Презентация к докладу по теме: Технологическая карта — как новый вид методической продукции педагога


Технологическая карта — новый вид методической продукции педагога Г. А. Шевердина- учитель начальных классов МБОУ «СОШ р.п.Свободный Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области» «… если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.»Джон Дьюи Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действие Как учить?обновлениесредствобучения (методики) Ради чегоучить?ценности образования(цель) Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действий ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ Вектор смещения акцентов нового стандарта – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.  ДЛЯ ЧЕГО? ? – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Технологическая карта урока - Интерактивность Структурированность Алгоритмичность Технологичность Обобщенность информации  ЧТО ЕЁ ОТЛИЧАЕТ? Структура технологической карты  Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;Цель освоения учебного содержания;Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);Метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);Основные понятия темы;Технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов. Этапы работы над технологической картой: 1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.4. Формулировка цели каждого этапа урока.5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).6. Выбор форм работы на уроке.7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика. ШАБЛОНЫ  технологических карт Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типа урока. Этап урока Время, мин. Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества) Этап урока, прогнозируемый результат Время, мин Деятельность учителя Деятельность обучающихся Методы приемы и формы обучения Примечания ШАБЛОНЫ  технологических карт Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД 1.Самоопределение к деятельности.Организационный момент 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 3.Постановка учебной цели и задач 4.  Построение проекта выхода из затруднения 5. Первичное закрепление 6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону Пошаговый алгоритм составления технологической карты   ШАГ 1- чётко определить и сформулировать для себя тему урока; - определить место темы в учебном курсе; - определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.ШАГ 2- определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока- зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие, и воспитывающие функции урока.ШАГ 3- спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является:-узнавание нового материала; воспроизведение; - применение знаний в новой ситуации; - применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: 1) задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; 2) задания, способствующие осмыслению материала учеником; 3) творческие задания.ШАГ 4Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход уже к известному.ШАГ 5Сгруппировать учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.ШАГ 6Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать :-что контролировать; - как контролировать; - как использовать результаты контроля.ШАГ 7 Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно- наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.ШАГ 8Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения. Технологическая карта позволит учителю: реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы. Технологическая карта позволит администрации школы: контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. ВЫВОДЫ: 1. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».2. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.3. Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода:необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;проектировать пути их реализации;контролировать и оценивать свои достижения. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Анализ современного урока. – Мн., 2001. Безрукова, В.С. Всё о современном уроке: проблемы и решения / В.С.Безрукова. – М.: Сентябрь, 2004. – 160 с. Безрукова, В.С. Достоинства и недостатки современного урока / В.Безрукова // Директор школы. – 2004. – № 2. – С. 33 – 37. Гринкевич, В.В. Педагогические технологии в современном лицее / В.В.Гринкевич // Народная асвета. – 2005. – № 3. – С. 34–37; № 11. – С. 7–11. Гузеев, В.В. Инструменты преподавания как основа образовательных технологий / В.В.Гузеев // Библиотека журнала "Директор школы", 2005. Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7. Древс, У. Организация урока (в вопросах и ответах) / У.Древс, Э.Фурман. – М., 1984. Жук, Н. Личностно ориентированный урок: технология проведения и оценки / Н.Жук // Директор школы. – 2006. – № 2. Зайцев, С. Личностно ориентированное обучение младших школьников / С.Зайцев // Директор школы. – 2005. – № 3. Искакова, Г.Н. Из опыта внутришкольного повышения квалификации: общедоступные требования к проведению уроков / Г.Н.Искакова // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 2. – С. 21–32. Литература