Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Классическая гитара


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
педагогического/методического совета МБУ ДО ЦРТДЮ
от ________________
Протокол № ____
Утверждаю:
Директор МБУ ДО ЦРТДЮ Т.В. Гордиеня _______________
Приказ № __________________
«____ »_______________20___ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Классическая гитара»
Уровень программы: Углубленный
Срок реализации программы: 7 лет (504 часа)
Возрастная категория: от 6,5 до 18 летВид программы: модифицированная
Автор - составитель:
Глухих Ирина Борисовна,
педагог дополнительного образования
Крымск, 2016 г.
Правовая база программы, нормативные основания:
Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273).
Конвенция ООН о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи от 20 ноября 1989 года;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ.
Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения 2016 г.
а также с учетом многолетнего педагогического опыта.
Настоящая программа опирается на основные положения, предусмотренные уставом МБОУ ДО ЦРТДЮ.
Пояснительная записка
Направленность программы – художественная.
Данная программа является модифицированной.
Данная программа разработана для обучающихся по классу гитары на основе программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), 1988 г., составитель Г. А. Ларичев и примерной программы по учебной дисциплине «музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная), 2002 г., составители В. А. Кузнецов и А. Ф. Гитман.
Гитара является одним из самых демократичных и универсальных инструментов нашего времени в силу своих особенностей и возможностей. Исполнению на гитаре доступны произведения всех времен и народов, практически всех жанров и стилей. Этот инструмент является и сольным, и ансамблевым, и аккомпанирующим, таким образом, овладение им помогает формировать наиболее развитую в музыкальном отношении личность исполнителя.
Программа отражает академическую направленность репертуара, его разнообразие, включает произведения русской, зарубежной классики и современный материал джазового, эстрадного направлений.
Предлагаемая программа рассчитана на семилетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы 6,5 – 12 лет. Продолжительность урока – 40 минут. Для детей, возраст которых менее 6,5 лет, продолжительность урока составляет 30 минут.
Недельная нагрузка по предмету составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что предлагаемые ребёнку новые виды и формы деятельности (подбор по слуху мелодий и аккомпанемента, чтение с листа, игра в ансамбле, транспонирование, исполнение аккомпанемента к мелодии) позволяют ему:
- научиться музицировать на музыкальном инструменте;
- развить мотивацию к познанию и творчеству, увлечённость своим делом;
- развить образное восприятие и активизировать мыслительный процесс;
- воспитать волевые качества, повысить самооценку.
Данная программа разработана с учётом принципа индивидуального обучения. Сложность используемого музыкального материала не должна превышать возможностей данного ученика. Усвоение новых знаний опирается на уже полученную ранее, в том числе в классе своего специального инструмента, информацию методического и исполнительского характера, т.е. используется принцип преемственности
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время существует насущная потребность дать детям различного уровня развития, обучающимся в МБУДО ЦРТДЮ возможность раскрыть свой творческий потенциал, вырасти интеллектуально и духовно, приобщиться к художественным образцам музыкальной культуры - подлинным ценностям искусства.
Занятия в объединении «Классическая гитара» открывает значительные перспективы для   музыкально-эстетического самовыражения обучающихся и оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка.
Данная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:
развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
формирование и развитие творческих способностей;
содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном обществе;
приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
сохранение и охрана здоровья детей.
Цель программы – обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве на классической гитаре, формирование практических умений и навыков игры на инструменте, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства, расширение музыкальный кругозор ученика посредством обучения его игре на классической гитаре.
Задачи программы:
Образовательные:
- приобретение основных исполнительских навыков игры на классической гитаре (организация аппарата, основные технические приёмы игры);
- обучение новым видам музыкальной деятельности: чтению с листа, игре в ансамбле, транспонированию, подбору мелодии и элементарного аккомпанемента;
- ознакомление с широким кругом гитарных произведений и переложений для классической гитары;
-формирование устойчивого познавательного интереса к музицированию.
Развивающие:
- развитие базовых музыкальных способностей - слуха (интонационного, гармонического, полифонического, тембрового), чувства ритма, памяти, а также внимания, мышления, воображения;
- развитие гибкости, вариативности мышления;
- развитие артистических способностей, волевых исполнительских качеств;
- развитие потребности и тяги к познавательному процессу, к накоплению впечатлений и расширению общекультурного кругозора.
Воспитательные:
- воспитание ответственности, аккуратности, дисциплинированности в процессе обучения;
- приобщение к активному участию в общественной деятельности (конкурсы, фестивали, викторины), привитие желания к посещению культурных мероприятий;
- воспитание грамотного слушателя;
- подготовка наиболее одарённых учащихся к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения;
- создание предпосылки психологической комфортности, устойчивости, уверенности в себе, ощущения себя как личности;
- формирование навыков культуры общения и поведения в социуме - умения владеть своими эмоциями и преодолевать стрессовые ситуации.
Отличительные особенности
Программа предусматривает тщательный подбор и логическую выстроенность репертуара, обеспечивающую высокий уровень усвоения всего блока знаний, умений и навыков, т.е. используется принцип спиральной последовательности освоения содержания. Процесс освоения изучаемых произведений сочетает прохождение небольшого количества относительно сложных произведений с большим количеством относительно лёгких произведений, позволяющих закрепить усвоенные навыки в доступной форме, доставляющих удовольствие от общения с музыкой. Также отличительной особенностью данной программы является использование современных методик обучения, средств информационных технологий.
Возраст детей: 6,5 - 18 лет.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 7 лет обучения.
Форма и режим занятий
Язык преподавания – русский.
Форма обучения по дополнительной образовательной программе - очная.
Формы проведения занятий: аудиторные, внеаудиторные (самостоятельные).
Формы организации занятий:
Основной формой учебно-воспитательного процесса является индивидуальный урок.
Программой предусмотрены занятия:
Теоретические;
Практические;
Комбинированные.
Занятия чаще всего проходят по комбинированному типу, так как включают в себя повторение пройденного, объяснение нового, закрепление материала и подведение итогов.
Занятия также могут проходить в форме:
Репетиционно-тренировочных;
Академических или учебных концертов.
Режим занятий: 1-7 класс два раза в неделю по 1 академическому часу (72 часа в год, 504 часа - весь период обучения).
Ожидаемые результаты:
Усвоив образовательную программу учащийся:
- овладел практическими навыками игры на классической гитаре, научился играть в ансамбле, транспонировать, читать с листа, подбирать по слуху, аккомпанировать другому инструменту;
- в результате всестороннего развития музыкальных способностей и активизации мышления выпускник играет популярную музыку, самостоятельно разучивает любые интересующие его произведения;
-с удовольствием музицирует, играя в ансамбле и аккомпанируя другим инструментам;
- ознакомился с широким кругом музыкальных произведений, разбирается в различных музыкальных стилях, эпохах, направлениях; расширился музыкальный кругозор, сформировался эстетический вкус;
- с интересом посещает филармонические концерты, музыкальные спектакли, оперные постановки, художественные выставки и др.;
- изменил своё отношение к окружающему миру, воспринимает его ярче, эмоциональнее, красочнее, более чутко;
- сможет ощутить уверенность в своих силах, комфортность своего психологического состояния, причастность к ценностям жизни;
- наиболее одарённые учащиеся смогут продолжить своё обучение в средних специальных и высших учебных заведениях.
Аттестация осуществляется через систему анализа успеваемости, отслеживания результатов (наблюдение, диагностика, тесты);
Академических концертов;
Концертов, отчётных и классных концертов;
Конкурсов, фестивалей различного уровня.
Форма подведения итогов реализации программы
Успеваемость оценивается по итогам участия в конкурсах, фестивалях, классных концертах, а также учитывается активность работы учащегося на протяжении всего периода обучения.
I ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: ознакомление с инструментом, основными приемами игры, знакомство со штрихами. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.
Задачи:
- развитие интереса к музыкальному инструменту,
- освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства;
- овладение основными навыками;
- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности, артистизма;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- формирование духовной культуры и нравственности ребёнка;
- приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;
- воспитание любви к музыке;
- формирование высоких эстетических норм в отношениях с педагогом и учениками;
- воспитание самостоятельности, эмоционально-волевых качеств, ответственности, собранности, работоспособности;
- формирование и всестороннее развитие художественного вкуса учащихся на материале лучших образцов мировой и отечественной музыкальной культуры, воспитание устойчивого интереса и любви к музыке.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ Название темы Количество часов Всего часов Форма аттестации/контроля
Теория практика 1. Инструктаж по технике безопасности, правила поведения в учебном заведении и на улице. Вводное занятие. 1 - 1 Беседа, тестирование
2. Беседы о музыке 2 - 2 Беседа, творческие задания, наблюдение
3. Основы музыкальной грамоты 8 - 8 Беседа, опрос, упражнения
4. Основы обучения игре на инструменте - 7 7 Упражнения, творческие задания
5. Работа над учебно-тренировочным материалом - 8 8 Упражнения, творческие задания
6. Развитие музыкально-исполнительских навыков - 17 17 Упражнения, творческие задания
7. Работа над произведениями - 18 18 Упражнения, творческие задания
8. Развитие навыков аккомпанемента. Игра в ансамбле с педагогом. - 6 6 Упражнения, творческие задания
9. Подготовка к мероприятиям и концертам - 5 5 Беседа, творческие задания, наблюдение, прослушивание
ВСЕГО ЗА ГОД 11 61 72 Содержание программыТема 1. Вводное занятие.
Знакомство сдетьми. Режим работы объединения. Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним.
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.
Тема 2. Беседы о музыке.
Музыка и её выразительные возможности. Способность музыки выражать настроение,чувства и мысли человека. Историясоздания гитары. Прослушивание произведений в исполнении музыкантов гитаристов.
Тема 3. Основы музыкальной грамоты.
Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Звукоряд. Нотный стан. Скрипичный ключ соль. Длительности нот. Фермата. Лига. Размер, такт, затакт. Пауза. Темп музыкального произведения. Тон и полутон. Строение мажорной и минорной гамм. Понятие о ладе. Главные ступени лада и их названия. Музыкальные жанры. Знаки альтерации. Музыкальные термины.
Тема 4. Основы обучения игре на инструменте.
Изучение приёмов игры: тирандо, апояндо, основных видов арпеджио, двухголосия. Работа над учебно-тренировочным материалом (упражнения, гаммы, этюды). Работа над произведениями. Игра в ансамбле.
Тема 5. Работа над учебно-тренировочным материалом.
Участие в концертах, внеклассных мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Анализ выступлений детей.
Тема 6. Развитие музыкально-исполнительских навыков.
Тема 7. Работа над произведениями.
Тема 8. Развитие навыков аккомпанемента. Игра в ансамбле с педагогом.
Тема 9. Подготовка к мероприятиям и концертам.
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения ученику необходимо приобрести следующие знания и навыки:
- подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок;
- приобретение первоначальных навыков чтения нот с листа;
- освоение нотной грамоты;
- владение приемами звукоизвлечения non legato, legato, staccato;
-исполнять на память небольшие простые разнохарактерные пьесы.
В течение первого года обучения проходится 15 - 20 легких произведений в 1-йпозиции. В конце II полугодия проводятся зачетные прослушивания, на которых исполняется 2 разнохарактерных произведения, одно из которых в ансамбле с педагогом.
II ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: совершенствование технических приемов игры на классической гитаре, работа над звукоизвлечением.
Задачи:
- овладение основными навыками, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста.
- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности, артистизма;
- овладение навыками подбора по слуху и импровизации;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- формирование духовной культуры и нравственности ребёнка;
- приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;
- воспитание любви к музыке;
- формирование высоких эстетических норм в отношениях с преподавателями и учениками;
- воспитание самостоятельности;
- формирование и всестороннее развитие художественного вкуса учащихся на материале лучших образцов мировой и отечественной музыкальной культуры, воспитание устойчивого интереса и любви к музыке.
Учебно-тематический план второго года обучения
№ Название темы Количество часов Всего часов Форма аттестации/контроля
Теория практика 1. Инструктаж по технике безопасности, правила поведения в учебном заведении и на улице. Вводное занятие. 1 - 1 Беседа, тестирование
2. Беседы о музыке 1 - 1 Беседа, творческие задания, наблюдение
3. Основы музыкальной грамоты 9 - 9 Беседа, опрос, упражнения
4. Основы обучения игре на инструменте - 7 7 Упражнения, творческие задания
5. Работа над учебно-тренировочным материалом - 8 8 Упражнения, творческие задания
6. Развитие музыкально-исполнительских навыков - 17 17 Упражнения, творческие задания
7. Работа над произведениями - 19 19 Упражнения, творческие задания
8. Развитие навыков аккомпанемента. Игра в ансамбле с педагогом. - 5 5 Упражнения, творческие задания
9. Подготовка к мероприятиям и концертам - 5 5 Беседа, творческие задания, наблюдение, прослушивание
ВСЕГО ЗА ГОД 11 61 72 Содержание программы
Беседа о музыке. Музыка XVI – XVII веков. Лютневая музыка в переложении для гитары. Прослушивание произведений в исполнении известных музыкантов.
Основы музыкальной грамоты и теории музыки. Параллельные тональности. Гармонический и мелодический минор. Пунктирный ритм. Синкопа. Акцент. Триоль.
Обучение игре на инструменте. Изучение мажорных и минорных гамм до двух знаков в 1-й позиции. Игра упражнений и этюдов на различные виды техники. Знакомство с грифом гитары в пределах V позиции. Работа над игровыми приёмами: малое баррэ, вибрация, натуральные флажолеты. Разучивание произведения разных стилей и эпох, характера, жанра.
Чтение нот с листа. Развитие навыков аккомпанемента. Игра в ансамбле с педагогом.
Концертная деятельность. Участие в концертах, внеклассных мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Анализ выступлений детей.
Ожидаемые результаты: По окончании второго года обучения учащийся:
играет пьесы, различные по стилю, жанру;
проявляет индивидуальное отношение к исполняемым произведениям, определяет характер;
умеет с листа грамотно разбирать несложные произведения, подбирать по слуху;
знает основные музыкальные термины.

В течение второго года обучения проходится 12 - 15 произведений различной степени сложности, в том числе 2 - 4 этюда, 4 - 5 ансамблей. В конце I и II полугодия проводятся контрольные уроки. Исполняется два разнохарактерных произведения, либо одно произведение и ансамбль.
III ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: Расширение образного строя исполняемого репертуара. Чтение с листа. Игра в ансамбле.
Задачи:
- освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства в пределах общеразвивающей программы;
- овладение основными навыками, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста.
- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности, артистизма;
- развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;
- овладение навыками подбора по слуху;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- формирование духовной культуры и нравственности ребёнка;
- приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;
- воспитание любви к музыке;
- формирование высоких эстетических норм в отношениях с преподавателями и учениками;
- воспитание самостоятельности;
- формирование и всестороннее развитие художественного вкуса учащихся на материале лучших образцов мировой и отечественной музыкальной культуры, воспитание устойчивого интереса и любви к музыке.
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ Название темы Количество часов Всего часов Форма аттестации/контроля
Теория практика 1. Инструктаж по технике безопасности, правила поведения в учебном заведении и на улице. Вводное занятие. 1 - 1 Беседа, тестирование
2. Беседы о музыке 1 - 1 Беседа, творческие задания, наблюдение
3. Основы музыкальной грамоты 4 - 4 Беседа, опрос, упражнения
4. Основы обучения игре на инструменте - 6 6 Упражнения, творческие задания
5. Работа над учебно-тренировочным материалом - 9 9 Упражнения, творческие задания
6. Развитие музыкально-исполнительских навыков - 17 17 Упражнения, творческие задания
7. Работа над произведениями - 33 33 Упражнения, творческие задания
8. Развитие навыков аккомпанемента. Игра в ансамбле с педагогом. - 9 9 Упражнения, творческие задания
9. Подготовка к мероприятиям и концертам - 9 9 Беседа, творческие задания, наблюдение, прослушивание
ВСЕГО ЗА ГОД 6 66 72 Содержание программы третьего года обучения
Беседа о музыке. Беседа о музыке XVIII – XIX веков. Творчество гитарных классиков – М. Джулиани, М. Каркасси, Д.Агуадо и др. Прослушивание произведений в исполнении известных музыкантов.
Основы музыкальной грамоты и теории музыки. Параллельные и одноименные тональности. Художественно-выразительные средства музыки. Знаки сокращения нотного письма. Аккорд и его строение.
Обучение игре на инструменте. Изучение мажорных и минорных гамм до трех знаков в 1-й позиции. Игра упражнений и этюдов на различные виды техники. Знакомство с грифом гитары в пределах VII позиции. Работа над игровыми приёмами: малое баррэ, вибрация, натуральные флажолеты. Разучивание произведения разных стилей и эпох, характера, жанра.
Чтение нот с листа. Развитие навыков аккомпанемента. Игра в ансамбле с педагогом.
Концертная деятельность. Участие в концертах, внеклассных мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Анализ выступлений детей.
В течение третьего года обучения проходится 8 - 12 произведений различной степени сложности, в том числе 2 - 3 этюда, 3- 4 ансамбля, 2 пьесы полифонического склада. В конце I и II полугодия проводятся контрольные уроки. Исполняется два разнохарактерных произведения, либо одно произведение и ансамбль.
IV ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: создание условий для развития технических навыков, чтения с листа.
Задачи:
- овладение основными навыками, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста.
- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности, артистизма;
- развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;
- овладение навыками подбора по слуху;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- формирование духовной культуры и нравственности ребёнка;
- приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;
- воспитание любви к музыке;
- формирование высоких эстетических норм в отношениях с педагогами и учениками;
- воспитание самостоятельности;
- формирование и всестороннее развитие художественного вкуса учащихся на материале лучших образцов мировой и отечественной музыкальной культуры, воспитание устойчивого интереса и любви к музыке.
Учебно-тематический план четвертого года обучения
№ Название темы Количество часов Всего часов Форма аттестации/контроля
Теория практика 1. Инструктаж по технике безопасности, правила поведения в учебном заведении и на улице. Вводное занятие. 1 - 1 Беседа, тестирование
2. Беседы о музыке 1 - 1 Беседа, творческие задания, наблюдение
3. Основы музыкальной грамоты 4 - 4 Беседа, опрос, упражнения
4. Основы обучения игре на инструменте - 6 6 Упражнения, творческие задания
5. Работа над учебно-тренировочным материалом - 11 11 Упражнения, творческие задания
6. Работа над произведениями - 32 32 Упражнения, творческие задания
7. Развитие навыков аккомпанемента. Игра в ансамбле с педагогом. - 9 9 Упражнения, творческие задания
8. Подготовка к мероприятиям и концертам - 8 8 Беседа, творческие задания, наблюдение, прослушивание
ВСЕГО ЗА ГОД 6 66 72 Содержание программы четвертого года обучения
Беседа о музыке. Беседа о русской гитарной школе. Творчество А. Иванова-Крамского, П. Агафошина, Высоцкого. Прослушивание произведений в исполнении известных музыкантов.
Основы музыкальной грамоты и теории музыки. Транспонирование. Секвенция. Канон. Септаккорды, их строение и функции.
Обучение игре на инструменте. Изучение мажорных и минорных гамм до четырех знаков в 1-й и 2-й позициях. Игра упражнений и этюдов на различные виды техники. Знакомство с грифом гитары до 12-го лада. Работа над игровыми приёмами: баррэ, техническое легато, натуральные и искусственные флажолеты, расгеадо. Разучивание произведения разных стилей и эпох, характеров, жанров. Чтение нот с листа. Развитие навыков аккомпанемента. Игра в ансамбле с педагогом.
Концертная деятельность.
В течение четвёртого года обучения проходится 10 -12 различных произведений, в том числе 2 - 3 этюда, 1- 2 ансамбля, одно произведение крупной формы, одно произведение полифонического склада. В конце I и II полугодия проводится контрольный урок. Исполняется два разнохарактерных произведения.
V ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: создание условий для работы над элементами художественной выразительности, развития гитарной техники, подбора по слуху, чтения с листа.
Задачи:
- овладение основными навыками, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста.
- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности, артистизма;
- развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;
- овладение навыками подбора по слуху;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- формирование у наиболее одарённых учащихся осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения;
- формирование духовной культуры и нравственности ребёнка;
- приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;
- воспитание любви к музыке;
- формирование высоких эстетических норм в отношениях с преподавателями и учениками;
- воспитание самостоятельности;
- формирование и всестороннее развитие художественного вкуса учащихся на материале лучших образцов мировой и отечественной музыкальной культуры, воспитание устойчивого интереса и любви к музыке.
Учебно-тематический план пятого года обучения
№ Название темы Количество часов Всего часов Форма аттестации/контроля
Теория практика 1. Инструктаж по технике безопасности, правила поведения в учебном заведении и на улице. Вводное занятие. 1 - 1 Беседа, тестирование
2. Беседы о музыке 1 - 1 Беседа, творческие задания, наблюдение
3. Основы музыкальной грамоты 4 - 4 Беседа, опрос, упражнения
4. Основы обучения игре на инструменте - 6 6 Упражнения, творческие задания
5. Работа над учебно-тренировочным материалом - 11 11 Упражнения, творческие задания
6. Работа над произведениями - 36 36 Упражнения, творческие задания
7. Развитие навыков аккомпанемента. Игра в ансамбле с педагогом. - 7 7 Упражнения, творческие задания
8. Подготовка к мероприятиям и концертам - 6 6 Беседа, творческие задания, наблюдение, прослушивание
ВСЕГО ЗА ГОД 6 66 72
Содержание программы пятого года обучения
Беседа о музыке. Современные композиторы-гитаристы. Знакомство с современными гитарными школами. Прослушивание произведений в исполнении известных музыкантов.
Основы музыкальной грамоты и теории музыки. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Музыкальная форма. Мелизмы как средства музыкальной орнаментики.
Обучение игре на инструменте. Изучение мажорных и минорных гамм в аппликатуре А. Сеговии. Игра упражнений и этюдов на различные виды техники. Работа над совершенствованием изученных приемов. Разучивание произведения разных стилей и эпох, характера, жанра. Формирование навыков самостоятельной работы над музыкальными произведениями на основе приобретенных знаний, умений и исполнительских навыков.
Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом.
Концертная деятельность.
В течение пятого года обучения проходится 8- 10 различных произведений, в том числе 2 - 3 этюда, 1-2 ансамбля, одно произведение крупной формы, одна полифония. В конце I – II полугодия проводится контрольный урок. Исполняется два разнохарактерных произведения.
VI ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: создание условий для работы над элементами художественной выразительности, развития гитарной техники, подбора по слуху, чтения с листа. Работе над аккомпанементом.
Задачи:
- овладение основными навыками, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;
- овладевать необходимым для исполнения музыкальных произведений техническим минимумом;
- развитие владения педалью, умения создать звуковой образ, музыкальную форму произведения;
- овладение основами полифонии, навыками постоянного слухового контроля, точного артикулирования;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста.
- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности, артистизма;
- развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;
- овладение навыками аккомпанемента;
- овладение навыками подбора по слуху и импровизации;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- формирование у наиболее одарённых выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения;
- формирование духовной культуры и нравственности ребёнка;
- приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;
- воспитание любви к музыке;
- формирование высоких эстетических норм в отношениях с педагогом и учениками;
- воспитание самостоятельности;
- формирование и всестороннее развитие художественного вкуса учащихся на материале лучших образцов мировой и отечественной музыкальной культуры, воспитание устойчивого интереса и любви к музыке.
Учебно-тематический план шестого года обучения
№ Название темы Количество часов Всего часов Форма аттестации/контроля
Теория практика 1. Инструктаж по технике безопасности, правила поведения в учебном заведении и на улице. Вводное занятие. 1 - 1 Беседа, тестирование
2. Беседы о музыке 1 - 1 Беседа, творческие задания, наблюдение
3. Обучение игре на инструменте - 4 4 Упражнения, творческие задания
5. Работа над учебно-тренировочным материалом - 9 9 Упражнения, творческие задания
6. Работа над произведениями - 40 40 Упражнения, творческие задания
7. Развитие навыков аккомпанемента. Игра в ансамбле с педагогом. - 8 8 Упражнения, творческие задания
8. Подготовка к мероприятиям и концертам - 9 9 Беседа, творческие задания, наблюдение, прослушивание
ВСЕГО ЗА ГОД 2 70 72 Содержание шестого года обучения
Беседа о музыке. Испанская музыка в стиле «фламенко». Прослушивание произведений в исполнении известных музыкантов.
Основы музыкальной грамоты и теории музыки. Особые виды ритмического деления (триоль, квинтоль, секстоль). Синкопа. Переменные метры и размеры.
Обучение игре на инструменте. Развитие свободы исполнительского аппарата. Закрепление и совершенствование ранее изученных способов звукоизвлечения и приемов игры. Развитие навыков самостоятельной исполнительской работы над музыкальным произведением, выбора и использования музыкально-выразительных исполнительских средств, необходимых для реализации художественного композиционного замысла. Совершенствование навыков чтения нот с листа, развитие навыков гитарного аккомпанемента.
Концертная деятельность.
В течение шестого года обучения проходится 6 - 8 произведений, в том числе 1 - 2 этюда, 1-2 ансамбля, 1 - 2 аккомпанемента ( к пьесам для инструмента по специальности ), пьесы педагогического репертуара и легкие переложения популярной классической музыки. В конце I и II полугодия проводится контрольный урок. Исполняется два разнохарактерных произведения.
VII ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: создание условий для работы над элементами художественной выразительности, развития гитарной техники, подбора по слуху, чтения с листа.
развивать музыкально-творческие способности, на основе усложнения репертуара и исполнительских задач,
разбирать и грамотно, выразительно исполнять на классической гитаре произведения из программы
знание наиболее употребительных музыкальных терминов.
овладевать необходимой для исполнения музыкальных произведений технической базой,
умение создать звуковой образ, сохранить музыкальную форму произведения, умение дать сведения об исполняемом произведении;
овладевать основами полифонии, навыками артикуляции, постоянного слухового контроля;
уметь свободно и осознанно исполнить в концертной обстановке выученные произведения, участвовать в концертах и фестивалях.
уметь свободно и осознанно исполнить в концертной обстановке выученные произведения, воспитывать эмоционально-волевые качества, ответственность, работоспособность, собранность.
Учебно-тематический план седьмого года обучения
№ Название темы Количество часов Всего часов Форма аттестации/контроля
Теория практика 1. Инструктаж по технике безопасности, правила поведения в учебном заведении и на улице. Вводное занятие. 1 - 1 Беседа, тестирование
2. Беседы о музыке 1 - 1 Беседа, творческие задания, наблюдение
3. Обучение игре на инструменте - 4 4 Упражнения, творческие задания
5. Работа над учебно-тренировочным материалом - 9 9 Упражнения, творческие задания
6. Работа над произведениями - 40 40 Упражнения, творческие задания
7. Развитие навыков аккомпанемента. Игра в ансамбле с педагогом. - 9 9 Упражнения, творческие задания
8. Подготовка к мероприятиям и концертам - 8 8 Беседа, творческие задания, наблюдение, прослушивание
ВСЕГО ЗА ГОД 2 70 72 Содержание программы седьмого года обучения
Беседа о музыке. Беседа «Пять веков гитарной музыки».
Основы музыкальной грамоты и теории музыки. Музыкальные жанры и их классификация. Связь и взаимоотношение музыкальных жанров и музыкальных форм.
Обучение игре на инструменте. Совершенствование и развитие всех сторон исполнительской гитарной техники. Работа над техникой звукоизвлечения, артикуляционно-штриховой техникой. Закрепление и совершенствование навыков художественно-исполнительской работы над музыкальными произведениями, разнообразными по содержанию, характеру, фактуре. Накопление исполнительского репертуара, включающего в себя разнообразные по стилю и жанру музыкальные произведения различных эпох. Развитие и совершенствование навыков чтения нот с листа, гитарного аккомпанемента, подбора по слуху.
Концертная деятельность. Участие в концертах, внеклассных мероприятиях, конкурсах, фестивалях.
В течение шестого года обучения проходится 6 - 8 произведений, в том числе 1 - 2 этюда, 1-2 ансамбля, 1 - 2 аккомпанемента, пьесы педагогического репертуара и легкие переложения популярной классической музыки. В конце I и II полугодия проводится контрольный урок. Исполняется два разнохарактерных произведения.
Формы аттестации
Аттестация осуществляется через систему:
Анализа успеваемости, отслеживания результатов (наблюдение, диагностика, тесты);
Академических концертов;
Концертов, отчётных и классных концертов;
Конкурсов, фестивалей различного уровня.
Форма подведения итогов реализации программы
Успеваемость оценивается по итогам участия в конкурсах, фестивалях, классных концертах. Учитывает активность работы учащегося на протяжении всего периода обучения.
Ожидаемые результаты:
Результатом освоения программы является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);
умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
знаний основ музыкальной грамоты;
знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
знаний, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
навыков публичных выступлений.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Возможные формы занятий:
традиционное индивидуальное занятие, праздник, классный концерт, конкурс, фестиваль, репетиция, концерт.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Методы организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, анализ музыкального текста)
- наглядный (музыкальные иллюстрации педагога, наблюдения)
- практический (тренинг, упражнения).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
- репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом)
- исследовательский (самостоятельная творческая работа учащегося).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся:
- индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)
- в парах (игра в ансамбле).
Приёмы используемые педагогом:
Игра, упражнения, диалог, устное изложение, беседа, анализ музыкального текста, музыкальные иллюстрации педагога, наблюдение, тренинг, решение проблемных ситуаций.
Дидактический материал: методическая литература, репертуарные сборники, нотные сборники, таблицы музыкальных терминов, портреты композиторов.
Техническое оснащение занятий: гитара классическая, метроном.
Списки литературы
Список литературы для педагога
А. Гитман «Начальное обучение на шестиструнной гитаре». Москва ИЧП Эстетический центр «Престо» 1995г.
А. Кофанов «Книга о гитаре». «Композитор», СПБ, 2006.
Аккомпанемент на шестиструнной гитаре. Саратов. Издательство «Лицей» 1998г. А.Д. Леонтьев.
В. Калинин «Юный гитарист» часть 1. Москва «Музыка» 1993г.
В. Калинин «Юный гитарист» часть 2. Москва «Музыка» 1993г.
Гитара для всех. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Составитель В.Ф. Суханов. Ростов-на-Дону «Феникс» 1997г.
Гитарная школа. А.Л. Шумидуб Москва 2008г. Типография ООО «БЭСТ-ПРИНТ».
Искусство игры на шестиструнной гитаре. Часть 2. Тетрадь 2. Московский центр содействия развитию искусств «Тоника» 1991г. Составитель Н.Г. Кирьянов.
Л. Шумеев «Техника гитариста». Москва «Фаина» 2012г.
Новая школа игры на эстрадной гитаре. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 1997г.Составитель Е. Синюрин.
О. Канунова «Нотная тетрадь юного музыканта. Класс гитары». Ростов-на-Дону «Феникс» 2013г.
Пьесы и ансамбли для шестиструнной гитары. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2002г. Составитель С. Привалов.
Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Часть 2. Составитель Б.М. Павленко. Ростов-на-Дону «Феникс» 2003г.
Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Москва «Музыка» 1991г. Составитель Е. Ларичев.
Школа исполнительского мастерства юного гитариста. Н. А. Иванова-Крамская. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009.
Школа игры на гитаре для самых маленьких. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2015г. Составитель Вера Донских.
Школа игры на гитаре для самых маленьких. Нарисуй картинку музыкой. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2005г. Составитель Вера Донских.
Школа игры на шестиструнной гитаре. М. Каркасси. Москва «Советский композитор» 1991г..
Я рисую музыкуШкола-самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Часть 1. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2007г. Составитель В.С. Бахур.
Список литературы, рекомендуемой для обучающихся
1. «Детский джазовый альбом». Вып. 1. Упражнения, этюды, пьесы, дуэты. Москва ООО «Престо» 2005г. Составитель А. Виницкий.
10.Г. Каурина «Приятная прогулка». Легкие пьесы для начинающих гитаристов. 2013г.
11. Г. Каурина «Трудолюбивая пчелка». Легкие пьесы для начинающих гитаристов. Санкт-Петербург «Союз художников». 2013г.
12. Л. Иванова «Пьесы для начинающих». Санкт-Петербург «Композитор» 2013г.
13.Лёгкие пьесы для гитары. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 1999г. СоставительЛ.Иванова.
14.Лёгкие пьесы для шестиструнной гитары. Вып 1. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2003г.Составитель Г.Н. Гарнишевская.
15. О. Канунова «Нотная тетрадь юного музыканта. Класс гитары». Ростов-на-Дону «Феникс» 2013г.
16. О. Киселев «Первые шаги». Альбом юного гитариста. Челябинск Music production international 2006г.
17.Популярные джазовые и эстрадные мелоди. Вып 2. Ростов-на-Дону «Феникс» 1999г. Редактор В.В. Гуркин.
18.Пьесы и ансамбли для шестиструнной гитары. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2002г. Составитель С. Привалов.
19.Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Часть 2. Составитель Б.М. Павленко. Ростов-на-Дону «Феникс» 2003г.
2. «Детский джазовый альбом». Вып. 2. Упражнения, этюды, пьесы, дуэты. Москва ООО «Престо» 2005г. Составитель А. Виницкий.
20.Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Москва «Музыка» 1991г. Составитель Е. Ларичев.
21. Хрестоматия гитариста 1-5 классы ДМШ. «День рождения». Новосибирск «Окарина» 2009г.
22. Хрестоматия гитариста. «К радости». Новосибирск «Окарина» 2008г.
23.Хрестоматия гитариста. 1 класс для ДМШ. Составитель В. В. Гуркин. Ростов-на-Дону «Феникс» 1998.
24.Хрестоматия гитариста. 1 класс. Составитель В. Гуркин. Ростов-на-Дону «Феникс» 1998г.
25.Хрестоматия гитариста. 1-2 классы для ДМШ. Составитель К.И. Гордиенко. Ростов-на-Дону «Феникс» 1998г.
26.Хрестоматия гитариста. Для учащихся 1-7 классов ДМШ, младших курсов музыкального училища. Этюды для шестиструнной гитары. Составитель В. Агабабов. Москва «Музыка» 2006г.
27.Хрестоматия гитариста. Для учащихся 3-4 классов ДМШ. Составитель Н. Иванова-Крамская. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007г.
28.Хрестоматия гитариста. Для учащихся старших классов ДМШ. Составитель Н. Иванова-Крамская. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007г.
29.Хрестоматия гитариста. Подготовительный класс. Составитель В. Гуркин. Ростов-на-Дону «Феникс» 1998г.
30.«Испанская гитара». Пьесы для классической гитары. Составитель М. Александрова. ООО «Кифара» 2008г.
31.Хрестоматия гитариста. Подготовительный класс. Составитель В. Гуркин. Ростов-на-Дону «Феникс» 1999г.
32.Хрестоматия гитариста. Сонаты и сонатины. Составитель Ю. Лихачев. Ростов-на-Дону «Феникс» 2009г.
33.Хрестоматия гитариста. Старинная музыка. Составитель Ю. Лихачев. Ростов-на-Дону «Феникс» 2009г.
34.Хрестоматия юного гитариста для учащихся 1-3 классов ДМШ. Сонаты и сонатины. Составитель О. Зубченко. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007г.
35.Хрестоматия юного гитариста для учащихся 2-4 классов ДМШ. Составитель О. Зубченко. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007г.
36.Хрестоматия юного гитариста для учащихся 3-5 классов ДМШ. Сонаты и сонатины. Составитель О. Зубченко. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007г.
37. «Концерт в музыкальной школе». В. 1. Составитель А. Гитман. Москва «Престо» 1998г.
38. «Музыкальная шкатулка». Альбом легких пьес для шестиструнной гитары. Составитель Ю. Зырянов. Новосибирск «Арт-классик» 2000г.
39.«Школа радости». Пособие по игре на шестиструнной гитаре 2-3 годы обучения. Составитель Л. Иванова. 2012г.
40. «Школа радости». Пособие по игре на шестиструнной гитаре 4-6 годы обучения. Составитель Л. Иванова. 2012г.
41. «Юный гитарист» часть 1. В. Калинин. Москва «Музыка» 1993г.
42. «Юный гитарист» часть 2. В. Калинин. Москва «Музыка» 1993г.