Методическая разработка: Формирование грамотного письма в начальной школе


Орфографическая грамотность- это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение. Цель работы представляет собой попытку выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для её выработки. 1. Необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные звуки (буквы) 2. Важно научить «видеть» и узнавать орфограммы в слове. 3. Научить детей самоконтролю, чтобы они умели доказывать, обосновывать свой выбор. Неумение ученика контролировать себя во время письма.Неумение применять приобретённые знания.Недостаточное развитие фонематического слуха.Небольшой объём словарного запаса и, как следствие, трудности в подборе проверочных словДефекты речи, неустойчивое внимание, недостаточное развитие оперативной памяти, быстрая утомляемость и т.д. Многообразие причин орфографических ошибок представляет собой определённую трудность для учителя, но не снимает с него ответственности за точное определение причин ошибок каждого учащегося и за выбор наиболее эффективных и оптимальных приёмов их исправления. Зрительный фактор (срабатывает при запоминании непроверяемых написаний).Слуховой фактор (пишущий человек должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает)Рукодвигательный фактор (любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки)Артикулярный фактор (работа речевого аппарата в процессе проговаривания создаёт запоминательный образ слова) Выборочное комментирование слов, в которых дети испытывают затруднение.Проговаривание трудных для написания слов.Различные виды диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный и др.)Разборов (фонетический, морфемный, орфографический) Произношение словаРаспознавание орфограммыОпределение места орфограммы в слове.Определение способа проверкиПроверкаЗапись словаКонтроль. Письмо по памятиГрафическое выделение орфограммОрфографическое проговариваниеЗрительно- слуховой диктантОбъяснительно-предупредительный диктантСвободный диктантВыборочный диктантСписывание с различными заданиямиРазнообразные творческие работыИспользование ребусов, загадок, кроссвордовРабота в паре с последующей взаимопроверкой Формированию орфографической зоркости подчинена и система работы над ошибками.Общий принцип исправления ошибок сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников (в процессе выполнения работы над ошибками осуществляется индивидуально-дифференцированный подход) 1группа. Обозначение на полях условным знаком / строчки, в которой находится ошибка.2группа.Подчеркивание слова, в котором находится ошибка и обозначение на полях условным знаком или подчеркивание ошибки в слове.3группа.Традиционный. Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза.Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на её выработку, сознательное отношение.