Статья на тему Проектирование современного урока на основе методического конструктора приемов


Конструктор современного урока
Творческая мастерская у каждого учителя своя. Каждый обладает большим разнообразием методических приемов.
Мне хотелось бы поделиться своим опытом работы в данном направлении. За основу я взяла, на мой взгляд, продуктивную педагогическую идею «Методический конструктор», применяемую как эффективное средство для «сборки» уроков.
Любой из основных этапов урока отчасти может быть реализован разными методическими приемами или их комбинацией. То есть приемы, по сути, и есть элементы Конструктора.
Идея Конструктора принадлежит педагогу Анатолию Гину.
Конструктор повышает эффективность проектирования урока учителем. Даже если все методические приемы известны учителю, без Конструктора трудно удержать их в памяти. С Конструктором разнообразные уроки можно готовить довольно быстро.
У каждого учителя может быть свой конструктор. Я предлагаю лишь его форму и некоторые методические приемы.
В первой вертикальной графе - основные этапы урока, справа – названия методических приемов, необходимых для реализации его этапов.
Модули уроков Приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей
Начало урока Шаг навстречу
Дерево возможных ожиданий
Ассоциативный ряд
Нестандартный вход в урок
Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности Подводящий диалог
Домысливание
Группировка
Актуализация знаний Диктант значений
Реклама
До-послеЦепочка признаков
Открытие новых знаний Брифинг
Соколиный глаз
Бумеранг
Лови ошибку
ИнсертРешение учебных задач Шапка вопросов
АудиотекстыКруговая тренировка
Контроль знаний. Обратная связь Создай паспорт
Корректор
Реставратор
Конкурс шпаргалок
Дуэль
Кластер
Рефлексия СинквейРюкзак
До-послеАнкета
Дерево возможных ожиданий
Начало урока
Прием Шаг навстречу
Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе.
Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартной задачи и т.д. на усмотрение учителя. Главное «захватить» внимание учащихся.
Дерево возможных ожиданий
Необходимый материал: схематично нарисованное дерево, на которое в конце урока будут наклеены стикеры.
Проведение: Учитель предлагает учащимся на желтых стикерах  написать, чего они ждут на уроке, а на красных чего опасаются. В конце занятия учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения-желтыми и  несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными.
Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждем плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали.
В конце урока
Проведение: учитель предлагает вернуться к «Дереву возможных вариантов». Учащиеся выбирают стикеры нужного цвета и наклеивают их на дерево. Если преобладающий цвет желтый, то цели урока достигнуты. Красный – есть над чем поработать.  
Ассоциативный ряд
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
Оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Нестандартный вход в урок
Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.
Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Домысливание
Предлагается тема урока и слова "помощники": Повторим Изучим Узнаем Проверим. С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Например, тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" , можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь
Актуализация знаний
Диктант значений
Описание: приём экстраактивного обучения. Интересный способ словарного диктанта используется при обучении русскому языку. Преподаватель диктует не слова, а их значения. Учащиеся должны по значениям определить слова и написать их.
Пример. Преподаватель в диктанте по удвоенным согласным диктует: «Лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь», а школьники пишут «Корреспондент»и т.дРеклама
Описание: учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин. Работу можно организовать в группе.
Пример. Создайте рекламу Серебряному веку русской поэзии
До-послеОписание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.
Формирует:
умение прогнозировать события;
умение соотносить известные и неизвестные факты;
умение выражать свои мысли;
умение сравнивать и делать вывод.
В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.
Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.
Цепочка признаков
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.
Формирует:
умение описывать объект через имена и значения признаков;
умение определять по заданным частям модели скрытые части;
умение составлять внутренний план действий.
1-й ученик называет объект и его признак («у белки – падеж»);
2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («у него – часть речи»);
3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак («я – количество слогов») и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.
Открытие новых знаний
Брифинг
На уроке школьники учатся выступать с самостоятельными сообщениями, отстаивать свои суждения в форме развернутой беседы, чтения первоисточников с комментариями. Для этого используется метод постановки вопросов и формулирования ответов, где важна взаимосвязь речевой и умственной деятельности учащихся, что способствует повышению культуры общения. Момент окончания брифинга следует выбрать так, чтобы предупредить повторение уже сказанного
Соколиный глаз
Прием очень прост: учащимся предлагается достаточно большой текст, примерно 1 печатный лист, в котором они должны были найти какое-либо изученное грамматическое явление (напр., глаголы 3 лица единственного числа). По окончании ученики обмениваются работами, проверяют и выбирают самого «глазастого» сокола.
Бумеранг
Прием используется для отработки накопленного лексического запаса. Он воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и «возвратить» его учителю.
Например:  простой человек (бесхитростный)
Лови ошибку
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
умение анализировать информацию;
умение применять знания в нестандартной ситуации;
умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Пример.
Русский язык. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.
Литература. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.
ИнсертПриём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию
Приём используется в три этапа:
В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;
Обсуждают записи, внесённые в таблицу.
Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
Решение учебных задач
Шапка вопросов
Вид работы по любому учебному тексту или по личным впечатлениям, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом. Каждый участвующий бросает в «шапку» три записки, на каждой из которых им был записан вопрос (по литературному или изобразительному тексту). На каждой записке свой тип вопроса:
1. Вопрос, проверяющий знание текста.
2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).
3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим.
Участники могут ограничиваться и одним-двумя вопросами-записочками.
Смысл задания заключается в постановке ученика, формулирующего и записывающего эти вопросы, в три разные позиции: а) проверяющего, б) не знающего, в) советующегося.
Отвечают на вопросы все ученики. Для этого они подходят к «шапке» и вынимают одну из бумажек.
АудиотекстыПрослушайте текст (фрагмент произведения, песня и т.п) и выпишите слова на изученное правило. Например, вам нужно выписать вопросительные местоимения из песен «Дорогою добра», «Маленький принц», «Мэри Поппинс».
Круговая тренировка
Класс делится на группы, каждая группа выполняет определённое задание, затем группы меняются заданиями.
Контроль знаний. Обратная связь
Корректор
Цель: найти и исправить ошибки. Используются разные варианты: замена слов синонимами, орфографические и пунктуационные ошибки, грамматика и т.п.
Реставратор
Вместо пропусков нужно
вставить буквы (слова, цифры и т.п.) на изученное правило
Конкурс шпаргалок
Описание: Участники за определенное время (5 минут, например) должны качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию на небольшом листке бумаги. Побеждает тот, кто сможет, соблюдая все условия,"запротоколировать" наибольшее количество текста, и кто воспроизведет свой текст бегло, без ошибок
Дуэль
Описание: Класс делится на команды, каждая команда тренирует одного участника по изучаемому материалу, причем к выступлению готовят наиболее слабых участников." Дуэлянту" могут помогать "секунданты", как правило, их двое, учитель ставит оценку по результатам "дуэли" всем участникам.
Создай паспорт
Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану
Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.
Рефлексия
СинквейЭто стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.
Пример.
Tема любви,
"Гранатовый браслет", Куприн.
Роковая, невзаимная, увлекается, страдает, гибнет.
Да святится имя твое.
Счастье.
Рюкзак
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
я научился составлять план текста
я разобрался в такой-то теме
я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.
Анкета
Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был
7. Я плохо понимаю новый материал,
8. Я не совсем хорошо понимаю материал
9.Все понимаю и все получаетсяСписок литературы:
1. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - М.: Вита-Пресс,2005
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.