Урок литературы в 10 классе по теме: «Проблема поиска счастья в поэме Н.А.Некрасова«Кому на Руси жить хорошо».


Урок литературы в 10 классе по теме:
«Проблема поиска счастья в поэме Н.А.Некрасова
 «Кому на Руси жить хорошо».
Учитель русского языка и литературы   МБОУ «СОШ № 25», Позднякова Ирина Леонидовна
Цели урока:
1. Обозначить понятие счастья для разных героев поэмы, для современного человека.
2. Определить авторскую позицию по данной проблеме.
Оборудование:
- презентация  с записью урока;
- бумага для коллективного сочинения;
- записки с вопросами.
Формы урочной работы:
- коллективное сочинение;
- групповая работа;
- «вопросы из  коробки».
Этапы урока.
1. Вступительное слово учителя.
     Одна из главных проблем, затронутых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. В разное время разные люди под счастьем понимали абсолютно противоположное.
      Гюстав Флобер, французский  писатель, и вовсе утверждал: «Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни».  Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
  Попробуем определиться с понятиями, для этого вам предлагается коллективное сочинение «Счастье – это…».
2. Проверка групповой домашней работы.
Понимание счастья разными героями поэмы:
      Поп
      Помещик
      Матрёна Тимофеевна
      Персонажи из главы «Счастливые»
      Сами мужики
      Автор поэмы.
Поп.
      Почему именно с ним первым встречаются странники?
      Как происходит встреча со священником?
      Счастлив ли поп?
      В чём его понимание счастья?
«В чём счастие,  по-вашему?
Покой, богатство, честь,
Не так ли, други милые?»
Они сказали: так…
Помещик.
      Смысл фамилии Гаврилы Афанасьевича Оболта-Оболдуева? 
      О чём жалеет помещик?
      Если определять тип героя, положительный или отрицательный персонаж перед нами?
      В чём его счастье?
Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Закон - моё желание!
Кулак – моя полиция!
------------------------------
Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!...
Матрёна Тимофеевна
      Почему в ряду  персонажей, рассказывающих о своём понимании счастья, появляется  только одна женщина?
      Почему в главе «Крестьянка»  так много фольклорных элементов?
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
------------------------------
 
Пока мы торговалися,
Должно быть, так я думаю,
Тогда и было счастьице…
------------------------------
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Глава «Счастливые».
      Дьячок уволенный.
      Рябая, одноглазая   старуха.
      Солдат с медалями.
      Каменотёс с тяжёлым молотом.
      Мужик с одышкою.
      Дворовый графа Переметьева.
      Крестьянин-белорус.
      Мужик с скулой свороченной.
      Оборванные  нищие.
Ермила Гирин.
      Чем интересен этот герой?
      Почему его история не доведена до конца? Чем она могла бы закончится?
      Фамилия «Гирин», имеет ли она смысловую нагрузку?
Имел он всё, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почёт,
Почёт завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой.
Счастье для 7 мужиков
      Менялось ли понимание счастья у  7 странников на протяжении поэмы?
      Если «да», то каким образом это происходило?
      К чему пришли в финале?
… Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошёной волости,
Избыткова села!... 
Авторское понимание счастья.
Выразителем авторской позиции в поэме является герой Григорий Добросклонов.
Гриша Добросклонов
Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
--------------------------------------------------------------
…и лет пятнадцати
Григорий твёрдо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и тёмного родного уголка.
Выводы по уроку
      Кого же  на самом деле Некрасов считает счастливым на Руси?
      Почему песенками Гриши Добросклонова заканчивается поэма?
      В воспоминаниях Глеба Успенского есть упоминание о том, кого на самом деле Некрасов хотел видеть в финале в качестве счастливого человека.
      А что такое счастье для современного человека?
Чтение коллективного сочинения.
Приложение№1.
Вопросы из коробки. Были составлены как домашние по всей поэме в целом. Предлагаются между частями урока любому ученику, методом случайного выбора.
Как вы считаете, есть ли смысл в названиях деревень?
В чём сходство некрасовского пролога к поэме и русских народных сказок?
Какие части поэмы, из числа задуманных, не были написаны?
Почему в названии поэмы не стоит знак вопроса?
Какова роль автора в поэме? Кто из героев выражает авторскую позицию?
Какую главную мысль хотел Некрасов выразить в своём произведении?
С какими другими произведениями ассоциируется у вас поэма «Кому на Руси жить хорошо»?
Почему автор считает Гришу Добросклонова счастливым человеком?
Как вы думаете, почему именно 7 мужиков отправились счастье искать?
В каких ещё произведениях литературы 19 века вам встречались крестьяне как главные герои?
Столкнулся ли Некрасов с цензурой после написания произведения?
Смысл названия поэмы.
Почему мужики после всех своих путешествий и встреч так и не поняли, кому на Руси жить хорошо?
В чём новаторство поэмы Некрасова?
Приложение№2.
Коллективное сочинение «Счастье – это…».
   Одна из главных проблем, затронутых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья.
    Гюстав Флобер, французский  писатель, и вовсе утверждал: «Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни».  Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (начало задано учителем).
    Но счастье – это всё-таки что-то доброе, родное, красивое.
   Счастливый человек – радостен, беззаботен, свободен…
  Счастье – состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого удовольствия и радости (из словаря).
  Мне кажется, поистине счастливый человек способен на многое, жертвовать чем-то сейчас, чтобы получить многое потом.
 Счастье – понятие субъективное, для меня лично счастье – это исполнение желаний.
 Но если все желания человека будут исполнены, то человек не будет к чему-то стремиться, жизнь его станет совсем не интересной.
 Так или иначе, именно исполнение самых заветных желаний – мечта любого. Но человек – такое существо, что никогда не удовлетворит своих желаний полностью.
 Главное – стремиться к нему, идти к своему счастью, знать, чего ты хочешь, благодаря чему, ты можешь стать счастливым человеком.
 В современном мире успехов добиваются лишь те люди, у которых есть стремление к воплощению мечты.  
Приложение № 3. Дополнительная информация к уроку.
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,                                                            
Но я ему служил  - и сердцем я спокоен…  
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слёзы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула муза мне, - пора идти вперёд:
Народ освобождён, но счастлив ли народ?...»
  При жизни Н.А. Некрасова, его поэма не выходила полностью, лишь в 20-ые годы 20 века поэма вышла без сокращений и искажений.
  Итогом литературного творчества Н.А.Некрасова стала «крестьянская эпопея» (термин принадлежит самому автору) «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877). Она – итог раздумий поэта о судьбе народа, о путях, которые ведут к его счастью. «Я задумал изложить в связном рассказе всё, что знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из его уст… Это будет эпопея крестьянской жизни,» - писал Некрасов.  Это огромное произведение  (в полтора раза больше «Евгения Онегина») осталось незавершённым, но эта незавершённость со временем начала восприниматься как особенность композиции и соответствие свойствам самой жизни.
   «Кому на Руси жить хорошо». Это не поэма в обычном смысле слова и даже не роман в стихах, а народная эпопея нового времени, сохранившая связь с древнерусским былинным эпосом. В этом произведении воплощены исконные, вечные черты русского национального характера, его незыблемые нравственные устои, народное горе и народное счастье.
   Некрасов использовал в поэме всё жанровое многообразие русского фольклора: былины, легенды,  загадки, пословицы, поговорки, песни,  сказки.
   Ответ на вопрос: «Кому на Руси жить хорошо», - так и остался ненайденным. 7 мужиков из 7 деревень собрались, чтобы счастье искать. Понятие счастья вполне традиционно: «покой, богатство, честь».
   Панорамная композиция предоставляла неограниченные возможности. «Божественная комедия», «Дон Кихот», «Мёртвые души» - вот примеры произведений такого рода.
   Размер – трёхстопный ямб.
   Значение эпопеи в самой постановке вопроса: «Кому на Руси жить хорошо». Не решение проблемы, а указание на неё. Ещё М.Ю.Лермонтов писал: «Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить – это уж Бог знает».  «Мы не врачи, мы боль», - говорил Герцен. Поставленный им вопрос важнее самого однозначного ответа.
   Это не бытовая повесть в стихах, а своеобразная философия народной жизни, хотя и быт представлен.
   «Кому на Руси жить хорошо» писалось в одну из переломных эпох нашей истории: отмена крепостного права, экономические реформы, потрясение основ (пока еще только потрясение!), брожение в умах. Изменения - то коренные, то внешние - происходили у всех на глазах, от планов и надежд, реальных и несбыточных, кружились головы. Волновалась, бурлила литература. Сами по себе названия романов, написанных писателями-«шестидесятниками», характеризуют эту бурную эпоху и насущные ее проблемы: «что делать?» (Чернышевский); наступает «трудное время» (Слепцов); теряют общий язык «отцы и дети» (Тургенев); скрыться «некуда» (Лесков); русская жизнь словно «взбаламученное море», хоть бы уцелеть «в водовороте» событий (Писемский); интеллигенцию сбивают с пути «бесы» политического авантюризма (Достоевский). Здесь и вопросы по существу, на которые должно дать ответ содержание книги, и тревожные сигналы, и смятение, испуг. Кому  же в самом деле на Руси жить хорошо?
Вопросы.
С какими фольклорными образами и сюжетами перекликается пролог поэмы?
Как вы думаете, почему реалистическую поэму автор начал с пролога, в котором реальность сочетается с фантастикой?
Вспомните известные вам произведения, в которых также используется мотив дороги или путешествия героя.
Какие основные темы и мотивы намечены Некрасовым в прологе к поэме? Какие из них он не реализовал?
В чём заключается новаторство поэмы Некрасова?