проводимой работы.
Этапы и сроки реализации.
Программа реализуется на протяжении семи лет обучения в два этапа. Этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.
Формы и методы работы. В процессе реализации программы используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения.
Методы.
По способу организации занятий:

- рассказ, беседа, диспут, обсуждение

- тренинги, упражнения, тесты, «пятиминутки» саморегуляции

- работа с литературой, интернет-источниками

По уровню деятельности учащихся:

- объяснительно-иллюстративный

- репродуктивный: воспроизведение знаний во время бесед и итоговых занятий по пройденных темам

- участие в коллективном поиске, например, способов решения проблемы

Формы.

Формы организации деятельности:

- групповая (беседы, диспуты, игры в тренингах)

- индивидуально-групповая (выполнение упражнений индивидуально и в звеньях)

- индивидуальная (решение тестов, высказывание мнения по тому или иному вопросу)

Формы проведения занятий:

- диспут

- конкурс

- деловая игра

- консультация

- творческая встреча
Целевыми группами, в отношении которых проводиться психолого-педагогическое воздействие являются:
обучающиеся (Блок « Ученик»)
педагогические работники (Блок « Учитель»)
члены семей учащихся (Блок « Родитель»)

Блок «Ученик»
Данная программа социально-психолого- педагогического сопровождения предназначена для детей – от 8 до 14 лет.
Дети разделены на 2 возрастные группы,
2-4 класс - совет младших школьников « Малышок»
5-8 класс - совет средних школьников « Подросток»
Пихолого-педагогическое сопровождение первоклассников направлено на успешное протекание процесса адаптации детей к школьной жизни, способствующее личностному и социальному развитию ребенка. (Приложение 1).
Работа социально-психолого-педагогического сопровождение учащихся строиться на основе дифференцированного подхода с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель: создание социально-психологических условий для успешной реализации творческих способностей школьниками и дальнейшей успешной адаптации в обществе.
Задачи:

развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешной реализации творческих способностей.
развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я- концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
создание благоприятного психологического климата среди школьников детской организации.
способствование развитию творческого потенциала и установления норм во взаимоотношениях со сверстниками и педагогом.
Работа с адаптационной группой «Первоклассник» заключается в создании педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться на этапе поступления в школу и полноценно функционировать и развиваться в школьной системе отношений.
Работа с детьми группы «Начальная школа» (2-4 класс) направлена
на развитие знаний о здоровье человека, на основе понимания совершенности и уникальности человеческого организма,
на воспитание у учащихся общей культуры поведения,
на познание окружающего мира.
Работа с детьми группы « Подросток» (5-8 класс) основана на развитии личностных качеств и социальных навыков,
на обучении учащихся новым формам поведения,
на формировании представлений о самом себе,
на умении общаться с окружающими, понимать их поведение, сопереживать, разрешать конфликтные ситуации, принимать собственные решения.

Блок « Учитель»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области эффективного взаимодействия со школьниками и родителями, а так же выбора оптимальных средств предупреждения девиантного поведения школьников и злоупотребления ПАВ.
Задачи:
просвещение педагогического коллектива о методах и средствах предупреждения злоупотребления ПАВ в детско-подростковой среде;
обучение педагогов средствам эффективной коммуникации.
повышение психологической компетентности педагогов.
создание доброжелательного климата, доверительных отношений, организации педагогической поддержки детей в наиболее острые возрастные периоды для учащихся.
выработка стратегии индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся.
Блок «Родитель»
Цель: повышение уровня психолого-педагогическое компетенции родителей, предусматривающей обучение родителей формам и методам, способствующим эффективному семейному взаимодействию.
Задачи:
повышение психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития.
создание доброжелательного климата, доверительных отношений со своими детьми.
принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе.
Основным стержнем социально - психолого-педагогического сопровождения является профилактика девиантного поведения и злоупотребление психоактивных веществ.
Данное сопровождение имеет следующие направления:
I направление – информационно-просветительское
В образовательном учреждении для учащихся, учителей и родителей созданы: - уголок социально- психолого – педагогической помощи для учащихся, учителей, родителей;
- родительский уголок;
- правовой уголок;
- проводится выпуск буклетов;
- выпуск компьютерных газет по профилактике девиантного поведения и злоупотребления ПАВ детьми и подросткам;
- ежемесячный выпуск стенгазеты « Психолого- социальный вестник» (Приложение 2)
Цель: предоставление учащимся и родителям информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека, значимости здорового образа жизни, информации законодательно-правового плана в сфере норм поведения в общественных местах, а так же употребления и распространения психоактивных веществ, сведений рекомендательного характера.
II направление – диагностическое.
1ступень - групповая психодиагностика. (Приложение 3)
- групповая речевая диагностика
( осуществляется школьным педагогом-психологом, учителем логопедом с привлечением помощи классных руководителей, педагогов дополнительного образования)
Цель: определить на основе результатов анализа тестового и анкетного опроса основную группу (здоровых детей) и детей «группы риска» для проведения дифференцированной профилактической работы с ними.
2 ступень - углубленная индивидуальная диагностика детей «группы риска».
В диагностический комплекс оценки психического состояния рекомендуются следующие психологические и физиологические методики:
   цветовой тест Люшера, на основании которого высчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (КВ);
методика Спилбергера для оценки ситуационной тревожности;   методика оценки уровня развития адаптационных способностей личности;
    опросник «Взаимодействие родителей и ребенка» И.М. Марковской;

III направление – Социально-психолого-педагогическая поддержка учащихся и родителей.
Социально-психолого-педагогическая поддержка учащихся основана:
  -на проведении коррекционно - развивающих занятий,
- на организации досуга учащихся,
- на оказании логопедической помощи детям детской организации,
- в ходе решения проблем учащихся через психолого-педагогический консилиум,
- в ходе решения проблем учащихся через индивидуальное консультирование,
- на родительских лекториях.
1.Коррекционно-развивающие занятия с учащимися адаптационной группы « Первоклассник» (данный вид занятий имеет как групповую так и индивидуальную формы работы)
  а) занятия групповой формы работы:
- « Здравствуй, Цветочный город» проводятся педагогом-психологом в первые три дня пребывания первоклассников в стенах школы. Материал занятий подготовлен на основе программы Г.А. Цукерман и К.Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь». Развивающие занятия дают возможность детям быстрее и легче адаптироваться к новым для них условиям обучения в школе, у детей появляется прекрасная возможность знакомства с одноклассниками, привыкания к школьной обстановке.
- занятия по программе «Внимание, дети»
- занятия по программе «Развитие толерантных способов поведения у первоклассников», основным содержанием которых являются игры и психологические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы навыков адекватного социального поведения школьников (проводятся 1 раз в неделю в течение года, по 35 минут 1 занятие).
- психологические минутки «Познаю окружающий мир», проводятся как психологом, так и педагогом которые дают школьникам детской организации представление об окружающем мире, способствуют формированию у учащихся умения противостоять жизненным трудностям.
(6 занятий в год, длительность 1 занятия 20-25 минут)
1. «Подумаем о счастье»
2. «Дарить радость людям»
3. «Хороши и плохие поступки»
4. «Правда и ложь»
5. «Добрые дела»
6. «Хорошие и плохие вещества»
б) занятия индивидуальной формы работы проводятся по индивидуальным программам с детьми, имеющими низкий уровень развития познавательных интересов и проблемы личностного плана ( повышенный уровень тревожности, низкую самооценку, через мерную зажатость, гиперактивность и другие.)
Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися группы «Начальная школа».
Коррекционно-развивающие занятия направлены на формирование здорового образа жизни и социализации личности.
а) коррекционно-развивающие занятия ведутся с использованием учебно-методического комплекта « Все цвета, кроме черного», подготовленного в рамках федеральной целевой программы « Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы.»
2 класс «Учусь понимать себя»
Цель: формирование у учащихся умения управлять своим настроением, чувствами, познать себя.
3 класс «Учусь понимать других»
Цель: развитие у учащихся интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей, а также умения строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми.
4 класс «» Учусь общаться»
Цель: формирование навыков общения, а также способности оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
б) индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, направленные на оказание помощи детям с личностными и поведенческими проблемами и направлены на приобщение индивида к участию в общественной жизни, обучение пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей.
Кандидатами для занятий являются дети, вызывающие беспокойство для учителей.

Коррекционно-развивающие занятия с учащимися группы детской организации « Подросток».
Коррекционно-развивающие занятия данной группы направлены на развитие коммуникативных и поведенческих навыков учащихся.
а) занятия в 5-6 классах проводятся с использованием учебно-методического пособия «Обучение жизненно важным навыкам».
Цели: формирование поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющих человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.
б) занятия в 7-8 классах проводятся с использованием учебно-методического пособия «Мой выбор»
в) проведение психологических часов
Цели: сформировать у учащихся первичные умение анализировать любую социальную ситуацию осознавать необходимость личного выбора из нескольких вариантов поступков и поведения в различных жизненных ситуациях.
2. Организация досуга учащихся детской организации способствует развитию индивидуальных творческих способностей учащихся, а так же удовлетворению их потребности в самореализации.
Организация досуга учащихся проводится через:
а) вовлечение учащихся в кружковую деятельность.
На базе школы действуют кружки:
« Акварелька»
« Техническое творчество»
« Краеведение»
« Агитбригада»
« Спортивный»
« Ориентир»
б) участие детей детской организации в кадетском движении
цель которого состоит в том, чтобы подготовить высоко культурную, морально устойчивую молодежь, готовую к оказанию помощи сверстникам и взрослому населению, как в экстремальных ситуациях, так и в обыденной жизни.
в) участие учащихся в различных школьных мероприятиях (ролевых играх, дискуссиях, круглых столах, ток-шоу, конкурсах, спектаклях и т.д.)
 г) участие школьников в тренинговых занятий (коммуникативный тренинг, тренинг решения проблем, тренинг психической саморегуляции, тренинг отказа от предложения употребить ПАВ.)
3. Волонтерская деятельность учащихся.
Школьники вовлечены в работу психологического клуба « Ориентир», основной задачей которого является:
-создание волонтерских групп из числа активных школьников
-обучение навыкам первичной профилактики и пропаганде здорового образа жизни, через процесс самопознания, самовоспитания, повышения уровня жизненной компетенции,
-организация мероприятий первичной и частично вторичной
профилактики злоупотребления ПАВ среди сверстников, местной молодежи, взрослого населения.
4.Решение проблем учащихся через психолого- медико-педагогический консилиум.
Одной из важнейших составляющих деятельности сопровожденя является психолого-медико-педагогический консилиум, в результате деятельности которого осуществляется функция координирования деятельности специалистов для выработки квалифицированных и обоснованных рекомендаций детям, их родителям. Здесь же осуществляется консультативная помощь воспитателям и учителям начальной школы в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения. Его деятельность направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением особенностей развития, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и безболезненной интеграцией в следующий этап обучения.
Деятельность специалистов направлена на разработку и осуществление развивающих, психолого-профилактических и психокоррекционных программ (методик), которые компенсируют неблагополучный опыт жизни в семье и способствуют формированию личности ребенка и его успешной социальной адаптации. В частности, адаптированы программы : универсальная компьютерная программа «Диагностика уровня физической подготовленности ребенка на основе индивидуально-личностного подхода», программа «Воспитание коммуникативных качеств у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность» программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальной школы.
 
6.Решение проблем учащихся через индивидуальное консультирование,
Психологическое консультирование учащихся направлено на оказание помощи детям и подросткам, испытывающим потребность в оптимизации своей психической активности, в преодолении неприятных психических состояний, психических затруднений, чувства безысходности, в организации самовоспитания.
Цели консультирования разделяют на:
-        цели, связанные с исправлением (коррекцией);
-       цели, связанные с обеспечением роста или развития.
Педагог-психолог проводит индивидуальную работу с учащимися «группы риска» с обсуждением вопросов, проигрыванием ситуаций и разбором личных историй, явившихся, по его мнению, причиной развития психологического дискомфорта.
5. Родительский всеобуч (Приложение 4)
Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания подрастающего поколения и создания внутрисемейного комфорта.
Социально-психолого-педагогическое сопровождение родителей осуществляется через:
а) родительские лектории (Приложение 5)
б) семинарские занятия
в) индивидуальное консультирование.
г) проведение совместных занятий родителей с детьми.
IV направление - оценка эффективности работы.
Оценка эффективности работы социально-психолого-педагогического сопровождения проводится на основании:
- успешного протекания процессов адаптации первоклассников к новым условиям жизни,
- успешного протеканию процесса адаптации пятиклассников к новым условиям обучения и воспитания,
- снижения школьной тревожности детей младшего школьного возраста
- снижения уровня алкоголизации и склонности к наркомании у детей среднего звена обучения
- снижения количества учащихся, находящихся на внутришкольном учете по причине девиантного поведения
- снижение количества учащихся, находящихся на учете в ПДН,
- снижение количества обращений за консультациями к педагогу-психологу родителей и детей по проблемам внутрисемейных взаимоотношений.

Кадровое обеспечение
Заместитель директора по воспитательной работе
Педагог-психолог
Социальный педагог
Учитель-логопед
Старшая вожатая
Классные руководители
Воспитатели ГПД
Воспитатель кадетского класса
Учителя-предметники
Финансовое обеспечение
Финансирование реализации программы осуществляется за счет бюджетных средств и средств образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты.
Результатами реализации программы психолого-педагогического сопровождения является:
- снижение уровня тревожности детей
-высокий уровень развития коммуникативных и организаторских способностей.
-повышение уровня адаптация детей к новым условиям жизни. ( 1, 5 класс)
- низкий уровень склонности к наркомании и алкоголизму
-низкий уровень детей с дивиантным поведением
- высокий уровень вовлеченности в кадетское движение
- высокий уровень вовлеченности в волонтерское движение, связанное с пропагандой здорового образа жизни.


15