Презентация к методической разработке урока Обучение сжатому изложению текста(9 класс)


Подготовка к написанию сжатого изложения Сжатое изложение Кратко, точно, логично, эмоционально передать основное содержание текстаВоспроизвести основное содержание текста, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста Особенности сжатого изложения 1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ5. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ6. ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА Особенности сжатого изложения ТемаИдеяТип речиСтиль речиОбъём Не меняютсяМеняется Публицистический стиль Используется для создания передовой статьи газеты или журнала, воззваний, очерков, фельетонов и т.п.Цель – воздействуя на сознание и эмоции читателя, убедить в правоте сказанного.Всегда поднимает актуальную, острую проблему общества.Использует обращения, риторические вопросы, восклицания, призывы, яркие, неожиданные образы и т.п. Особенностипублицистического стиля Языковые приметы стиляСовмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики, сочетание официально-деловых и эмоциональных выражений, употребление слов в переносном значении (так называемая «газетная образность»: белое золото — хлопок, голубые дороги — морские пути и пр.), вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, повторов, обращений, риторических вопросов и т. д. Типы речи Для понимания смысла любого текста важно определить тип речи, использованный в нем, так как именно тип речи определяет способы формирования и разворачивания основной мысли. Традиционно наша речь делится на три типа (т.е. может быть представлена в типовых речевых формах):Описание Повествование Рассуждение Повествование тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Преобладают глаголы (обычно сов.в.), передающие сменяющие друг друга действия, динамику событий. Используются наречия места и времени.Используются все типы предложений Описание тип речи, при помощи которого изображается окружающий мир – предметы, явления, человек. Преобладают существительные и прилагательные. Глаголы (обычно несов.в.) передают действия (состояния), характеризующие лицо или предмет. Преобладают простые предложения. Рассуждение тип речи, при помощи которого излагаются и разъясняются какие-либо идеи, отрицается или подтверждается какая-либо мысль.В любом рассуждении есть тезис и обоснование высказанной мысли, логический вывод. Преобладает абстрактная лексика. Используются вводные слова, производные предлоги и составные союзы. Преобладают сложноподчиненные и простые осложненные предложения. Исключение исключение повторов; исключение одного или нескольких из синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких предложений. Упрощение слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; замена сложноподчинённого предложения простым; замена фрагмента предложения синонимичным выражением Обобщение Замена однородных членов обобщающим словомЗамена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением Микротема 1 Если у человека отличная память, быстрый и проницательный ум, высокая работоспособность, но он подвержен страхам или излишней мнительности, завистлив и подозрителен, то ни труд, ни отдых не принесут ему той радости, какую могли бы принести. Поэтому перед каждым человеком стоит сложная задача - научиться управлять своими переживаниями, своими «страхами». Если у человека отличная память, ум, высокая работоспособность, но он подвержен страхам, то ничто не принесет радости. Поэтому каждый должен научиться управлять своими переживаниями. Исключение, обобщение, упрощение Микротема 2 Не будем говорить о тех коротких и очень сильных эффектах, вызванных внезапной опасностью, от которых люди иногда даже погибают. Часто людей пугает неизвестность, незнание того, что может произойти в незнакомой ситуации. Так, у некоторых детей зарождается страх перед темнотой, у многих горожан — страх перед лесом, животными, у сельчан -страх перед большим городом, где много людей и легко потеряться. Постепенно подобные страхи закрепляются, и изжить их уже не так просто . Не будем говорить о коротких и очень сильных эффектах, вызванных внезапной опасностью. Часто людей пугает неизвестность. Так, у некоторых детей зарождается страх перед темнотой. Подобные страхи изжить сложно. Исключение, упрощение Микротема 3 Французский врач Бомбар, служивший в портовом госпитале, знал от своих пациентов, что нередко после кораблекрушения люди погибают в лодках не от голода и не от жажды, а от страха перед неизвестностью, перед ожидающими их трудностями, от неверия в возможность спасения. И вот что сделал Бомбар, движимый невероятным благородным состраданием к людям, желанием избавить их от губительного страха перед морем. Он в одиночестве, питаясь только тем, что давало ему море, собирая для питья дождевую воду, в небольшой лодке пересек Атлантический океан и через шестьдесят пять дней плавания высадился на американский берег. Тем самым он доказал, что, даже оказавшись в открытом океане без еды и питья, человек должен несокрушимо верить в спасение, оно возможно! Французский врач Бомбар знал от своих пациентов, что нередко после кораблекрушения люди погибают в лодках от неверия в возможность спасения. Движимый невероятным благородным состраданием к людям, он в одиночестве в небольшой лодке за 65 дней пересек Атлантический океан. Так Бомбар доказал, что человек должен несокрушимо верить в спасение! Исключение, обобщение, упрощение Микротема 4 Страху учатся. А значит, можно и разучиться! Главное - это очень сильно захотеть. Не зря говорят: «хочу» — это половина «могу». Страх стоит попытаться «приручить». Это и сделал Бомбар. Многие великие утверждают, что от многих страхов можно избавиться, если много знать о мире, в котором живешь. Узнавайте больше - и конец страхам! Страху учатся. А значит, можно и разучиться! Главное - это сильно захотеть. Это и сделал Бомбар. От многих страхов можно избавиться, если много знать о мире, в котором живешь. Узнавайте больше - и конец страхам! Исключение Орфографическая подготовка Э…ектНеизвес…ностьОпас…ность С…туацияПац…ентСостр…даниеПрон…цательный Зар…ждается Док…зал Научит…ся управлятьМожно избавит…сяЖивёш… в миреЛегко потерят…сяРаб.т.сп.собностьКор.бл.крушение(Не)редко(Не) так просто(Не)верие Орфографическая подготовка ЭффектНеизвестностьОпасность СитуацияПациентСостраданиеПроницательный Зарождается Доказал Научиться управлятьМожно избавитьсяЖивёшь в миреЛегко потерятьсяРаботоспособностьКораблекрушениеНередкоНе так простоНеверие Пунктуационная подготовка Вводные словаТак, (например),А значит, Так, у некоторых детей зарождается страх перед темнотой, у многих горожан — страх перед лесом, животными, у сельчан -страх перед большим городом, где много людей и легко потеряться. А значит, можно и разучиться! Пунктуационная подготовка Сложное предложениеМногие великие утверждают, что от многих страхов можно избавиться, если много знать о мире, в котором живешь. (Определите тип подчинительной связи) , (что) (Найдите предложения по схеме) Написание изложения