Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Авдонькиной Ирины Петровны МБОУ Инсарская средняя общеобразовательная школа №2


Проектная деятельность в процессе изучения
русского языка и литературы

Представление педагогического опыта учителя
МБОУ «Инарская средняя общеобразовательная школа №2»
Авдонькиной Ирины Петровны

В современном представлении понятие «качество образования» не сводится только к набору знаний и навыков, полученных обучающимися, оно связано с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «самореализация», «компетентность», «самодостаточность», «защищённость и уверенность в будущем».
Поэтому сфера ответственности участников учебно-воспитательного процесса в системе образования не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении. Она предполагает решать задачи успешной социальной адаптации, развития инициативы, творческого потенциала и конструктивного мышления, как педагогов, так и обучающихся.
Перспективной для современной школы представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. В двадцать первом веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие. Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового проектов. Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определенное время (от одного урока до нескольких месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу. Необходимо получить новые знания в ходе решения учебно- познавательной проблемы.
Цель проектного обучения – овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитию социального сознания. Проектная технология позволяет реализовать личностно- ориентированный подход в обучении, а также и само мотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.д. Метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой деятельности. В первую очередь можно выделить такие качества, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членом команды. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика и учителя, а с другой стороны - целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов. Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями: - интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы); творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения проблемы, умения прогнозировать последствия того или иного явления); - коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником). В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь». Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии.
Проектная деятельность на уроках имеет следующие преимущества:
- становится выше посещаемость занятий, у учащихся растет уверенность в своих знаниях, развиваются способности к обучению;
- расширяется кругозор учащихся;
- формируется позитив в отношении к продуктивной, творческой ошибке;
- возникают способности самостоятельности в выдвижении новых идей и методов;
- учащиеся берут на себя большую ответственность за свое образование;
- возможность развития разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, нахождение ответов, работа в коллективе, а также общение.
Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиям. Особую актуальность приобретает метод деятельностной организации обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого ученика. Большие возможности для перехода от знаниевой модели обучения к способностной представляет проектное обучение, выросшее из метода проектов.
Современный образовательный проект – это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирование личностных качеств обучаемого. Использование метода проектов, в частности, на уроках русского языка и литературы, позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. Учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий, определять последовательность действий. Необходимым этапом в работе над проектом является объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий. Существенным в этом процессе является умение корректировать свои действия, то есть реконструировать эти действия таким образом, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. С этой целью обязательно проведение рефлексии каждого этапа проектной деятельности. Таким образом, в основе проектного обучения лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. При рефлексивно-деятельностном способе обучения меняется позиция преподавателя, а также требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся, выполняя роль компетентного консультанта. Рефлексивно-деятельностное обучение предполагает три основные функции учителя. Первая и основная – создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную творческую деятельность. Вторая – стимулирование ситуации успеха для каждого ученика. И, наконец, третья – проведение вместе с учениками рефлексии деятельности, процесса самоизменения. Среди оптимальных примеров проведения рефлексии можно отметить такие, как рефлексивная мишень, рефлексивный круг, мини-сочинения. Приоритетной формой взаимодействия на уроках с использованием проектной деятельности является «учитель – группа». В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач. Поэтому в настоящее время особенно актуальным может стать изучение отдельных тем русской орфографии или морфологии в старшей школе при подготовке к тестированию через проекты. Эти задачи неизбежно ведут к комплексной проработке всего необходимого для их решения материала. При изучении русской литературы проектная деятельность приобретает особенно жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла. Решенные задачи ставят на очередь смежные, с ними связанные, то есть ведут к комплексированию всей школьной работы. Значительная часть проектной деятельности – собирание материалов, применение на практике добытых результатов, главнейшие моменты, на которых ученики познают жизнь и учатся применять к ней свои знания, - 6происходит вне стен школы. Лабораторией для проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием – все окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным заданием. Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы учащиеся в достижении намеченной цели. Проектное обучение базируется на самостоятельной активности учащихся, так как истинное обучение идет через деятельность. Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Таким образом, использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской. В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта: поисковая, творческая, ролевая, прикладная,– можно выделить следующие типы проектов:
1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ.
2.ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ.
3. РОЛЕВО-ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ.
4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ.
5. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ.
6. МОНОПРОЕКТЫ.
7.МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ.
Представляемый мной опыт работы в своей основе содержит развитие темы "Проектная деятельность в процессе изучения русского языка и литературы". Целью работы является развитие творческого потенциала школьников. Актуальность метода проектов, по-моему, состоит, прежде всего, в том, что эта работа подразумевает создание таких ситуаций, когда учащиеся становятся самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима: ребята, находясь в поиске по решению поставленной перед ними задачи, самостоятельно и охотно приобретают знания, используя разные источники информации. Школьники учатся пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; работая в творческих группах и индивидуально, приобретают коммуникативные умения; став исследователями, учатся выявлять проблемы, вести сбор необходимой информации, наблюдать, анализировать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения. В процессе работы над проектом развивается системное мышление учеников. Оригинальность его состоит в заложенном в его основу активном творческом начале, за подобными инновациями будущее, так как они пробуждают мысль, "заставляют" исследовать, искать различные пути решения проблем, отстаивать своё мнение: Практическая сторона работы над методом проектов теперь уже не вызывает трудности ни у меня, ни у моих учеников. Исследование, творческая работа, возможность высказать свои мысли вдохновляют ребят.
Достижение учащихся учителя русского языка и литературы
Авдонькиной Ирины Петровны
в мероприятиях муниципального, республиканского, всероссийского уровней
за 3 года

Муниципальный уровень

Конкурс творческих работ «Искусство слова»
«Мир внутри и вокруг нас»


Ф.И. участника
Название работы
ФИО
руководителя
Результат

1
Громова Екатерина
В номинации «Проза»

Авдонькина И.П.
Призер

2
Авдонькин Артем
В номинации «Поэзия»
Авдонькина И.П.
Призёр

3
Шамшурина Алина
В номинации «Проза»
Авдонькина И.П.
Призер


Конкурс творческих работ «Жизнь без наркотиков»


Ф.И. участника
Название работы
Результат
ФИО
руководителя

1
Громова Екатерина
Эссе «Письмо наркоману»
1 место
Авдонькина И.П.

2
Фокин Даниил
Номинация «Рисунок»
2 место
Авдонькина И.П.

3
Шамшурина Алина
Творческая работа «Сделай выбор!»
2 место
Авдонькина И.П.


Конкурс сочинений и плакатов «Нет в России семьи такой...»


Ф.И. участника
Результат
Номинация
ФИО руководителя

1
Шамшурина Алина
участие
Творческая работа (стихотворение)
Авдонькина И.П.

2
Мельников Антон
участие
Творческая работа (сочинение)
Авдонькина И.П.

3
Фокин Данил
3 место
Рисунок «Война глазами детей»
Авдонькина И.П.



Конкурс сочинений «Калейдоскоп профессий»


Ф.И. участника
Название работы
Результат
ФИО
руководителя

1
Фокин Данил
«Хочу стать фотографом»
участие
Авдонькина И.П.

2
Алеканкин Кирилл
«Машина будущего»
участие
Авдонькина И.П.


Конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку»

место
Название работы
ФИО участника
ФИО руководителя

2 место
Русский костюм в сказках А.С.Пушкина
Коптяева Татьяна
Авдонькина И.П.



Конкурс чтецов «Живая классика»


Ф.И. участника
Номинация
Результат
Ф.И.О.
руководителя

1
Кузнецова София
Проза
2 место
Авдонькина И.П
.

2
Краснорепова Виктория
Проза
2 место
Авдонькина И.П


3
Самсонова Маргарита
Проза
3 место
Авдонькина И.П



Конкурс «Экология. Дети. Творчество»


Ф.И. участника
класс
Результат
ФИО
Руководителя

1
Добровольская Виктория

2 место
Авдонькина И.П.



Конкурс «Лучший скворечник»


Ф.И. участника
Номинация
Результат
ФИО
руководителя

1
Авдонькин Артем
креативный скворечник
2 место
Авдонькина И.П.


Конкурс технического творчества


Ф.И. участника
Результат
ФИО
руководителя

1
Авдонькин Артем
1 место
Авдонькина И.П.

2
Алеканкин Кирилл
2 место
Авдонькина И.П.


Республиканский уровень
Республиканский конкурс чтецов «Живая классика»


Ф.И. участника
Номинация
Результат
Ф.И.О.
руководителя

1
Кузнецова София
Проза
победитель
Авдонькина И.П.


Республиканский конкурс «Детский взгляд через объектив»

Ф.И. участника
Результат
ФИО
руководителя

1
Фокин Данил
1 место
Авдонькина И.П.



Республиканский конкурс проектно-исследовательских работ «Природа и мы»
( г. КовылкиноПримокшанская школа)


Ф.И. участника
Результат
ФИО
Руководителя

1
Коптяева Татьяна
участие
Авдонькина И.П.

2
Авдонькин Артем
победитель
Авдонькина И.П.


Республиканский конкурс проектно-исследовательских работ
«Живая культура: традиции и современность»

Ф.И. участника
Результат
ФИО
Руководителя

1
Коптяева Татьяна
Диплом 2 степени
Авдонькина И.П.



Республиканский, всероссийский конкурс «Дерево Земли, на которой я живу»


Ф.И. участника
Результат
ФИО
Руководителя

1
Мельникова Анастасия
участие
Авдонькина И.П.

2
Коптяева Татьяна
диплом 2 степени
Авдонькина И.П.








Всероссийский уровень

Всероссийский форум «Одаренные дети»


Ф.И. участника
класс
Результат
ФИО
Руководителя

1
Фокин Данил

Диплом 1степени
Авдонькина И.П.

2
Коптяева Татьяна

участие
Авдонькина И.П.

3
Мельникова Анастасия

Диплом 2 степени
Авдонькина И.П.

4
Сорокина Ксения

Диплом 3 степени
Авдонькина И.П.


Всероссийский конкурс по русскому языку «Лисенок»


Ф.И. участника
класс
Результат
ФИО
Руководителя

1
Авдонькин Артем

Диплом 1 степени
Авдонькина И.П.


Всероссийский литературный конкурс по творчеству М.Ю.Лермонтова


Ф.И. участника
класс
Результат
ФИО
руководителя

1
Фокин Данил

Диплом 2 степени
Авдонькина И.П.

2
Малышева Дарья

Диплом 3 степени
Авдонькина И.П.

3
Сурдейкина Кристина

Диплом 2 степени
Авдонькина И.П.


Всероссийский литературный конкурс по творчеству А.С.Пушкина


Ф.И. участника
класс
Результат
ФИО
Руководителя

1
Авдонькин Артем

Диплом 2 степени
Авдонькина И.П.

2
Малышева Даша

Диплом 2 степени
Авдонькина И.П.

3
Юшина Настя

Диплом 3 степени
Авдонькина И.П.

4
Крылова Ксения

участие
Авдонькина И.П.

5
Проказовавалерия

участие
Авдонькина И.П.

6
Коптяева татьяна

Диплом 1 степени
Авдонькина И.П.

7
Белоножкина Настя

Диплом 1 степени
Авдонькина И.П.

8
Сурдейкина Кристина

Диплом 2 степени
Авдонькина И.П.

9
Пастухов Александр

Диплом 2 степени
Авдонькина И.П.

10
Фокин Данил

Диплом 1 степени
Авдонькина И.П.


Всероссийский конкурс «Олимпус» по общеобразовательным предметам

предмет
количество
Результат


Русский яз
37 чел
5 чел. диплом лауреата
32 чел. участие

Литература
17 чел
2 чел. диплом лауреата
15 чел. участие


Международный уровень
Международный конкурс чтецов «Живая классика», г. Ялта


Ф.И. участника
класс
Номинация
Результат
Ф.И.О.
руководителя

1
Кузнецова София

Проза
участие
Авдонькина И.П.








Результаты работы вызывают живой интерес у учеников и учителей. Мы создаем творческие работы. Поверьте - это интересно! Подводя итог, могу сказать, что, работая над проектами- исследованиями, ребята овладевают навыками системной поисковой работы, они умеют выдвигать гипотезы (иногда спорные), они стараются доказательно отстаивать свою точку зрения, быть логичными и последовательными. А главный мой результат - горящие глаза моих учеников, их слова: "Давайте придумаем новый проект!" И придумаем! У нас много планов!
Литература:
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.- М.: АРКТИ, 2006.
2.Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: Народное образование, 2001.
3.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С.Полат. М.: Академия, 1999

коптяева республиканская культура мордовии 2014Рисунок 1E:\Авдонькина аттестация\коптяева республиканская культура мордовии 2014.jpgкоптяева районнаяконференция 2013Рисунок 2E:\Авдонькина аттестация\коптяева районнаяконференция 2013.jpg19 гимназия 2016Рисунок 5E:\Авдонькина аттестация\19 гимназия 2016.jpg15