Открытый урок по специальности гитара по теме: «Правильная организация проведения урока, как способ устойчивого развития исполнительской техники ребенка»


МБУ ДО «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
г. Петропавловск-Камчатского

Открытый урок по специальности гитара
по теме: «Правильная организация проведения урока, как способ устойчивого развития исполнительской техники ребенка»
преп. Моисеевой Ю.А. с уч-ся 2 класса Галдус Дашей
Цель урока: Показать, что правильная организация проведения урока определяет эффективность обучения, его результативность. Планирование урока учителем – последовательность деятельности на уроке делает урок целеустремленным, собранным, дает возможность экономить время.
Задачи урока: Урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения, воспитательного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение детьми знаний, формирование умений и навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога. Урок по специальности в музыкальной школе состоит из анализа, редактирования, овладения новыми навыками (приемами игры) и знаниями, проработкой сложных мест изучаемого материала, овладением целостности изучаемого материала или его части, а также указания, что необходимо сделать самостоятельно до следующего занятия (домашнее задание). Для этого учителю необходимо четко представлять в каком порядке он будет работать над материалом, какие приемы педагогического воздействия будут им применены, и чего он желает достигнуть с учеником не только на этом уроке, но и представлять конечный результат всей работы.
Задачи урока
Образовательные Развивающие Воспитывающие
– закрепить изученные теоретические знания (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, динамика, темп, ритм, тембр, мелодия);– продолжить формирование практических навыков (штриховые особенности пьес, работа с динамическими оттенками, тембрами, исполнение произведений в различных темпах);
- закрепить приёмы звукоизвлечения (тирандо, апояндо), арпеджио, аккорды.
- привить навыки полноценного художественного восприятия идейно-образного содержания музыкального произведения;- развивать творческую активность учащейся через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях;
- расширить представление обучающегося о тембровом разнообразии гитары; 
- закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения. – воспитывать эстетический вкус;– воспитывать любовь к музыке;– воспитывать усидчивость и трудолюбие;
- углубить интерес обучающейся к многообразию исполнительской техники гитариста;
- воспитать толерантность и коммуникабельность.
Тип урока Вид урока
комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний). традиционный. практическое занятие.
Методы обучения Методические приемы
Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.
словесный, наглядный, практический
Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.
активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика
Практический: музыкально- дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.
развитие мышления, творческой инициативы
Информационно-рецептивные, заключающиеся в том, что на уроках преподаватель помогает раскрытию творческого потенциала детей, развивает технические навыки, формирует личность музыканта-исполнителя, помогает перевести теоретические знания в практические умения.  приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук; правильно исполнять мелодию и передавать ритмический рисунок.
Психологические условия на уроке:
Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающей ситуации, психологический микроклимат на уроке.
Средства обучения:
Инструмент (гитара), стул, подставка для ног, пульт, нотные пособия.
Структура урока
Этапы Задачи Время
Организационный Приветствие, подготовка рабочего места, настройка инструмента, посадка за инструмент. Игра упражнений и гамм для разогрева исполнительского аппарата. 5
Проверка домашнего задания Прослушивание ученика и проведение анализа его исполнения. Выяснение недостатков, подведение итогов предыдущей работы. 8
Основная тема урока. Работа над музыкальным материалом Цель основного этапа – активизировать творческую фантазию учащегося. Продолжение работы (устранение недостатков с помощью уже известных либо новых приемов или подходов), освоение нового материала (если в этом есть необходимость).
Инструктаж (устное разъяснение), метод показа (исполняет сам педагог), тренировка (прорабатывание наиболее сложных мест, в том числе с помощью отвлеченных упражнений). 20
Закрепление учебного материала. Закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения. Повышать самооценку ребёнка, отмечая наиболее удачные моменты. 5
Подведение итогов работы на уроке. Домашнее задание Оценка готовности ученика к уроку и его активности на уроке, запись домашнего задания.
2
Ход урока
№ Организационный момент
1 Приветствие, подготовка рабочего места, настройка инструмента, посадка за инструмент. Игра упражнений и гамм для разогрева исполнительского аппарата. Как показывает многолетняя музыкальная практика, именно гаммы и упражнения играют важную роль в развитии исполнительской техники. Систематическая работа над упражнениями прививает слуховой контроль к качеству звучания, воспитывает метроритмическую организованность, закрепляет точные ритмические и аппликатурные навыки, развивает координацию пальцев.
Разогревающие упражнения на контактный принцип звукоизвлечения;
Упражнения на развитие техники левой и правой рук, где необходимо уделять внимание не только двигательной, но и слуховой стороне исполнительского процесса.
Гамма 2-х октавная C-dur различными ритмическими группировками в 2-дольном размере (дуоли, триоли, квартоли).
Проверка домашнего задания
2 Ученица исполняет выученные ранее пьесы (Этюд Ф.Сор, Анданте М. Каркасси, Вальс Н. Кост). Задача преподавателя, не перебивая внимательно выслушать ученика, затем отметить наиболее удачные моменты в её исполнении. Преподаватель предлагает ей самой проанализировать собственное исполнение, а затем мы переходим к менее удавшимся фрагментам и пробуем их исправить, заново более тщательно прорабатывая материал.
Основная тема урока. Работа над музыкальным материалом
3 Цель основного этапа – активизировать творческую фантазию учащегося. Задача преподавателя – вызвать интерес ребёнка к произведению, открыть новые грани его исполнения. Тогда эмоциональное состояние учащегося будет положительно влиять на прилежание, способствовать целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами, штрихами. В результате произведение прозвучит более ярко, осмысленно.
Проводится инструктаж (устное разъяснение) о понятии метра в музыке и его влияния на эмоционально-образный тон произведения.
Проводится метод показа (исполняет сам педагог), тренировка (прорабатывание наиболее сложных мест, в том числе с помощью отвлеченных упражнений).
Главная задача - научить учащегося читать нотный текст по горизонтали и по вертикали, включая ритмическую сторону исполнения, чтобы ученик видел не отдельную ноту, а интервалы и аккорды в гармоническом виде.
Графика нотного письма гитарной музыки имеет горизонтальное и вертикальное измерение. Учитывая, что по горизонтали текст усваивается быстрее, то целесообразно сначала проработать каждый голос отдельно или в ансамбле с преподавателем, а после закрепления уже соединять голоса.
Закрепление учебного материала.
4 Задача преподавателя - закрепить навык самостоятельного анализа изучаемого произведения. Повышать самооценку ребёнка, отмечая наиболее удачные моменты. В случае «зажатости» ученика, преподавателю необходимо задавать наводящие вопросы, иллюстрировать на инструменте музыкальные фрагменты, объясняя и показывая их эмоциональную окраску.
Подведение итогов работы на уроке
5 Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играть выразительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на творческом процессе. Зажигая искру интереса в познании увлекательного мира музыки, преподаватель воспитывает в ученике любовь к искусству, формируем его художественно-эстетический вкус.
Домашнее задание
6 Подводится итог готовности ученицы к уроку и её активности на уроке, ставится оценка и делается запись домашнего задания.
Задания можно делать вместе с родителями. Это укрепит психологическую и эмоциональную связь в семье.
В процессе подготовки к открытому уроку наряду с личным опытом работы педагога, была использована следующая методическая литература:
Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991.
Сеговия А. Моя гитарная тетрадь. М., 1995.
Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1988.